Во Флоренции после реновации и обновления экспозиции накануне своего 250-летия вновь распахнул двери один из старейших научных музеев Европы. Жемчужина его коллекции — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах вместо настоящих трупов в XVIII–XIX столетиях.
«Ла Спекола», которая открылась в 1775 году по приказу великого герцога Тосканы Петра-Леопольда Лотарингского, всего через несколько лет после того, как он основал Галерею Уффици, стала первым публичным музеем естественной истории. Хотя официальное его название — Императорский и королевский музей физики и естественной истории, в народе он известен как «Ла Спекола» — это имя он получил в честь астрономической обсерватории, которую тоже построили по приказу герцога.
Вскоре после открытия музей под руководством математика Феличе Фонтаны превратился в передовой для своего времени научный центр. Ученый основал в нем мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели. В итоге в собрании насчитывается около 1,4 тыс. образцов, и это крупнейшая коллекция подобного рода. Среди экспонатов — работы представителя сицилийского барокко Гаэтано Джулио Дзумбо и жутковатая «Венера» Клементе Сузини — лежащая обнаженная с жемчужным ожерельем, в утробе которой за съемными женскими органами скрывается крошечный плод.
В 2019 году музей «Ла Спекола», в наши дни входящий в состав Флорентийского университета, закрылся на реконструкцию, которая сильно затянулась из-за пандемии. Но часть коллекции оставалась доступна публике благодаря временной экспозиции в базилике Сан-Лоренцо (с декабря 2019 года по сентябрь 2022-го). А в прошлом году часть собрания восковых фигур отправилась в Милан на необычную выставку «гостевого музея» при поддержке Фонда Prada. Публике там в числе прочего демонстрировали короткометражку режиссера Дэвида Кроненберга — в его фирменный визионерский боди-хоррор очень органично вписались музейные Венеры.
Реконструкция музея «Ла Спекола» обошлась в €6 млн; из них €3,5 млн выделили власти Тосканы и еще €2,5 млн перечислил Флорентийский университет. Это позволило преобразить и расширить прежние экспозиции, вновь задействовав историческое здание целиком. Второй этаж палаццо Бини — Торриджани, который занимали университет и Национальный исследовательский совет Италии, стал новым домом для коллекции минералогии. На первом этаже появилось место для вестибюля и книжного магазина.
Марко Бенвенути, президент музеев Флорентийского университета, называет реконструкцию «рестайлингом», который позволил сохранить популярные коллекции и расширить площадь помещений и выставочных залов. Все это, по его словам, «спустя почти полтора столетия вернет возможность показывать в „Ла Спекола“ замечательные коллекции минералов и драгоценных камней». Собрание анатомических восковых фигур дополнили ботаникой — восковыми моделями экзотических фруктовых деревьев и растений в натуральную величину, а также экспонатами из дерева и папье-маше, которые, по мнению Бенвенути, «важны для понимания образовательных целей» этих коллекций. Ведь изначально стремлением основателя музея, Петра-Леопольда, было «народное просвещение»: он полагал, что образование сделает граждан счастливее.
Музей во многом зиждется на идеях Ренессанса — его подходе к знаниям, еще не отделявшем четко науку от искусства. Марко Бенвенути отмечает, что интерес искусства к миру природы снова растет — эту синергию и надеется уловить обновленный музей. «Мы продолжим работать над симбиозом искусства и науки», — говорит он, имея в виду будущие выставки, где произведения современных художников должны вступить в диалог с достижениями сегодняшней науки.