18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ярмарка искусства 1703 открывается в Петербурге

Пространство ярмарки 1703 стилизовано под городскую площадь с кафе, лекторием, книжными магазинами Фото: ярмарка 1703
Пространство ярмарки 1703 стилизовано под городскую площадь с кафе, лекторием, книжными магазинами
Фото: ярмарка 1703
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Уже в третий раз ярмарка предоставляет гостям и участникам Международного экономического форума возможность увидеть живое современное искусство — и в физическом формате, и в цифровом

Ярмарка искусства 1703 открывает свой третий сезон и вновь займет все пространство петербургского Манежа. Три года — небольшой срок, но для современного, стремительно меняющегося арт-рынка это знак постоянства. Ярмарка инициирована ПАО «Газпром» и проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. С момента основания в 2022 году она ежегодно проходит в дни Петербургского международного экономического форума. Это уникальная возможность для участников форума, которые съезжаются со всей страны и из-за рубежа, увидеть самое живое, современное российское искусство.

Цитата
Ангелина Карпухина
Исполнительный директор ярмарки 1703

Ярмарка — это живой проект, поэтому каждый новый выпуск получается неповторимым, со своей драматургией и внутренней динамикой. Она трансформируется и приобретает новый абрис после того, как экспертный совет делает свой выбор и формирует список галерей. Общую тональность задают сильная программа и профессиональный отбор современного актуального искусства. В этом выпуске у нас увеличилось общее число участников и заметно расширилась география. Стенды представит 41 галерея из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Калуги, Стамбула и Дубая. На этот раз разделение участников на секции зависит от опыта и профиля галереи, чтобы зрителям было проще ориентироваться в многообразии представленного искусства и строить эстетические или исследовательские маршруты. Еще из новинок этого года хочется отметить нашу партнерскую программу, к реализации которой подошли с особенной любовью, нырнув в увлекательный процесс идентификации и осмысления бизнеса через концептуальное художественное высказывание. Каждый раз, работая над проектом, хочется выстроить его в нетривиальной форме и стать проводником между автором и зрителем, вовлечь как можно больше людей в диалог с произведением. У каждой ярмарки есть неповторимые черты, и 1703 не исключение. Проект был создан ПАО «Газпром», и уже третий сезон участие для галерей остается бесплатным. Это беспрецедентный случай, когда ярмарка, по своей сути коммерческая организация, становится масштабным инструментом поддержки арт-сообщества и популяризации современного искусства. Интересуясь актуальными культурными процессами, мы становимся не только их свидетелями, но и активными участниками. Фраза «ярмарка вдохновлена городом» для команды не только дескриптор, но и негласный внутренний ориентир. Мы любим добавлять акценты, которые ассоциируются с Петербургом, — анфилады, парковые ансамбли и сам Манеж отражаются в ее ДНК.

Еще…

В этом году ярмарка расширила свою географию: в списке — участники из Москвы, Нижнего Новгорода, Калуги, Самары, Санкт-Петербурга, Стамбула (Турция) и Дубая (ОАЭ). Организаторы ярмарки стараются соблюдать баланс между традиционной стабильностью и новациями. Для того чтобы зрителю и покупателю легче было ориентироваться в потоке современного искусства, решено было разбить участников по секциям.

ОСНОВА

Эта секция объединит галереи с постоянным пространством и выставочной программой, независимо от того, давно ли они существуют или недавно основаны. Среди них, например, тяжеловес и старожил московского художественного рынка Triumph gallery и Центр визуальной культуры Béton, основанный не очень давно, но заслуживший серьезную репутацию. Pogodina Gallery на своем стенде сопоставит петербургский неоакадемизм и московский концептуализм в их понимании темы античности.

