18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ана Лупаш в Стеделейк-музее: домотканое и универсальное

Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.  Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.
Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива показывает весь путь румынской художницы, сквозными темами которой были и остаются сопротивление тоталитарному давлению, отстаивание права на индивидуальность и сохранение культурного наследия

Ана Лупаш (р. 1940), как правило, работает с нарочито простыми и даже грубыми материалами: соломой, льном и шерстью. Большинство ее произведений — сложно устроенные и развивающиеся во времени инсталляции, вдохновленные традициями народной жизни Трансильвании, где Лупаш родилась. Легко найти сходство ее работ с ленд-артом и арте повера, но отличительной их чертой является необходимость взаимодействия с местными сообществами, будь то жители ее родной деревни или члены арт-группы «Ателье-35», которую она образовала.

Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.  Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna
Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.
Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna

С первыми Ана Лупаш сделала самые крупные свои проекты, такие как «Торжественный процесс» (1964–2008), в ходе которого вместе с крестьянами она создавала и фотографировала скульптуры из соломы (позже они частично были переведены в металл, сейчас инсталляция в собрании музея Тейт). С деревенскими женщинами художница развешивала на веревках домотканые холсты во «Влажной инсталляции» (1970), а с друзьями-художниками сшила из обрезков тканей пальто, которое каждому из участников акции надо было поносить, нашив ярлык со своим именем («Одолженное пальто», 1989, недавно приобретено в коллекцию Стеделейк-музея).

Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее. Фото: Stedelijk Museum
Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее.
Фото: Stedelijk Museum

«Выставка была разработана в тесном сотрудничестве с художницей, — отмечает куратор Стеделейк-музея Леонтин Кулевей. — Мы демонстрируем ключевые вехи ее творчества, документацию временных инсталляций и работы, которые никогда раньше не выставлялись».

Стеделейк-музей
«Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+