18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

«Летатлин» покинет Новую Третьяковку

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея вернет единственный сохранившийся махолет Центральному музею Военно-воздушных сил РФ в Монине

В августе шедевр инженерной мысли и одновременно уникальное произведение искусства Владимира Татлина, с 2017 года представленное в Новой Третьяковке, покинет постоянную экспозицию музея. Его вернут в Центральный музей Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино.

«У посетителей Государственной Третьяковской галереи есть последняя возможность увидеть знаменитый махолет „Летатлин“ в окружении других работ выдающегося авангардиста Владимира Татлина», — сообщает пресс-служба Третьяковской галереи.

«Летатлин» — единственный сохранившийся безмоторный летательный аппарат, созданный одним из титанов русского авангарда, родоначальником конструктивизма Владимиром Татлиным. Художник задумал его еще в 1920-х, изучал анатомию и полеты птиц, а в 1929–1932 годах реализовал свою идею. Махолет был создан художником в трех почти идентичных экземплярах. Правда, он не полетел, что не отменяет художественной ценности проекта.

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

После Великой Отечественной войны одна из конструкций попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил в Монине. В 2016 году «Летатлин» был передан на временное хранение в Третьяковскую галерею. Ее сотрудники провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав махолет заново и использовав детали двух других, плохо сохранившихся летательных аппаратов.

В 2019-м The Art Newspaper Russia напомнила о трудной работе по восстановлению концептуального объекта, включив реставрацию «Летатлина» в шорт-лист своей ежегодной премии и отметив, что над махолетом трудились специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже. Реставраторы работали шаг за шагом, снимая киперную ленту и перкалевую обтяжку, выравнивая металлический трос, держащий линию крыла размахом около 10 м, восстанавливая деревянные нервюры. Ни одна деталь не была заменена новой: сохранили самые крохотные кусочки первоначальной обтяжки шелком и восстановили осыпи на деталях из пробки. Зельфире Трегуловой, которая на тот момент возглавляла Третьяковскую галерею, стоило больших усилий скоординировать действия двух музеев, подчиненных разным ведомствам, чтобы воссозданный «Летатлин» стал частью экспозиции ГТГ.

С 2017 года один из главных символов русского авангарда был выставлен в зале № 8 Новой Третьяковки — в персональном пространстве художника и в окружении знаменитых «контррельефов» Татлина.

Теперь принято решение вернуть экспонат филиалу Центрального музея Вооруженных Сил РФ, расположенному в поселке Монино. Пока данных о том, будет ли выставлен «Летатлин» в его постоянной экспозиции, нет.

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+