Церковь Ризоположения, поставленная по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа, столетиями служила обитателям села Бородава, которое располагалось в 23 км от Ферапонтова монастыря и входило в его владения. Согласно историческим документам, этот храм — возведенный, как тогда было принято, без единого гвоздя — датировался 1485 годом. Примерно такое же время постройки дал и дендрохронологический анализ 2009 года. Сомнений не оставалось: речь о древнейшей точно датированной деревянной постройке на территории страны.
В 1950-е годы при строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава обрекли на затопление, но церковь сохранили, перенеся ее на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, также расположенного в Вологодской области. Тогда, правда, были допущены ошибки при сборке, в частности, по словам заместителя генерального директора музея по реставрации Ольги Вороничевой, некоторые элементы сруба сбили на гвоздях. В совокупности с атмосферным влиянием это приводило к разрушению древесины.
Реставрация 2009–2010 годов, проведенная с соблюдением старинных технологий и сохранением подлинного материала, во многом исправила ситуацию. Но оставался фактор сильной инсоляции древесины сруба и воздействия окружающей среды в целом. Над храмом тогда была возведена временная крыша, однако для полноценного сохранения объекта требовался защитный павильон.
Этот вопрос сейчас предлагается решить путем переноса церкви Ризоположения на территорию филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника — Музейного комплекса «Цыпино», который расположен в 2 км от Ферапонтова монастыря. Именно там и должен быть построен павильон с необходимым температурно-влажностным режимом. Генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов на сайте институции так прокомментировал необходимость переноса: «В Цыпино церковь Ризоположения будет представлена не только как архитектурный объект, на примере которого можно говорить об истории клетских церквей и оригинальных отличительных особенностях объекта… но и как полноценная экспозиция, связанная с богатой историей церкви Ризоположения, с историей Ферапонтова монастыря, с архиепископом Ростовским Иоасафом».
Важная роль в устройстве такой экспозиции отведена первоначальному убранству интерьера церкви. В 1956 году все иконы оттуда передали на реставрацию в Москву, в Музей имени Андрея Рублева. Вернуть их обратно удалось только в конце 1990-х и в 2000-х. «Теперь у музея есть уникальная возможность представить зрителям иконостас церкви в родном интерьере и создать экспозицию, не имеющую аналогов у нас в стране», — полагает Михаил Шаромазов.
Предпосылки для всего этого уже имеются — осталось получить разрешение Министерства культуры РФ и утвердить статус церкви Ризоположения как объекта культурного наследия.