18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церкви, башни, площади, крепость и Спящая красавица

Башня Гуиниджи XIV в. с рощицей на вершине.  Фото: EPA/FABIO MUZZI/TASS
Башня Гуиниджи XIV в. с рощицей на вершине.
Фото: EPA/FABIO MUZZI/TASS
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Если спросить жителей Лукки, что они ценят превыше всего, самый распространенный ответ будет: свобода

Глядя из России, итальянский город Лукка, наряду с Пизой, Сиеной и Флоренцией, кажется одной из жемчужин Тосканы, которые друг на друга неуловимо похожи. Вместе с тем каждый из этих городов имеет ярко выраженную индивидуальность; в течение веков они друг с другом соперничали и даже враждовали, и различий между ними столько же, сколько и сходства, если не больше.

Для жителей Лукки свобода — пожалуй, главная ценность. С XII по XIX век город был независимой республикой, второй по величине после Венеции, и соревновался с Флоренцией за звание главного в Тоскане. Финансовое процветание Лукки зиждилось на торговле, производстве шелка и банковских услугах. За 700 лет случалось всякое, в том числе и вражеская оккупация. У Лукки есть важный городской праздник — День освобождения. Его отмечают в первое воскресенье после Пасхи в память о невероятно далеком 1369 годе, когда город вернул себе независимость от Пизы, причем не путем войны, а по декларации императора Карла IV в обмен на крупную сумму денег.

Основана же Лукка была и того раньше — примерно в 180 году до н.э., когда в здешних местах, на реке Серкио, римляне встали военным лагерем среди болот (по одной из версий, название города возникло от лигурийского luk — «болото»). С тех времен в городе сохранились прямо­угольная сетка улиц, топонимика (например, площадь Амфитеатра или базилика Сан-Микеле ин Форо, то есть построенная на античном форуме) и даже часть оборонительных сооружений — их мощную кладку можно увидеть внутри крохотной готической церкви XIV–XV веков Санта-Мария делла Роза.

Площадь Амфитеатра: здесь самая дорогая недвижимость в городе.  Фото: EPA/FABIO MUZZI/TASS
Площадь Амфитеатра: здесь самая дорогая недвижимость в городе.
Фото: EPA/FABIO MUZZI/TASS

Главную же достопримечательность Лукки не заметить невозможно: это кольцо прекрасно сохранившихся крепостных стен протяженностью свыше 4 км. Крепость начали строить в 1504 году и завершили в 1648-м. Крепость так и не использовали по прямому назначению, зато в 1812 году ее стены спасли город от наводнения. Еще спустя десять лет, в 1820-х, на них разбили бульвар, высадили деревья, а уже в наши дни проложили дорожки для прогулок и езды на велосипеде, а в каменных фортах открыли кафе. Хватило места и лужайкам для пикников. Любой современный город позавидует потрясающему парку, со всех сторон окаймляющему древнюю Лукку. Остается дивиться прозорливости градостроителей прошлых веков.

Лукка внутри крепостного вала (4 кв. км) — это лабиринт узких улиц, не­обычных площадей, башен и множества церквей. Отметим две из них. Кафедральный собор Святого Мартина XI века живо напоминает аналогичный собор в Пизе. Оба храма были заложены в 1060-х годах, но в Лукке «что-то пошло не так», и главный фасад храма получился асимметричным. Левая его часть сильно уже правой; кажется, что здание бесцеремонно приплюснуто соседним домом, где сегодня располагается финансовая организация — Banca del Monte di Lucca, под разными вывесками существующая века эдак с XV. Союз веры и капитала выглядит весьма символично.

Асимметричный фасад собора Святого Мартина (1060) на одноименной площади.  Фото: Maremagnum/Getty Images
Асимметричный фасад собора Святого Мартина (1060) на одноименной площади.
Фото: Maremagnum/Getty Images

Внутри кафедрального собора можно найти «Тайную вечерю» Тинторетто, произведения Маттео Чивитали (1436–1501), одного из лучших скульпторов тосканской школы, и «спящую красавицу» — мраморное надгробие Иларии дель Карретто с трогательным мраморным же мопсом в ногах. Илария умерла в 1405 году в 26 лет вторыми родами; ее супруг, тиран Лукки Паоло Гуиниджи, быстро нашел очередную жену, но и Иларии воздвиг достойный памятник. Не слишком жаловавший Лукку Павел Муратов, писатель и искусствовед, автор легендарных «Образов Италии», назвал это надгробие «лучшим, что есть в городе», да и то созданным чужестранцем — великим сиенским скульптором Якопо делла Кверча (1374–1438). Когда в 1430 году Гуиниджи изгнали из Лукки, горожане хотели уничтожить любые о нем напоминания, в том числе мраморный саркофаг Иларии. Претерпев невероятные мытарства, он вернулся на прежнее место только в 1913 году.

Собор VII–XIII веков Сан-Микеле ин Форо — одна из самых красивых церквей города. (У Муратова особое мнение: «безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан-Микеле», но мы позволим себе с ним не согласиться.) До 1370-х здесь заседал Великий совет — главный исполнительный орган республики. Собор невероятно наряден благодаря обилию скульптур, рельефов и мозаичных фризов, на которых запечатлен средневековый бестиарий: грифоны, единороги, кентавры и русалки. Когда в 1866 году храм реставрировали, то на место утраченных от времени деталей добавили портреты исторических личностей: Колумба, Гарибальди, Наполеона, папы Пия IX и других.

