18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восковые анатомические муляжи для «народного просвещения»

Жемчужина коллекции музея естественной истории «Ла Спекола» — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах в XVIII–XIX столетиях. Фото: Wellcome Images
Жемчужина коллекции музея естественной истории «Ла Спекола» — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах в XVIII–XIX столетиях.
Фото: Wellcome Images
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Жутковатые фигуры и фрагменты человеческого организма, изготовленные из воска два-три века назад, стали главными экспонатами флорентийского музея естественной истории «Ла Спекола» — старейшего в Европе

Во Флоренции после реновации и обновления экспозиции накануне своего 250-летия вновь распахнул двери один из старейших научных музеев Европы. Жемчужина его коллекции — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах вместо настоящих трупов в XVIII–XIX столетиях.

«Ла Спекола», которая открылась в 1775 году по приказу великого герцога Тосканы Петра-Леопольда Лотарингского, всего через несколько лет после того, как он основал Галерею Уффици, стала первым публичным музеем естественной истории. Хотя официальное его название — Императорский и королевский музей физики и естественной истории, в народе он известен как «Ла Спекола» — это имя он получил в честь астрономической обсерватории, которую тоже построили по приказу герцога.

Вскоре после открытия Феличе Фонтана основал в музее мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели. Фото: Julia Tyutereva/Wikimedia
Вскоре после открытия Феличе Фонтана основал в музее мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели.
Фото: Julia Tyutereva/Wikimedia

Вскоре после открытия музей под руководством математика Феличе Фонтаны превратился в передовой для своего времени научный центр. Ученый основал в нем мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели. В итоге в собрании насчитывается около 1,4 тыс. образцов, и это крупнейшая коллекция подобного рода. Среди экспонатов — работы представителя сицилийского барокко Гаэтано Джулио Дзумбо и жутковатая «Венера» Клементе Сузини — лежащая обнаженная с жемчужным ожерельем, в утробе которой за съемными женскими органами скрывается крошечный плод.

В 2019 году музей «Ла Спекола», в наши дни входящий в состав Флорентийского университета, закрылся на реконструкцию, которая сильно затянулась из-за пандемии. Но часть коллекции оставалась доступна публике благодаря временной экспозиции в базилике Сан-Лоренцо (с декабря 2019 года по сентябрь 2022-го). А в прошлом году часть собрания восковых фигур отправилась в Милан на необычную выставку «гостевого музея» при поддержке Фонда Prada. Публике там в числе прочего демонстрировали короткометражку режиссера Дэвида Кроненберга — в его фирменный визионерский боди-хоррор очень органично вписались музейные Венеры.

В собрании музея насчитывается около 1,4 тыс. образцов анатомических восковых моделей, и это крупнейшая коллекция подобного рода. Фото: Museo di Storia Naturale dell'Università di Firenze.
В собрании музея насчитывается около 1,4 тыс. образцов анатомических восковых моделей, и это крупнейшая коллекция подобного рода.
Фото: Museo di Storia Naturale dell'Università di Firenze.

Реконструкция музея «Ла Спекола» обошлась в €6 млн; из них €3,5 млн выделили власти Тосканы и еще €2,5 млн перечислил Флорентийский университет. Это позволило преобразить и расширить прежние экспозиции, вновь задействовав историческое здание целиком. Второй этаж палаццо Бини — Торриджани, который занимали университет и Национальный исследовательский совет Италии, стал новым домом для коллекции минералогии. На первом этаже появилось место для вестибюля и книжного магазина.

Марко Бенвенути, президент музеев Флорентийского университета, называет реконструкцию «рестайлингом», который позволил сохранить популярные коллекции и расширить площадь помещений и выставочных залов. Все это, по его словам, «спустя почти полтора столетия вернет возможность показывать в „Ла Спекола“ замечательные коллекции минералов и драгоценных камней». Собрание анатомических восковых фигур дополнили ботаникой — восковыми моделями экзотических фруктовых деревьев и растений в натуральную величину, а также экспонатами из дерева и папье-маше, которые, по мнению Бенвенути, «важны для понимания образовательных целей» этих коллекций. Ведь изначально стремлением основателя музея, Петра-Леопольда, было «народное просвещение»: он полагал, что образование сделает граждан счастливее.

Среди экспонатов — работы Гаэтано Джулио Дзумбо и Клементе Сузини.  Фото: Wellcome Images
Среди экспонатов — работы Гаэтано Джулио Дзумбо и Клементе Сузини.
Фото: Wellcome Images

Музей во многом зиждется на идеях Ренессанса — его подходе к знаниям, еще не отделявшем четко науку от искусства. Марко Бенвенути отмечает, что интерес искусства к миру природы снова растет — эту синергию и надеется уловить обновленный музей. «Мы продолжим работать над симбиозом искусства и науки», — говорит он, имея в виду будущие выставки, где произведения современных художников должны вступить в диалог с достижениями сегодняшней науки. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+