Глядя из России, итальянский город Лукка, наряду с Пизой, Сиеной и Флоренцией, кажется одной из жемчужин Тосканы, которые друг на друга неуловимо похожи. Вместе с тем каждый из этих городов имеет ярко выраженную индивидуальность; в течение веков они друг с другом соперничали и даже враждовали, и различий между ними столько же, сколько и сходства, если не больше.
Для жителей Лукки свобода — пожалуй, главная ценность. С XII по XIX век город был независимой республикой, второй по величине после Венеции, и соревновался с Флоренцией за звание главного в Тоскане. Финансовое процветание Лукки зиждилось на торговле, производстве шелка и банковских услугах. За 700 лет случалось всякое, в том числе и вражеская оккупация. У Лукки есть важный городской праздник — День освобождения. Его отмечают в первое воскресенье после Пасхи в память о невероятно далеком 1369 годе, когда город вернул себе независимость от Пизы, причем не путем войны, а по декларации императора Карла IV в обмен на крупную сумму денег.
Основана же Лукка была и того раньше — примерно в 180 году до н.э., когда в здешних местах, на реке Серкио, римляне встали военным лагерем среди болот (по одной из версий, название города возникло от лигурийского luk — «болото»). С тех времен в городе сохранились прямоугольная сетка улиц, топонимика (например, площадь Амфитеатра или базилика Сан-Микеле ин Форо, то есть построенная на античном форуме) и даже часть оборонительных сооружений — их мощную кладку можно увидеть внутри крохотной готической церкви XIV–XV веков Санта-Мария делла Роза.
Главную же достопримечательность Лукки не заметить невозможно: это кольцо прекрасно сохранившихся крепостных стен протяженностью свыше 4 км. Крепость начали строить в 1504 году и завершили в 1648-м. Крепость так и не использовали по прямому назначению, зато в 1812 году ее стены спасли город от наводнения. Еще спустя десять лет, в 1820-х, на них разбили бульвар, высадили деревья, а уже в наши дни проложили дорожки для прогулок и езды на велосипеде, а в каменных фортах открыли кафе. Хватило места и лужайкам для пикников. Любой современный город позавидует потрясающему парку, со всех сторон окаймляющему древнюю Лукку. Остается дивиться прозорливости градостроителей прошлых веков.
Лукка внутри крепостного вала (4 кв. км) — это лабиринт узких улиц, необычных площадей, башен и множества церквей. Отметим две из них. Кафедральный собор Святого Мартина XI века живо напоминает аналогичный собор в Пизе. Оба храма были заложены в 1060-х годах, но в Лукке «что-то пошло не так», и главный фасад храма получился асимметричным. Левая его часть сильно уже правой; кажется, что здание бесцеремонно приплюснуто соседним домом, где сегодня располагается финансовая организация — Banca del Monte di Lucca, под разными вывесками существующая века эдак с XV. Союз веры и капитала выглядит весьма символично.
Внутри кафедрального собора можно найти «Тайную вечерю» Тинторетто, произведения Маттео Чивитали (1436–1501), одного из лучших скульпторов тосканской школы, и «спящую красавицу» — мраморное надгробие Иларии дель Карретто с трогательным мраморным же мопсом в ногах. Илария умерла в 1405 году в 26 лет вторыми родами; ее супруг, тиран Лукки Паоло Гуиниджи, быстро нашел очередную жену, но и Иларии воздвиг достойный памятник. Не слишком жаловавший Лукку Павел Муратов, писатель и искусствовед, автор легендарных «Образов Италии», назвал это надгробие «лучшим, что есть в городе», да и то созданным чужестранцем — великим сиенским скульптором Якопо делла Кверча (1374–1438). Когда в 1430 году Гуиниджи изгнали из Лукки, горожане хотели уничтожить любые о нем напоминания, в том числе мраморный саркофаг Иларии. Претерпев невероятные мытарства, он вернулся на прежнее место только в 1913 году.
Собор VII–XIII веков Сан-Микеле ин Форо — одна из самых красивых церквей города. (У Муратова особое мнение: «безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан-Микеле», но мы позволим себе с ним не согласиться.) До 1370-х здесь заседал Великий совет — главный исполнительный орган республики. Собор невероятно наряден благодаря обилию скульптур, рельефов и мозаичных фризов, на которых запечатлен средневековый бестиарий: грифоны, единороги, кентавры и русалки. Когда в 1866 году храм реставрировали, то на место утраченных от времени деталей добавили портреты исторических личностей: Колумба, Гарибальди, Наполеона, папы Пия IX и других.
