Самый заметный экспонат на ярмарке, проходящей до 9 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге, напротив Исаакия, — это гроздь пестрых воздушных шаров, размером приближающаяся к небольшому дирижаблю, Ивана Горшкова, звезды из Воронежа. Этот надувной объект символизирует паблик-арт, а сам первый зал ярмарки, где проходят дискуссии и лекции образовательной программы, напоминает о городской площади, по периметру которой рассажены живые березки. На другом конце зала подвешена грандиозная дворцовая люстра, собранная из деталей автомобиля AURUS — это один из нескольких проектов партнерской программы, которой в этом году гордятся организаторы. The Art Newspaper Russia стала профильным медиапартнером ярмарки, и сейчас на ней работает киоск издания, где можно купить свежий номер газеты со специальной вкладкой, посвященной 1703, а также журналы и книги по искусству.
Организаторов ярмарки, инициированной ПАО «Газпром», стоит похвалить за четко выстроенную структуру и внятную навигацию. В современное искусство можно зайти разными способами. Например, с традиционной стороны, начав с правого крыла Манежа. В этом рукаве расположены некоммерческие проекты — от мини-выставки избранных произведений из корпоративной коллекции Газпромбанка, где бросаются в глаза трогательные олени с картины Владимира Дубосарского и Александра Виноградова начала 2000-х, бывших фаворитами тогдашнего рынка, до представительной выборки работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств. Отбор осуществлял сам ректор академии Семен Михайловский. Пусть сюжеты студенческих картин (а это, конечно, в основном живопись) кажутся иногда старомодными, но привлекает несомненная мастеровитость начинающих авторов. Тут же расположена инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад…» с живой зеленью и деревянными раскрашенными фигурами Адама и Евы. Художник не стесняется обращаться к классической иконографии и даже расписал церковь в деревне Рождество в Пушкинских Горах, а его работы — керамику и объекты — продают сразу две модные галереи: Pop-Up Gallery и a—s—t—r—a gallery.
Если же от входа пойти налево, то попадешь в темное царство, то бишь затененные боксы галерей, работающих с современными цифровыми технологиями (этот раздел называется «Алгоритм»), ведь темнота — одно из условий качественного просмотра дигитальных произведений. Тут выделяется центр Art & Science Университета ИТМО, знаменитого в Петербурге своими выставками на стыке науки и искусства. Сегодня на основе цифровых произведений делается и нечто трехмерное, и все это называется «фиджитал». А вот раздел «Материал» (современный дизайн) пока что можно считать только заявкой на будущее, три галереи явно призваны застолбить тему.
VR-очки с дополненной реальностью надо надевать в галерее Inloco — из Дубая, но с русскими корнями. Футуристический прибор составляет забавный контраст с уголком «бабушкиной квартиры» (кресло, торшер и старый телевизор), воссозданным на стенде. В результате вместо черно-белой телекартинки в очках появляется «метавселенная коллекционера», золотой контейнер с работами, которые предлагают дубайские резиденты. В ярмарке участвует еще одна зарубежная галерея — это Ambidexter из Стамбула. Исключительно иностранных авторов показывает московская Triumph gallery, год назад выступившая соорганизатором грандиозной выставки современного африканского искусства «Перевернутое сафари», начавшей тур по стране как раз с петербургского Манежа. Тут показывают, например, интересную графику про метро Кейто Ямагути — японки, переехавшей учиться в Петербург с родного Хонсю (100 тыс. руб.).
В конце «технологической» линии прячется полосатый шатер-шапито галереи «Пальто», практикующей самые архаичные формы торговли — буквально из-под полы. Как рассказал основатель галереи-перформанса Александр Петрелли, на ярмарку 1703 он привез сразу девять пальто — выставок разных художников, а еще экспозицию в шатре. «Пальто» относится к разделу «Проект», где собраны галереи без привязки к постоянному пространству. В число таких попала и легендарная московская «Роза Азора», с 1991 года базировавшаяся на Никитском бульваре, а несколько лет назад оказавшаяся без помещения. На ее стенде одна художница — Мария Арендт с ее монументальными панно-вышивками (20–65 тыс. руб.) с Шуховской башней, домом Мельникова и другими архитектурными, и не только, мотивами. Яркий стенд у «Сабстанции» — галереи-платформы Сабины Чагиной, успешно «одомашнивающей» уличных художников. К примеру, тут можно обзавестись пушистыми ковриками по эскизам таких художников, как Кирилл Кто (160 тыс. руб.), Миша Мост и их коллеги.
Первопроходцев родом из 1990-х и 2000-х можно встретить в центральной части ярмарки — в разделе «Основа» на первом и втором этажах. Это, конечно же, «якорная» для ярмарки петербургская Marina Gisich Gallery (ее хозяйка Марина Гисич входит в экспертный совет 1703), и DiDi Gallery, когда-то занимавшаяся нонконформистами, а теперь переключившаяся на молодежь. Марина Гисич на этот раз сделала ставку на Ивана Горшкова — но уже не на надувные скульптуры, а на композиции из брутальных коряг. Среди приехавших в Петербург московских аксакалов арт-рынка — Михаил Крокин, Вера Погодина, Марина Образцова. Ее галерея Fine Art посвятила свой стенд сказкам, собрав пеструю команду. Тут и «одиночный» Владимир Дубосарский, и Сергей Шаблавин (цены на них исчисляются уже в миллионах), и Елена Ковылина, и Дарья Фурсей (трудно пройти мимо ее гигантской скульптуры — парафраза дымковской игрушки — 500 тыс. руб.). Стенд «Крокин галереи» скромно зовется «Заведомый шедевр». Среди семи авторов и правда есть художники с музейным бэкграундом: Константин Батынков, Франциско Инфанте, Александр Пономарев.
Приятно отметить, что галереи осуществляют внутренний культурный обмен. Так, московский Центр визуальной культуры Béton выставил у себя сюрреалистичную серию «Хармсиада» 1995 года Андрея Чежина, знаменитого петербургского фотографа. На вирированных снимках человеческие лица превращены в жуткие маски а-ля Магритт: где-то на лице застежка-молния, а где-то гвоздь вместо носа. Несколько галерей, занимающихся фото, составили специальный отсек — видимо, также с прицелом на его будущее расширение.
Что касается самых эффектных стендов, то стоит отметить нижегородскую FUTURO Gallery с бескомпромиссно черными стенами и яркими геометрическими абстракциями Леонида Костина с золотыми фонами (до 400 тыс. руб.) и петербургские MYTH Gallery и галерею Jessica. У первой — экспрессивная живопись-инсталляция с балетными пачками и ржавыми кольями Егора Федоричева, у второй — медитация на тему: что будет, если к вернисажу не убрать деревянные конструкции для развески? В инсталляции участвуют Вера Светлова, Иван Чемакин, Нестор Энгельке.
И все же титул самого концептуального надо отдать стенду московского галериста Сергея Попова, явно нацелившегося на участников Петербургского международного экономического форума, в дни которого проходит ярмарка. Вместе с мэтром современной живописи из Северной столицы Виталием Пушницким они предлагают купить сертификаты-фьючерсы на будущие, еще не существующие картины. В сертификате есть описание работы и срок ее изготовления. Более того, Виталий Пушницкий обещает согласовывать картины с заказчиком, чтобы не было разочарований. Если готовая картина стоит €35 тыс. (3,5 млн руб.), то фьючерс обойдется в €32 тыс. (3,2 млн руб.). Посмотрим, как публика оценит эту экономическую модель.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Ярмарка искусства 1703
До 9 июня