Андрей Чежин. «Нью-Йорк». Из серии «Пространство Эшера». Фото: ЦВК Béton
Андрей Чежин. «Нью-Йорк». Из серии «Пространство Эшера».
Фото: ЦВК Béton

Здесь будут торжественные и прекрасные произведения Ольги Тобрелутс — и ассамбляж Витаса Стасюнаса с бочкой квашеной капусты, придавленной головой Венеры. a—s—t—r—a gallery также добавит «античности» на свой стенд, показав холодноватые работы Алексея Морозова. Новый участник, DiDi Gallery, для дебюта на ярмарке 1703 решил представить пул своих современных художников: Сашу Браулова, Артема Максимова, Викторию Бодрову и других.

Артем Максимов. Серия «Благая весть». Фото: DiDi Gallery
Артем Максимов. Серия «Благая весть».
Фото: DiDi Gallery

Петербургская MYTH Gallery показывает соло-стенд художника Егора Федоричева. А Центр визуальной культуры Béton размышляет об искусстве реальности и показывает завораживающие и странные миры, созданные творческой группой ГрОМ, Андреем Чежиным и фотохудожником из Гонконга Алмондом Чу.

Справка
Экспертный совет

Александр Боровский

заведующий отделом новейших течений русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств

Марина Гисич

галерист, основатель и владелец Marina Gisich Gallery (участник ярмарки)

Анна Ялова

директор центрального выставочного зала «МАНЕЖ»

Сергей Попов

искусствовед, основатель галереи pop/off/art (участник ярмарки)

Ангелина Карпухина

исполнительный директор ярмарки 1703

Ольга Вад

куратор, руководитель магистратуры ART & SCIENCE университета ИТМО (участник ярмарки)

Наталья Хвоенкова

куратор выставочных и образовательных проектов, главный руководитель направления Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга

Члены совета сообщили, что отбор участников был непростым, но из огромного количества достойных заявок удалось выбрать самые сильные. Оценивались не только постоянная выставочная деятельность галереи, но и выбор концепции и авторов для представления на стенде. Такой подход позволил сделать самый актуальный срез современного искусства.

Еще…

АЛГОРИТМ

Секция «Алгоритм» создана для галерей и платформ, работающих с новыми медиа, NFT и цифровым искусством. Участников в ней не очень много, зато каждый стенд будет равен отдельному фантастическому миру.

Мария Купцова, Дарья Смахтина, Марина Музыка. Insideout. Imprint. Фото: Центр Art & Science Университета ИТМО
Мария Купцова, Дарья Смахтина, Марина Музыка. Insideout. Imprint.
Фото: Центр Art & Science Университета ИТМО

Например, центр Art & Science Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) покажет работы студентов, выпускников и преподавателей, которые рассуждают об особенностях психологии общества технологий, перспективах преодоления экологического кризиса и создают керамику на основе нейроданных.

ПРОЕКТ

Для галерей без постоянного пространства, художественных объединений, групп и платформ создана секция «Проект». В нее попали, например, совсем молодые петербургские галереи фотографии ART OF FOTO и ZERNOGALLERY, а также московские «Роза Азора» (совсем недавно отказавшаяся от своего пространства) и «Пальто» (с самого начала существует на подкладке пальто художника Александра Петрелли).

Мария Арендт. «Книгохранилище». Фото: Роза Азора
Мария Арендт. «Книгохранилище».
Фото: Роза Азора

«Роза Азора» покажет вышивки Марии Арендт, вышивающей, казалось бы, самые неподходящие образы, да еще и в большом масштабе: здания авангарда и индустриальные объекты.

МАТЕРИАЛ

Раздел создан для галерей, исследующих работу художников с материалом и представляющих коллекционный дизайн и объемные арт-объекты. Московская галерея 3L Gallery, помимо работ резидентов, представит пример взаимной коллаборации с петербургской MYTH Gallery.

