18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Графику передвижников показывают в Михайловском замке

Илья Репин. «Лев Толстой за работой». 1891. Фото: Государственный Русский музей
Илья Репин. «Лев Толстой за работой». 1891.
Фото: Государственный Русский музей
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Последний раз отдельная выставка рисунка и акварели передвижников проходила в невообразимо далеком 1971 году. И хотя большинство из 90 экспонатов на нынешнем показе хорошо известны, возможность увидеть их вместе вряд ли еще когда-нибудь представится

После показа ручной графики XVIII — первой половины XIX века от академичных и выверенных Андрея Иванова и Антона Лосенко, очаровательных Карла Брюллова и Ореста Кипренского, неистового Павла Федотова, Государственный Русский музей представил корпус художников, которые с рисунком ассоциируются меньше всего. Речь идет о второй половине XIX века, о передвижниках, авторах, то возносимых до небес за показ суровой правды жизни, то низвергаемых в пучину обвинений в повествовательности в ущерб решению художественных задач.

Задача выставки в Михайловском замке — не вовлекать зрителей в дискуссии о месте и ранге движения передвижников, а дать возможность для спокойного рассматривания их графического наследия. В этом созерцательном жанре и построен показ 90 рисунков и акварелей 30 художников, в разное время входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.

Александр Беггров. «У водопоя на Неве зимой». 1895. Фото: Государственный Русский музей
Александр Беггров. «У водопоя на Неве зимой». 1895.
Фото: Государственный Русский музей

Выставка начинается ударно — с трех портретов начала 1870-х годов, первых лет существования товарищества. Они выполнены в изысканной технике «соус». Руке молодого тогда Виктора Васнецова принадлежит портрет Ивана Крамского, основателя и лидера передвижников. Николай Ярошенко изобразил коллегу Михаила Клодта (позже они поссорились из-за разных взглядов на творчество еще одного передвижника — Архипа Куинджи, которому эта история совершенно не повредила). Здесь же портрет Анны Арцимович, деятельницы народного просвещения. Рисунок создал Павел Брюллов, племянник Карла Брюллова.

Сам Крамской представлен наброском «Христос в пустыне» и мечтательной работой тем же соусом «Вечер на даче»: сгущаются сумерки, на улице накрыт для ужина стол с большим самоваром, а дети всё никак не хотят прервать катание на карусели.

В таком проекте невозможно обойтись без «нашего всего» — Ильи Репина. Он представлен портретами Марии Арцыбушевой, Марии Тенишевой и Льва Толстого. Первый, изображающий, очень в духе передвижников, даму в русском народном костюме, выбран музеем для визуальной идентификации выставки. Из других рисунков Ильи Ефимовича показаны известные работы «Невский проспект» и «У Доминика» (так называлось самое известное тогда столичное кафе на том же Невском).

Из раритетов важно увидеть два рисунка Василия Максимова. «Хата в Черниговской губернии» была показана им в 1871 году на Первой выставке передвижников. Графика там была редкостью, большинство художников налегали на живопись. Другой рисунок, сепией, «Все в прошлом» — авторское повторение известной картины о крахе дворянского быта.

Исаак Левитан. «Пасека».  Фото: Государственный Русский музей
Исаак Левитан. «Пасека».
Фото: Государственный Русский музей

Невесомая акварель Исаака Левитана на цветной бумаге «Пасека», изображающая ульи в свете звезд и восходящей луны, стала еще одним «лого» выставки. С ней рифмуется другая работа этого художника — «Пейзаж с луной».

Два рисунка Николая Загорского — «Среда сезона 1891–1892 годов» и «Экзамен в рисовальной школе Общества поощрения художеств» — показывают собрание передвижников и преподавателей, с пристрастием рассматривающих работы кандидатов в художники. Для историков искусства это задачка из серии «кто есть кто».

Шарж Валентина Серова «И.Е.Репин верхом на лошади» создан начинающим, 14-летним автором. На рисунке, который предоставил коллекционер Алексей Егоров, мэтр русского искусства объезжает поля на тщедушной лошадке.  

Государственный Русский музей
«Рисунки и акварели передвижников»
До 8 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+