18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703

Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 проходит до 9 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 проходит до 9 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге.
Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703

Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна

Самый заметный экспонат на ярмарке, проходящей до 9 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге, напротив Исаакия, — это гроздь пестрых воздушных шаров, размером приближающаяся к небольшому дирижаблю, Ивана Горшкова, звезды из Воронежа. Этот надувной объект символизирует паблик-арт, а сам первый зал ярмарки, где проходят дискуссии и лекции образовательной программы, напоминает о городской площади, по периметру которой рассажены живые березки. На другом конце зала подвешена грандиозная дворцовая люстра, собранная из деталей автомобиля AURUS — это один из нескольких проектов партнерской программы, которой в этом году гордятся организаторы. The Art Newspaper Russia стала профильным медиапартнером ярмарки, и сейчас на ней работает киоск издания, где можно купить свежий номер газеты со специальной вкладкой, посвященной 1703, а также журналы и книги по искусству.

Организаторов ярмарки, инициированной ПАО «Газпром», стоит похвалить за четко выстроенную структуру и внятную навигацию. В современное искусство можно зайти разными способами. Например, с традиционной стороны, начав с правого крыла Манежа. В этом рукаве расположены некоммерческие проекты — от мини-выставки избранных произведений из корпоративной коллекции Газпромбанка, где бросаются в глаза трогательные олени с картины Владимира Дубосарского и Александра Виноградова начала 2000-х, бывших фаворитами тогдашнего рынка, до представительной выборки работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств. Отбор осуществлял сам ректор академии Семен Михайловский. Пусть сюжеты студенческих картин (а это, конечно, в основном живопись) кажутся иногда старомодными, но привлекает несомненная мастеровитость начинающих авторов. Тут же расположена инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад…» с живой зеленью и деревянными раскрашенными фигурами Адама и Евы. Художник не стесняется обращаться к классической иконографии и даже расписал церковь в деревне Рождество в Пушкинских Горах, а его работы — керамику и объекты — продают сразу две модные галереи: Pop-Up Gallery и a—s—t—r—a gallery.

Надувной обьект Ивана Горшкова.  Фото: Ирина Колпачникова/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Экспозиция произведений из корпоративной коллекции Газпромбанка.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Выставка работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Выставка работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Инсталляция Дмитрия Марголина.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд pop/of/art gallery с картинами-фьючерсами Виталия Пушницкого.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Инсталляция в разделе «Алгоритм».  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи Inloco (Дубай).  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи ARTZIP.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Надувной обьект Ивана Горшкова.
Фото: Ирина Колпачникова/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Экспозиция произведений из корпоративной коллекции Газпромбанка.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Выставка работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Выставка работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Инсталляция Дмитрия Марголина.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд pop/of/art gallery с картинами-фьючерсами Виталия Пушницкого.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Инсталляция в разделе «Алгоритм».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи Inloco (Дубай).
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи ARTZIP.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703

Если же от входа пойти налево, то попадешь в темное царство, то бишь затененные боксы галерей, работающих с современными цифровыми технологиями (этот раздел называется «Алгоритм»), ведь темнота — одно из условий качественного просмотра дигитальных произведений. Тут выделяется центр Art & Science Университета ИТМО, знаменитого в Петербурге своими выставками на стыке науки и искусства. Сегодня на основе цифровых произведений делается и нечто трехмерное, и все это называется «фиджитал». А вот раздел «Материал» (современный дизайн) пока что можно считать только заявкой на будущее, три галереи явно призваны застолбить тему.

VR-очки с дополненной реальностью надо надевать в галерее Inloco — из Дубая, но с русскими корнями. Футуристический прибор составляет забавный контраст с уголком «бабушкиной квартиры» (кресло, торшер и старый телевизор), воссозданным на стенде. В результате вместо черно-белой телекартинки в очках появляется «метавселенная коллекционера», золотой контейнер с работами, которые предлагают дубайские резиденты. В ярмарке участвует еще одна зарубежная галерея — это Ambidexter из Стамбула. Исключительно иностранных авторов показывает московская Triumph gallery, год назад выступившая соорганизатором грандиозной выставки современного африканского искусства «Перевернутое сафари», начавшей тур по стране как раз с петербургского Манежа. Тут показывают, например, интересную графику про метро Кейто Ямагути — японки, переехавшей учиться в Петербург с родного Хонсю (100 тыс. руб.).

Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке искусства 1703. Фото: TANR
Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке искусства 1703. Фото: TANR
Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке искусства 1703.
Фото: TANR
Стенд The Art Newspaper Russia на ярмарке искусства 1703.
Фото: TANR

В конце «технологической» линии прячется полосатый шатер-шапито галереи «Пальто», практикующей самые архаичные формы торговли — буквально из-под полы. Как рассказал основатель галереи-перформанса Александр Петрелли, на ярмарку 1703 он привез сразу девять пальто — выставок разных художников, а еще экспозицию в шатре. «Пальто» относится к разделу «Проект», где собраны галереи без привязки к постоянному пространству. В число таких попала и легендарная московская «Роза Азора», с 1991 года базировавшаяся на Никитском бульваре, а несколько лет назад оказавшаяся без помещения. На ее стенде одна художница — Мария Арендт с ее монументальными панно-вышивками (20–65 тыс. руб.) с Шуховской башней, домом Мельникова и другими архитектурными, и не только, мотивами. Яркий стенд у «Сабстанции» — галереи-платформы Сабины Чагиной, успешно «одомашнивающей» уличных художников. К примеру, тут можно обзавестись пушистыми ковриками по эскизам таких художников, как Кирилл Кто (160 тыс. руб.), Миша Мост и их коллеги.

Первопроходцев родом из 1990-х и 2000-х можно встретить в центральной части ярмарки — в разделе «Основа» на первом и втором этажах. Это, конечно же, «якорная» для ярмарки петербургская Marina Gisich Gallery (ее хозяйка Марина Гисич входит в экспертный совет 1703), и DiDi Gallery, когда-то занимавшаяся нонконформистами, а теперь переключившаяся на молодежь. Марина Гисич на этот раз сделала ставку на Ивана Горшкова — но уже не на надувные скульптуры, а на композиции из брутальных коряг. Среди приехавших в Петербург московских аксакалов арт-рынка — Михаил Крокин, Вера Погодина, Марина Образцова. Ее галерея Fine Art посвятила свой стенд сказкам, собрав пеструю команду. Тут и «одиночный» Владимир Дубосарский, и Сергей Шаблавин (цены на них исчисляются уже в миллионах), и Елена Ковылина, и Дарья Фурсей (трудно пройти мимо ее гигантской скульптуры — парафраза дымковской игрушки — 500 тыс. руб.). Стенд «Крокин галереи» скромно зовется «Заведомый шедевр». Среди семи авторов и правда есть художники с музейным бэкграундом: Константин Батынков, Франциско Инфанте, Александр Пономарев.

Приятно отметить, что галереи осуществляют внутренний культурный обмен. Так, московский Центр визуальной культуры Béton выставил у себя сюрреалистичную серию «Хармсиада» 1995 года Андрея Чежина, знаменитого петербургского фотографа. На вирированных снимках человеческие лица превращены в жуткие маски а-ля Магритт: где-то на лице застежка-молния, а где-то гвоздь вместо носа. Несколько галерей, занимающихся фото, составили специальный отсек — видимо, также с прицелом на его будущее расширение.

Стенд галереи «Пальто».  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи «Роза Азора».  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи «Сабстанция».  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Коврик по эскизу Кирилла Кто на стенде галереи «Сабстанция». Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд «Крокин галереи».  Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд московского Центра визуальной культуры Béton.  Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Серия "Хармсиада" Андрея Чежина на стенде московского Центра визуальной культуры Béton.  Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Работы Леонида Костина на стенде FUTURO Gallery.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд MYTH Gallery.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи 9Б.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Работы Юрия Отинова на стенде галереи 9Б.  Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи «Пальто».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи «Роза Азора».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи «Сабстанция».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Коврик по эскизу Кирилла Кто на стенде галереи «Сабстанция».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд «Крокин галереи».
Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд московского Центра визуальной культуры Béton.
Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Серия "Хармсиада" Андрея Чежина на стенде московского Центра визуальной культуры Béton.
Фото: Анастасия Недяк/Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Работы Леонида Костина на стенде FUTURO Gallery.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд MYTH Gallery.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Стенд галереи 9Б.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703
Работы Юрия Отинова на стенде галереи 9Б.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703

Что касается самых эффектных стендов, то стоит отметить нижегородскую FUTURO Gallery с бескомпромиссно черными стенами и яркими геометрическими абстракциями Леонида Костина с золотыми фонами (до 400 тыс. руб.) и петербургские MYTH Gallery и галерею Jessica. У первой — экспрессивная живопись-инсталляция с балетными пачками и ржавыми кольями Егора Федоричева, у второй — медитация на тему: что будет, если к вернисажу не убрать деревянные конструкции для развески? В инсталляции участвуют Вера Светлова, Иван Чемакин, Нестор Энгельке.

И все же титул самого концептуального надо отдать стенду московского галериста Сергея Попова, явно нацелившегося на участников Петербургского международного экономического форума, в дни которого проходит ярмарка. Вместе с мэтром современной живописи из Северной столицы Виталием Пушницким они предлагают купить сертификаты-фьючерсы на будущие, еще не существующие картины. В сертификате есть описание работы и срок ее изготовления. Более того, Виталий Пушницкий обещает согласовывать картины с заказчиком, чтобы не было разочарований. Если готовая картина стоит €35 тыс. (3,5 млн руб.), то фьючерс обойдется в €32 тыс. (3,2 млн руб.). Посмотрим, как публика оценит эту экономическую модель.

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Ярмарка искусства 1703
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+