18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Вольное проектирование на бескрайнем фоне типового

Крытый конькобежный центр в Крылатском.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Крытый конькобежный центр в Крылатском.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Книга Андрея Бокова о неформальной деятельности советских архитекторов соединяет в себе обстоятельное исследование и личные воспоминания. Эту историю можно расценить как «параллельную реальность», которую предстоит узнать заново

Состоявшийся архитектор, автор многих реализованных проектов и глава крупнейшего проектного института «Мос­проект-4» с 1998 по 2014 год, доктор архитектуры, академик Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии художеств — и это далеко не полный список профессио­нальных и общественных высоких постов Андрея Бокова. Также он автор многих статей, но «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» — его первая книга. Отчасти теоретическая, в другой части, лучшей, это воспоминания о людях, находивших возможности профессионального развития во времена абсолютного торжества типового проектирования.

Во вводной главе Боков коротко объясняет, что такое архитектурное визионерство: «…Это способ описать и изобразить будущее, образ будущего, видение будущего, модель будущего. Создание картины будущего практически исчерпывает то, что принято считать сверхзадачей и миссией архитектуры и утрата чего может означать исчезновение профессии».

Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.
Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.

А далее он подробно рассказывает о разного рода неформальных сообществах, где архитекторы могли как-то себя интеллектуально-профессионально проявить. Начинает с творческой студии ранних 1970-х, где сотрудники ведущих московских проектных институтов представляли и обсуждали свои проекты, сделанные только для этих обсуждений. Обстоятельно, в деталях повествует о конкурсах — на реальные объекты и конкурсах идей, о детских архитектурных студиях — об ЭДАС Владислава Кирпичева, студии «Старт» и «Театре архитектурной формы» Александра Ермолаева, о студенческой группе НЭР под руководством Алексея Гутнова.

Кирпичеву посвящены самые нежные страницы эмоционально сдержанной книги Бокова: «Хотя трудились мы с Владом в лучшей, самой популярной и успешной мастерской Андрея Меерсона, наше счастье было неполным. Наделенный пластической чувствительностью и трудно скрываемой работоспособностью, склонный к тщательной и кропотливой работе с формой, Кирпичев изнывал». Спасением его стала детская студия при ЖЭКе, где он создал «собственную версию „Моспроекта“».

А Гутнов в книге неожиданно сопоставлен с Вячеславом Глазычевым, поскольку оба, «каждый по-своему, выстраивали свои отношения с системой и обустраивали свое особое место в мире, не предполагавшем свободы». Гутнов «попросту не видел иного, отличного от близости к начальникам, способа обретения прав на продуктивные высказывания», а интеллектуал Глазычев долгое время был исключительно теоретиком, писал книги и статьи.

Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Естественно, не забыты Боковым и «бумажники»: «Последний приступ советского визионерства, последний выброс скопившейся энергии принимает форму бумажной архитектуры». Но это движение хорошо известно благодаря усилиям его участника, архивиста и пропагандиста Юрия Аввакумова. О некоторых других героях книги тоже помнят благодаря выставкам и публикациям в архитектурной периодике. О ком-то, как о Евгении Розенблюме и его Сенежской студии, кажется, давно не вспоминали. Так что труд Андрея Бокова, безусловно, ценен, хотя и не для широкого читательского круга. Еще одно ценнейшее качество книги — воспроизведение архитектурной графики: иллюстрации занимают половину страниц.

Однако при чтении «Параллельной архитектуры» трудно не испытывать горечи и досады, ведь ее герои — яркие, умные и талантливые люди — так и не смогли полностью реализовать себя как профессионалы. Горечи — из-за того, что среди этих архитекторов никто не получил международного признания. И досады — от того, что несколько лет курилка одного из проектных институтов «была неофициальной мастерской по производству идей и кадров, действующей на постоянной основе и производившей штучный продукт». 

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+