18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вольное проектирование на бескрайнем фоне типового

Крытый конькобежный центр в Крылатском.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Крытый конькобежный центр в Крылатском.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Книга Андрея Бокова о неформальной деятельности советских архитекторов соединяет в себе обстоятельное исследование и личные воспоминания. Эту историю можно расценить как «параллельную реальность», которую предстоит узнать заново

Состоявшийся архитектор, автор многих реализованных проектов и глава крупнейшего проектного института «Мос­проект-4» с 1998 по 2014 год, доктор архитектуры, академик Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии художеств — и это далеко не полный список профессио­нальных и общественных высоких постов Андрея Бокова. Также он автор многих статей, но «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» — его первая книга. Отчасти теоретическая, в другой части, лучшей, это воспоминания о людях, находивших возможности профессионального развития во времена абсолютного торжества типового проектирования.

Во вводной главе Боков коротко объясняет, что такое архитектурное визионерство: «…Это способ описать и изобразить будущее, образ будущего, видение будущего, модель будущего. Создание картины будущего практически исчерпывает то, что принято считать сверхзадачей и миссией архитектуры и утрата чего может означать исчезновение профессии».

Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.
Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.

А далее он подробно рассказывает о разного рода неформальных сообществах, где архитекторы могли как-то себя интеллектуально-профессионально проявить. Начинает с творческой студии ранних 1970-х, где сотрудники ведущих московских проектных институтов представляли и обсуждали свои проекты, сделанные только для этих обсуждений. Обстоятельно, в деталях повествует о конкурсах — на реальные объекты и конкурсах идей, о детских архитектурных студиях — об ЭДАС Владислава Кирпичева, студии «Старт» и «Театре архитектурной формы» Александра Ермолаева, о студенческой группе НЭР под руководством Алексея Гутнова.

Кирпичеву посвящены самые нежные страницы эмоционально сдержанной книги Бокова: «Хотя трудились мы с Владом в лучшей, самой популярной и успешной мастерской Андрея Меерсона, наше счастье было неполным. Наделенный пластической чувствительностью и трудно скрываемой работоспособностью, склонный к тщательной и кропотливой работе с формой, Кирпичев изнывал». Спасением его стала детская студия при ЖЭКе, где он создал «собственную версию „Моспроекта“».

А Гутнов в книге неожиданно сопоставлен с Вячеславом Глазычевым, поскольку оба, «каждый по-своему, выстраивали свои отношения с системой и обустраивали свое особое место в мире, не предполагавшем свободы». Гутнов «попросту не видел иного, отличного от близости к начальникам, способа обретения прав на продуктивные высказывания», а интеллектуал Глазычев долгое время был исключительно теоретиком, писал книги и статьи.

Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Естественно, не забыты Боковым и «бумажники»: «Последний приступ советского визионерства, последний выброс скопившейся энергии принимает форму бумажной архитектуры». Но это движение хорошо известно благодаря усилиям его участника, архивиста и пропагандиста Юрия Аввакумова. О некоторых других героях книги тоже помнят благодаря выставкам и публикациям в архитектурной периодике. О ком-то, как о Евгении Розенблюме и его Сенежской студии, кажется, давно не вспоминали. Так что труд Андрея Бокова, безусловно, ценен, хотя и не для широкого читательского круга. Еще одно ценнейшее качество книги — воспроизведение архитектурной графики: иллюстрации занимают половину страниц.

Однако при чтении «Параллельной архитектуры» трудно не испытывать горечи и досады, ведь ее герои — яркие, умные и талантливые люди — так и не смогли полностью реализовать себя как профессионалы. Горечи — из-за того, что среди этих архитекторов никто не получил международного признания. И досады — от того, что несколько лет курилка одного из проектных институтов «была неофициальной мастерской по производству идей и кадров, действующей на постоянной основе и производившей штучный продукт». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+