Еще до пандемии коронавируса сотрудники Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене предложили коллегам из лондонского музея Тейт обменяться жемчужинами из своих коллекций на специальных выставках. И вот результат: в Германии идет первая за последние 70 лет большая выставка Уильяма Тёрнера, а в Тейт Модерн впервые с 1960-х годов показывают художников из объединения «Синий всадник».
«Это очень эффективное использование ресурсов, — рассказывает Наталья Сидлина, куратор выставки «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“», — как в смысле сотрудничества, поскольку специалисты обеих институций получают возможность поработать вместе на глубоком кураторском и исследовательском уровне, так и в смысле окружающей среды, поскольку большинство произведений транспортируется из одного места».
Одна из задач лондонской выставки заключается в том, чтобы показать: ранний модернизм — это не только звездные имена отдельных художников. «Мы очень часто ассоциируем его с такими известными фигурами, как Пикассо, Матисс, Кандинский, и редко обращаем внимание на коллективные практики», — говорит Сидлина. Вероятно, по этой причине мало кому в Великобритании известна деятельность «Синего всадника» — основанного Василием Кандинским и Францем Марком сообщества экспрессионистов, история которого восходит к первой выставке Нового мюнхенского художественного общества в 1909 году. «Мы стараемся показать, что тот же Кандинский творил в гораздо более богатом и сложном контексте, — отмечает Наталья Сидлина. — Поэтому мы рассматриваем его сотрудничество с представителями сценических искусств, композиторами и музыкантами, его интерес к фотографии, возникший под влиянием Габриеле Мюнтер, его работу с цветом, вдохновленную творчеством таких художников, как Франц Марк и Робер Делоне, и так далее».
Экспозиция открывается работами Кандинского и Мюнтер и продолжается произведениями их единомышленников из Европы и США, с которыми они взаимодействовали и сотрудничали в Мюнхене. Выставка исследует ключевые темы их творческих экспериментов: духовность, звук, свет, цвет — и завершается обзором наследия «Синего всадника» и его влияния на последующие поколения художников. «Отличие „Синего всадника“ от других объединений модернистов заключается в том, что по сути это не было объединением, — объясняет Сидлина. — У группы не было ни формального членства, ни манифеста, ни программы, ни критериев отбора на выставки. Мы говорим о людях, которых связывали дружеские узы, тесное сотрудничество и общие цели».
В результате группа привлекла в свои ряды широкий круг художников, исполнителей, музыкантов и поэтов (разница в возрасте между самым молодым и самым старшим из участников составляла 27 лет) и создавала очень разные, смелые и яркие, произведения. В Тейт Модерн вместе с такими многим знакомыми вещами, как энергичный «Тигр» (1912) Франца Марка, представляют работы менее известных в Великобритании авторов, в том числе его жены Марии Франк-Марк, а также Марианны Веревкиной.
«Конечно, такая большая групповая выставка, как „Экспрессионисты“, стоит на плечах гигантов, и ей предшествовал целый ряд экспозиций, познакомивших аудиторию с отдельными художниками или конкретными местами, — уточняет Сидлина. — Нам было важно соединить все эти нарративы и посмотреть, что каждый из художников внес в диалог вокруг творческого эксперимента и как объединение „Синий всадник“ стало первым европейским межкультурным коллективом модернистов».
Тейт Модерн
«Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“»
До 20 октября