Роман Климов. «Скамья». Фото: 3L Gallery
Роман Климов. «Скамья».
Фото: 3L Gallery

А галерея «Палаты» — новые коллекции в необычных техниках. Будет фарфор, в том числе технически сложное фарфоровое панно, и даже вышивка металлом. Третий участник секции — концепт-стор Space Four, эксклюзивно представляющий многие значимые бренды в сфере интерьерного дизайна.

Галереи

Секция ОСНОВА
Marina Gisich Gallery
Triumph gallery
a—s—t—r—a gallery
Pogodina Gallery
NAMEGALLERY
DiDi Gallery
КультПроект
КРОКИН ГАЛЕРЕЯ
pop/off/art
Lumiere Gallery
MYTH Gallery
Ambidexter
Галерея сцена/szena
Е.К.АртБюро
FINEART GALLERY
11.12 GALLERY
Галерея PENNLAB
ПиранезиLAB
«ИЗ ПРОФЕССОРСКОЙ КВАРТИРЫ» by KGallery
Галерея МАРТ
Галерея 9Б
Галерея «Виктория»
FUTURO Gallery
Центр визуальной культуры Béton
MAISON25
Pro Art’s Gallery

Секция АЛГОРИТМ
Центр Art & Science Университета ИТМО
masters digital gallery
VS Gallery
Inloco open storage

Секция МАТЕРИАЛ
3L Gallery
ПАЛАТЫ
Space Four Concept Store

Секция ПРОЕКТ
Роза Азора
Галерея Jessica
Архитектурная фотогалерея «Точка»
Галереи фотографии ART OF FOTO и ZERNOGALLERY
ARTZIP
САБСТАНЦИЯ
ГАЛЕРЕЯ «ПАЛЬТО»

Еще…

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «КОЛЛЕКЦИИ»

Четыре проекта, включенные в этот раздел, представляют разные подходы к коллекционированию. Это частный фонд Limonov Art Foundation, корпоративная художественная коллекция Газпромбанка, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина с отобранными по open-call работами молодых авторов и независимый проект — инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад…» от Pop-Up Gallery и куратора Ксении Гощицкой. Газпромбанк отобрал из своей коллекции произведения, в которых исследуется тема взаимодействия человека с окружающей средой, природой и преломления их восприятия через призму современного информационного и культурного пространства. Работы Ирины Кориной, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Александры Паперно обращаются к образам массовой культуры, по-разному интерпретируя их.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И МЕДИАЦИИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

По сложившейся традиции в рамках ярмарки на площадке Манежа совместно со школой masters организована насыщенная образовательная программа. Спикерами лектория третьей ярмарки искусства 1703 выступят галеристы, кураторы, коллекционеры, художники, архитекторы, дизайнеры и ведущие специалисты в области культуры и искусства. На протяжении пяти дней Манеж будет площадкой для диалога экспертов друг с другом и аудиторией. Лекции и дискуссии будут посвящены продвижению культурных проектов, искусству в регионах, взаимодействию искусства и бизнеса и новым тенденциям отрасли. Например, будут рассмотрены такие темы, как «Арт-рынок в России: правила игры», «Культура коллекционирования: от первых шагов до фонда», «Искусство в цифровую эпоху: практики и новые горизонты», «Культурный код: искусство и бизнес».

Цитата
Полина Бондарева
Основатель школы masters

Программа лектория этого выпуска ярмарки 1703 направлена на знакомство широкой аудитории с главными на сегодня трендами и направлениями в современном искусстве, такими как дизайн, инсталляции, графика, фотография, тиражное искусство, декоративно-прикладное искусство. Также часть дискуссий и лекций ведущих практиков арт-рынка будет посвящена ценообразованию, коллекционированию и экспертизе. Среди спикеров лектория будут основатель галереи pop/off/art Сергей Попов, основатель Lumiere Gallery Наталья Григорьева-Литвинская, представители экспертных СМИ и многие другие.