Недалеко от собора находится памятник Джакомо Пуччини (1858–1924), самому знаменитому уроженцу города. Монумент автору «Тоски», «Богемы» и «Мадам Баттерфляй» установили вблизи дома, где он провел детство и где сегодня музей. Проект скульптора Вито Тонджани был осуществлен 30 лет назад.

Памятник Джакомо Пуччини.  Фото: Getty Images
Памятник Джакомо Пуччини.
Фото: Getty Images

Лукка и сегодня важный музыкальный центр. Летом тут проходит фестиваль под открытым небом. В этом году на него ждут Эда Ширана, Ленни Кравица и Эрика Клэптона. Фестиваль оккупирует одну из красивейших площадей города — Пьяцца Наполеоне. Она возникла на карте Лукки в начале XIX века, когда завоеванный французами город находился под управлением Элизы Бонапарт-Бачокки (1777–1820), сестры Наполеона. Она любила искусство и архитектуру, дружила с Никколо Паганини и окружила себя роскошным двором. В Лукке Элизе не хватало парижского размаха и шика, поэтому она велела расчистить пространство перед герцогским дворцом, в результате чего исчезли жилые здания, почта, соляные склады и весьма почитаемая церковь Сан-Пьетро Маджоре, зато появилась площадь во французском стиле с высаженными по периметру платанами. Свободолюбивые горожане, конечно же, не питали симпатии к сестре захватчика, которая бесцеремонно перекраивала город по своему вкусу.

Любителям искусства надо приезжать в Лукку в третье воскресенье каждого месяца, когда город отдан во власть антикварных дилеров. Традиция проводить ежемесячные ярмарки предметов старины в городе тянется с незапамятных времен.

Перечислить все сокровища, накопленные городом за 22 века, невозможно. Напоследок упомянем расположенное здесь одно из самых удивительных в мире зданий — башню Гуиниджи, на смотровой площадке которой растут семь больших дубов. Построенная в XIV веке 44-метровая башня была частью средневекового замка. На панорамных рисунках города, датированных XV веком, можно насчитать 250 башен, и только одна имела деревья на вершине. То есть высотное озеленение было заложено в первоначальный план — разве это не чудо?

Вокруг Лукки, на пологих склонах тосканских холмов, расположено 350 исторических вилл XV–XIX веков. Сегодня это известные места туристического паломничества. 


Вилла Манси

Вилла Манси.  Фото: Wikimedia
Вилла Манси.
Фото: Wikimedia

Известнейшая барочная вилла в 12 км от Лукки создавалась на протяжении 300 лет, с XVII по XIX век. В 1675 году ее купил богатый торговец шелком Октавио Манси. Нарядный фасад этого компактного (5 тыс. кв. м) дворца с парадной лестницей и изящной лоджией находится в гармонии с роскошными интерьерами, от пола и вместе с потолком покрытыми фресками и картинами на мифологические сюжеты. Дом располагается в живописном парке. В 2019 году виллу выставляли на продажу за $21 млн.


Вилла Торриджани

Вилла Торриджани.  Фото: Marcoscarpellon/Wikipedia
Вилла Торриджани.
Фото: Marcoscarpellon/Wikipedia

Первое упоминание этого имения датируется 1593 годом. Во второй половине XVII века его купил и перестроил в стиле барокко Николао Сантини, посол Лукки при дворе Людовика XIV. Сантини сделал из своего дома маленький Версаль c роскошным регулярным и пейзажным парками и 700-метровой кипарисовой аллеей. Интерьеры виллы грандиозны: комнаты богато декорированы и обставлены изысканной мебелью, библиотеку собирали столетиями, художественная коллекция включает картины Якопо Понтормо, Джованни Франческо Гверчино и других.


Вилла Реале ди Марлия

Вилла Реале ди Марлия.  Фото: Wikimedia
Вилла Реале ди Марлия.
Фото: Wikimedia

После многолетней реставрации эту королевскую резиденцию сегодня можно увидеть такой, какой она была в начале XIX века, когда здесь жила самая знаменитая ее хозяйка — правительница Лукки Элиза Бонапарт-Бачокки. Лаконичная по архитектуре вилла идеально вписана в ландшафт: она стоит на возвышении, из окон открывается вид на просторный газон и озеро. Парк знаменит водным театром — барочным комплексом водопадов и гротов. Для посещения открыты частные покои Элизы, в которых полностью восстановлена историческая обстановка.


Вилла Бернардини

Вилла Бернардини.  Фото: Wikimedia
Вилла Бернардини.
Фото: Wikimedia

Имение было построено в 1615 году по заказу видного политика Бернардо Бернардини. Памятник архитектуры Позднего Возрождения, это единственная из открытых к посещению вилл вокруг Лукки, которая никогда не меняла владельцев. Практически в каждой комнате хранятся драгоценные свидетельства прошлого: мебель, ковры, часы, гербы, столовое серебро, стеклянная посуда, скульптура и живопись. Владеющее виллой 35-е поколение семьи Бернардини зарабатывает на билетах в местный музей и мероприятиях, прежде всего свадьбах.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+