18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Мюнхена в Лондон: «Синий всадник» прискакал в Тейт Модерн

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставка открывается работами Василия Кандинского и Габриеле Мюнтер, продолжается произведениями их единомышленников, с которыми они взаимодействовали в Мюнхене, и завершается обзором влияния «Синего всадника» на последующие поколения художников

Еще до пандемии коронавируса сотрудники Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене предложили коллегам из лондонского музея Тейт обменяться жемчужинами из своих коллекций на специальных выставках. И вот результат: в Германии идет первая за последние 70 лет большая выставка Уильяма Тёрнера, а в Тейт Модерн впервые с 1960-х годов показывают художников из объединения «Синий всадник».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Это очень эффективное использование ресурсов, — рассказывает Наталья Сидлина, куратор выставки «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“», — как в смысле сотрудничества, поскольку специалисты обеих институций получают возможность поработать вместе на глубоком кураторском и исследовательском уровне, так и в смысле окружающей среды, поскольку большинство произведений транспортируется из одного места».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Одна из задач лондонской выставки заключается в том, чтобы показать: ранний модернизм — это не только звездные имена отдельных художников. «Мы очень часто ассоциируем его с такими известными фигурами, как Пикассо, Матисс, Кандинский, и редко обращаем внимание на коллективные практики», — говорит Сидлина. Вероятно, по этой причине мало кому в Великобритании известна деятельность «Синего всадника» — основанного Василием Кандинским и Францем Марком сообщества экспрессионистов, история которого восходит к первой выставке Нового мюнхенского художественного общества в 1909 году. «Мы стараемся показать, что тот же Кандинский творил в гораздо более богатом и сложном контексте, — отмечает Наталья Сидлина. — Поэтому мы рассматриваем его сотрудничество с представителями сценических искусств, композиторами и музыкантами, его интерес к фотографии, возникший под влиянием Габриеле Мюнтер, его работу с цветом, вдохновленную творчеством таких художников, как Франц Марк и Робер Делоне, и так далее».

Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912. Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich
Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912.
Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich

Экспозиция открывается работами Кандинского и Мюнтер и продолжается произведениями их единомышленников из Европы и США, с которыми они взаимодействовали и сотрудничали в Мюнхене. Выставка исследует ключевые темы их творческих экспериментов: духовность, звук, свет, цвет — и завершается обзором наследия «Синего всадника» и его влияния на последующие поколения художников. «Отличие „Синего всадника“ от других объединений модернистов заключается в том, что по сути это не было объединением, — объясняет Сидлина. — У группы не было ни формального членства, ни манифеста, ни программы, ни критериев отбора на выставки. Мы говорим о людях, которых связывали дружеские узы, тесное сотрудничество и общие цели».

Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй»  1908 год.  Фото:
Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй» 1908 год.

В результате группа привлекла в свои ряды широкий круг художников, исполнителей, музыкантов и поэтов (разница в возрасте между самым молодым и самым старшим из участников составляла 27 лет) и создавала очень разные, смелые и яркие, произведения. В Тейт Модерн вместе с такими многим знакомыми вещами, как энергичный «Тигр» (1912) Франца Марка, представляют работы менее известных в Великобритании авторов, в том числе его жены Марии Франк-Марк, а также Марианны Веревкиной.

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Конечно, такая большая групповая выставка, как „Экспрессионисты“, стоит на плечах гигантов, и ей предшествовал целый ряд экспозиций, познакомивших аудиторию с отдельными художниками или конкретными местами, — уточняет Сидлина. — Нам было важно соединить все эти нарративы и посмотреть, что каждый из художников внес в диалог вокруг творческого эксперимента и как объединение „Синий всадник“ стало первым европейским межкультурным коллективом модернистов».  

Тейт Модерн
«Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+