Еще…

В рамках программы также пройдет открытая беседа Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне о коллекционировании современного искусства. Частью совместной программы со школой masters стал специальный выпуск Yellow Map, приуроченный к ярмарке 1703. Карта объединяет самые яркие арт-события Санкт-Петербурга в начале этого лета. В этом сезоне будет увеличено число арт-медиаций (структурированных туров по ярмарке в сопровождении гида), так как опыт показал, что проводник-медиатор удачнее всего может расставить акценты, рассказать о концепции стендов, историях галерей и направлениях, в которых работают художники.

ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

В третьем сезоне продолжается работа по формированию сообщества коллекционеров внутри проекта в формате специальных закрытых мероприятий. Традиционно за день до публичного открытия ярмарки пройдет спецпоказ для коллекционеров. Для постоянных участников программы лектория заработал личный кабинет коллекционера на сайте ярмарки, где будут размещаться приглашения, анонсы, а также расписание арт-консультаций.

АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Третий год местом проведения ярмарки 1703 остается ЦВЗ «Манеж», пространство которого вновь полностью преобразуется. В этом году гостей встретит белоснежная городская площадь с кафе, лекторием, книжными магазинами и уютными зонами отдыха.

Центральный выставочный зал «Манеж» Фото: ярмарка 1703
Центральный выставочный зал «Манеж»
Фото: ярмарка 1703

Стенды галерей сложатся в уже традиционные анфилады, а дополнят их зоны с партнерскими спецпроектами — нововведение этого сезона. Стенды партнеров — это сотрудничество брендов, творческих студий и всей команды ярмарки, воплощающее уникальные тотальные проекты и рассказ о компаниях через художественное высказывание.


ЭКСПЕРТЫ О ЯРМАРКЕ 1703

МАРИНА ГИСИЧ

Marina Gisich gallery

Ярмарка 1703 воплотила очень давнюю мечту всех питерских галеристов. Последние 15 лет моя галерея принимала участие не только в российских, но и в международных ярмарках: мы были и в Мадриде, и в Майами, и в Вене, и в Стамбуле, и в Париже. У Петербурга есть феноменальный коллекционерский потенциал, а ярмарка — это всегда очень серьезная работа с коллекционерами. Его можно сравнить, наверное, с потенциалом того же Парижа, Вены или Стамбула. Помимо самой ярмарки, очень важны те привилегии, которые готовят коллекционерам параллельные программы. Для меня очень важна эта ярмарка, потому что я вижу, как наконец происходит децентрализация арт-рынка, который у нас был сосредоточен в Москве. Теперь этот ареал распространяется не только на Питер, но и на Нижний Новгород, Самару, Калугу и, возможно, дальше. Один из плюсов ярмарки, который открывает для нас новые возможности, — совершенно новая, совершенно другая публика, не та, к которой мы привыкли на других ярмарках в России. Это люди, которые приехали на экономический форум, из всех регионов России и из других стран, люди, которые, может быть, никогда в жизни не приходили на подобные мероприятия. Выходит, мы почти случайно получаем внимание людей, которые с искусством никогда не сталкивались. И галерист должен этих людей постепенно обратить в свою веру, привлечь в будущие клубы коллекционеров. Для меня это вызов. Многие мои московские коллеги видят в этом большой минус — я вижу в этом колоссальный плюс, потому что я получаю людей, которых в другой обстановке встретить не смогла бы. Это сложно, нужно много работать — но в конце концов, я думаю, кто-то из этих людей точно приобщится к нашему пулу коллекционеров.

ВЕРА ПОГОДИНА

Pogodina gallery

Это самая организованная ярмарка из тех, что идут в России. Все продумано: и планировка, и хранение работ. Мы видим, что организаторы позаботились обо всем: устраивали и специальные экскурсии для коллекционеров, и вечеринку для галеристов.