Недалеко от собора находится памятник Джакомо Пуччини (1858–1924), самому знаменитому уроженцу города. Монумент автору «Тоски», «Богемы» и «Мадам Баттерфляй» установили вблизи дома, где он провел детство и где сегодня музей. Проект скульптора Вито Тонджани был осуществлен 30 лет назад.
Лукка и сегодня важный музыкальный центр. Летом тут проходит фестиваль под открытым небом. В этом году на него ждут Эда Ширана, Ленни Кравица и Эрика Клэптона. Фестиваль оккупирует одну из красивейших площадей города — Пьяцца Наполеоне. Она возникла на карте Лукки в начале XIX века, когда завоеванный французами город находился под управлением Элизы Бонапарт-Бачокки (1777–1820), сестры Наполеона. Она любила искусство и архитектуру, дружила с Никколо Паганини и окружила себя роскошным двором. В Лукке Элизе не хватало парижского размаха и шика, поэтому она велела расчистить пространство перед герцогским дворцом, в результате чего исчезли жилые здания, почта, соляные склады и весьма почитаемая церковь Сан-Пьетро Маджоре, зато появилась площадь во французском стиле с высаженными по периметру платанами. Свободолюбивые горожане, конечно же, не питали симпатии к сестре захватчика, которая бесцеремонно перекраивала город по своему вкусу.
Любителям искусства надо приезжать в Лукку в третье воскресенье каждого месяца, когда город отдан во власть антикварных дилеров. Традиция проводить ежемесячные ярмарки предметов старины в городе тянется с незапамятных времен.
Перечислить все сокровища, накопленные городом за 22 века, невозможно. Напоследок упомянем расположенное здесь одно из самых удивительных в мире зданий — башню Гуиниджи, на смотровой площадке которой растут семь больших дубов. Построенная в XIV веке 44-метровая башня была частью средневекового замка. На панорамных рисунках города, датированных XV веком, можно насчитать 250 башен, и только одна имела деревья на вершине. То есть высотное озеленение было заложено в первоначальный план — разве это не чудо?
Вокруг Лукки, на пологих склонах тосканских холмов, расположено 350 исторических вилл XV–XIX веков. Сегодня это известные места туристического паломничества.
Известнейшая барочная вилла в 12 км от Лукки создавалась на протяжении 300 лет, с XVII по XIX век. В 1675 году ее купил богатый торговец шелком Октавио Манси. Нарядный фасад этого компактного (5 тыс. кв. м) дворца с парадной лестницей и изящной лоджией находится в гармонии с роскошными интерьерами, от пола и вместе с потолком покрытыми фресками и картинами на мифологические сюжеты. Дом располагается в живописном парке. В 2019 году виллу выставляли на продажу за $21 млн.
Первое упоминание этого имения датируется 1593 годом. Во второй половине XVII века его купил и перестроил в стиле барокко Николао Сантини, посол Лукки при дворе Людовика XIV. Сантини сделал из своего дома маленький Версаль c роскошным регулярным и пейзажным парками и 700-метровой кипарисовой аллеей. Интерьеры виллы грандиозны: комнаты богато декорированы и обставлены изысканной мебелью, библиотеку собирали столетиями, художественная коллекция включает картины Якопо Понтормо, Джованни Франческо Гверчино и других.
После многолетней реставрации эту королевскую резиденцию сегодня можно увидеть такой, какой она была в начале XIX века, когда здесь жила самая знаменитая ее хозяйка — правительница Лукки Элиза Бонапарт-Бачокки. Лаконичная по архитектуре вилла идеально вписана в ландшафт: она стоит на возвышении, из окон открывается вид на просторный газон и озеро. Парк знаменит водным театром — барочным комплексом водопадов и гротов. Для посещения открыты частные покои Элизы, в которых полностью восстановлена историческая обстановка.
Имение было построено в 1615 году по заказу видного политика Бернардо Бернардини. Памятник архитектуры Позднего Возрождения, это единственная из открытых к посещению вилл вокруг Лукки, которая никогда не меняла владельцев. Практически в каждой комнате хранятся драгоценные свидетельства прошлого: мебель, ковры, часы, гербы, столовое серебро, стеклянная посуда, скульптура и живопись. Владеющее виллой 35-е поколение семьи Бернардини зарабатывает на билетах в местный музей и мероприятиях, прежде всего свадьбах.