18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Мюнхена в Лондон: «Синий всадник» прискакал в Тейт Модерн

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Выставка открывается работами Василия Кандинского и Габриеле Мюнтер, продолжается произведениями их единомышленников, с которыми они взаимодействовали в Мюнхене, и завершается обзором влияния «Синего всадника» на последующие поколения художников

Еще до пандемии коронавируса сотрудники Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене предложили коллегам из лондонского музея Тейт обменяться жемчужинами из своих коллекций на специальных выставках. И вот результат: в Германии идет первая за последние 70 лет большая выставка Уильяма Тёрнера, а в Тейт Модерн впервые с 1960-х годов показывают художников из объединения «Синий всадник».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Это очень эффективное использование ресурсов, — рассказывает Наталья Сидлина, куратор выставки «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“», — как в смысле сотрудничества, поскольку специалисты обеих институций получают возможность поработать вместе на глубоком кураторском и исследовательском уровне, так и в смысле окружающей среды, поскольку большинство произведений транспортируется из одного места».

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Одна из задач лондонской выставки заключается в том, чтобы показать: ранний модернизм — это не только звездные имена отдельных художников. «Мы очень часто ассоциируем его с такими известными фигурами, как Пикассо, Матисс, Кандинский, и редко обращаем внимание на коллективные практики», — говорит Сидлина. Вероятно, по этой причине мало кому в Великобритании известна деятельность «Синего всадника» — основанного Василием Кандинским и Францем Марком сообщества экспрессионистов, история которого восходит к первой выставке Нового мюнхенского художественного общества в 1909 году. «Мы стараемся показать, что тот же Кандинский творил в гораздо более богатом и сложном контексте, — отмечает Наталья Сидлина. — Поэтому мы рассматриваем его сотрудничество с представителями сценических искусств, композиторами и музыкантами, его интерес к фотографии, возникший под влиянием Габриеле Мюнтер, его работу с цветом, вдохновленную творчеством таких художников, как Франц Марк и Робер Делоне, и так далее».

Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912. Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich
Габриеле Мюнтер. «Кандинский и Эрма Босси за столом». 1912.
Фото: DACS 2024/Lenbachhaus Munich

Экспозиция открывается работами Кандинского и Мюнтер и продолжается произведениями их единомышленников из Европы и США, с которыми они взаимодействовали и сотрудничали в Мюнхене. Выставка исследует ключевые темы их творческих экспериментов: духовность, звук, свет, цвет — и завершается обзором наследия «Синего всадника» и его влияния на последующие поколения художников. «Отличие „Синего всадника“ от других объединений модернистов заключается в том, что по сути это не было объединением, — объясняет Сидлина. — У группы не было ни формального членства, ни манифеста, ни программы, ни критериев отбора на выставки. Мы говорим о людях, которых связывали дружеские узы, тесное сотрудничество и общие цели».

Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй»  1908 год.  Фото:
Василий Кандинский. «Мурнау – Йоханнисштрассе, из окна Грисброй» 1908 год.

В результате группа привлекла в свои ряды широкий круг художников, исполнителей, музыкантов и поэтов (разница в возрасте между самым молодым и самым старшим из участников составляла 27 лет) и создавала очень разные, смелые и яркие, произведения. В Тейт Модерн вместе с такими многим знакомыми вещами, как энергичный «Тигр» (1912) Франца Марка, представляют работы менее известных в Великобритании авторов, в том числе его жены Марии Франк-Марк, а также Марианны Веревкиной.

Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.  Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“» в Тейт Модерн.
Фото: Larina Fernandes/Tate

«Конечно, такая большая групповая выставка, как „Экспрессионисты“, стоит на плечах гигантов, и ей предшествовал целый ряд экспозиций, познакомивших аудиторию с отдельными художниками или конкретными местами, — уточняет Сидлина. — Нам было важно соединить все эти нарративы и посмотреть, что каждый из художников внес в диалог вокруг творческого эксперимента и как объединение „Синий всадник“ стало первым европейским межкультурным коллективом модернистов».  

Тейт Модерн
«Экспрессионисты. Кандинский, Мюнтер и „Синий всадник“»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+