ОЛЬГА ПРОФАТИЛО

MYTH gallery

Безусловно, одним из немалых преимуществ ярмарки является то, что она бесплатна для участников. Это в каком-то смысле развязывает руки и дает возможность показывать на стенде более смелые проекты, не ориентируясь на обязательную необходимость совершения сделки. Работы или художник могут быть максимально ярко представлены. А что касается сделок — они могут совершаться в отложенном формате. По сравнению с другими ярмарками качество застройки стендов на ярмарке 1703 превышает всякие ожидания. Хорошо сделана архитектура, команда быстро реагирует на запросы — это, безусловно, привлекает. Возможно, то, что ярмарка проходит в дни экономического форума, и создает некоторые трудности, но повышенное внимание и интерес к современному искусству, которые обеспечивает ярмарка, позитивно влияют на развитие российского искусства в целом.

ЕЛИЗАВЕТА МЕНИС

Центр Art & Science Университета ИТМО

В Петербурге ярмарки искусства появились позже, чем в Москве. Думаю, что у 1703 важная миссия — показать жителям и гостям города, что искусство можно и нужно коллекционировать. Эту миссию организаторы транслируют не только во время проведения ярмарки, но и, благодаря публичной программе, в течение года. Абсолютное преимущество ярмарки 1703 — суперпрофессиональная команда, которая поддерживает участников на всех этапах подготовки экспозиции. А главная особенность состоит в том, что в одном физическом пространстве и информационном поле представлены совершенно разные галереи: с одной стороны, такие знаковые для Петербурга, как галерея Марины Гисич и KGallery, а с другой, например, наш центр с технологическими работами студентов.

ЮЛИЯ ЛОБОЙКО

Галерея «ПАЛАТЫ»

Сейчас ярмарка 1703 показывает самый высокий уровень и все самое прогрессивное, что есть в России. Отчасти я это связываю с тем, что созданы невероятно благоприятные условия для участников. И это дает возможность галереям не только показывать сугубо коммерческое искусство, но и знакомить аудиторию с более передовым искусством. Мой опыт участия в прошлом году это подтвердил. То есть, на мой субъективный взгляд, ярмарка 1703 в чем-то даже более прогрессивная, чем некоторые столичные мероприятия такого же порядка. Для арт-сообщества и города эта ярмарка дает невероятную возможность познакомиться с тем, что происходит в мире современного искусства.

НАТАЛЬЯ МАСЛОВА

3L Gallery

Для нас участие в Санкт-Петербургской ярмарке 1703 — это прекрасная возможность показать нашу работу с авторами предметного коллекционного дизайна. В течение всего года мы поддерживаем, развиваем и совместно разрабатываем новые объекты, а такие ярмарки, как 1703, как нельзя лучше помогают продемонстрировать их широкой аудитории, способствуют повышению спроса на авторские предметы и облегчают популяризацию предметного дизайна в целом. С каждым годом ярмарка 1703 развивается и набирает обороты и популярность. Так же и мы в 3L Gallery не стоим на месте: нам важно выходить в разные города России и за ее пределы, демонстрируя достижения российских авторов.

ЗАРИНА АХМЕТЗЯНОВА

DiDi Gallery

В этом году DiDi Gallery принимает участие в ярмарке 1703 впервые. Одним из ключевых преимуществ для нас является то, что такое большое событие происходит в нашем родном городе. Особенно радует, что команда ярмарки на протяжении всего года проводит просветительские лекции, мастер-классы с известными деятелями арт-рынка, а также организует встречи и дискуссии для профессионального сообщества. Наша галерея более 20 лет формирует свои коллекции, и на данном этапе для нас важно объединить усилия по развитию петербургского рынка искусства. Значимой поддержкой для галерей со стороны ярмарки является и условие бесплатного участия при столь высоком уровне организации.

Ярмарка искусства 1703
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
5-9 июня

РЕКЛАМА
ФПКИ Фонд поддержки культурных инициатив Газпрома
ИНН 7802919190
ID 1203746
ERID LjN8K5P4c

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
6
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
7
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля
25.06.2024
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+