18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Древнейший деревянный храм России вновь поменяет локацию

Согласно историческим документам, храм — возведенный, как тогда было принято, без единого гвоздя — датировался 1485 годом. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Согласно историческим документам, храм — возведенный, как тогда было принято, без единого гвоздя — датировался 1485 годом.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Церковь Ризоположения, построенная во второй половине XV века в селе Бородава на Вологодчине, уже была перенесена однажды со своего исконного места — на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Похоже, теперь ее ждет новый переезд

Церковь Ризоположения, поставленная по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа, столетиями служила обитателям села Бородава, которое располагалось в 23 км от Ферапонтова монастыря и входило в его владения. Согласно историческим документам, этот храм — возведенный, как тогда было принято, без единого гвоздя — датировался 1485 годом. Примерно такое же время постройки дал и дендрохронологический анализ 2009 года. Сомнений не оставалось: речь о древнейшей точно датированной деревянной постройке на территории страны.

Долгое время церковь Ризоположения стояла на территории Кирилло-Белозерского монастыря, но сейчас обозначилась перспектива ее переезда.  Фото: Валерий Ситников / Фотобанк Лори
Долгое время церковь Ризоположения стояла на территории Кирилло-Белозерского монастыря, но сейчас обозначилась перспектива ее переезда.
Фото: Валерий Ситников / Фотобанк Лори

В 1950-е годы при строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава обрекли на затопление, но церковь сохранили, перенеся ее на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, также расположенного в Вологодской области. Тогда, правда, были допущены ошибки при сборке, в частности, по словам заместителя генерального директора музея по реставрации Ольги Вороничевой, некоторые элементы сруба сбили на гвоздях. В совокупности с атмосферным влиянием это приводило к разрушению древесины.

Ошибки при сборке храма при переносе в 1950-е годы (некоторые элементы сруба сбили на гвоздях) в совокупности с атмосферным влиянием привели к разрушению древесины. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ошибки при сборке храма при переносе в 1950-е годы (некоторые элементы сруба сбили на гвоздях) в совокупности с атмосферным влиянием привели к разрушению древесины.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Реставрация 2009–2010 годов, проведенная с соблюдением старинных технологий и сохранением подлинного материала, во многом исправила ситуацию. Но оставался фактор сильной инсоляции древесины сруба и воздействия окружающей среды в целом. Над храмом тогда была возведена временная крыша, однако для полноценного сохранения объекта требовался защитный павильон.

Реставрация 2009–2010 годов, проведенная с соблюдением старинных технологий и сохранением подлинного материала, во многом исправила ситуацию. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Реставрация 2009–2010 годов, проведенная с соблюдением старинных технологий и сохранением подлинного материала, во многом исправила ситуацию.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот вопрос сейчас предлагается решить путем переноса церкви Ризоположения на территорию филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника — Музейного комплекса «Цыпино», который расположен в 2 км от Ферапонтова монастыря. Именно там и должен быть построен павильон с необходимым температурно-влажностным режимом. Генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов на сайте институции так прокомментировал необходимость переноса: «В Цыпино церковь Ризоположения будет представлена не только как архитектурный объект, на примере которого можно говорить об истории клетских церквей и оригинальных отличительных особенностях объекта… но и как полноценная экспозиция, связанная с богатой историей церкви Ризоположения, с историей Ферапонтова монастыря, с архиепископом Ростовским Иоасафом».

Важная роль в устройстве новой экспозиции отведена первоначальному убранству интерьера церкви.  Фото: Wikimedia
Важная роль в устройстве новой экспозиции отведена первоначальному убранству интерьера церкви.
Фото: Wikimedia

Важная роль в устройстве такой экспозиции отведена первоначальному убранству интерьера церкви. В 1956 году все иконы оттуда передали на реставрацию в Москву, в Музей имени Андрея Рублева. Вернуть их обратно удалось только в конце 1990-х и в 2000-х. «Теперь у музея есть уникальная возможность представить зрителям иконостас церкви в родном интерьере и создать экспозицию, не имеющую аналогов у нас в стране», — полагает Михаил Шаромазов.

Предпосылки для всего этого уже имеются — осталось получить разрешение Министерства культуры РФ и утвердить статус церкви Ризоположения как объекта культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+