Первое из двух изданий — «Северное Возрождение: Гольбейн, Бургкмайр и эпоха Фуггеров» — великолепно иллюстрированная и чрезвычайно информативная научная работа, объединяющая произведения искусства с двух крупных выставок: «Гольбейн и Северное Возрождение» в Музее Штеделя во Франкфурте (завершилась 18 февраля) и «Гольбейн. Бургкмайр. Дюрер. Северное Возрождение» в венском Музее истории искусств (до 30 июня). Книга содержит девять эссе, проливающих свет на выбранную тему и устанавливающих ключевой для нее контекст.
В центре исследовательского внимания — имперский город Аугсбург, где на благодатной почве власти, богатства и креативности вовсю процветало искусство. Ганс Бургкмайр (1473–1531) и Ганс Гольбейн Старший (около 1460 — 1524) оказались наиболее влиятельными фигурами в период всплеска тамошней художественной активности. Диалог Бургкмайра с Альбрехтом Дюрером (1471–1528) и с итальянскими художниками раскрыт здесь на примере картины «История Эсфири» (1528), а замечательный «Фонтан жизни» (1519) Гольбейна Старшего восстановлен в своем художественном контексте, демонстрируя и нидерландское, и итальянское влияние.
Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543) получил известность как выдающийся талант следующего поколения, на который оказали влияние и его отец, и Бургкмайр. Бодо Бринкман в своей статье атрибутирует молодому художнику недавно обнаруженный портрет — установлено, что это изображение Маркса Фишера, его датировали 1512 годом. Бринкман полагает, что перед нами первое известное панно Гольбейна, служащее наглядным доказательством «захватывающе мощного реализма». Подробная аргументация этой гипотезы дает представление о процессах искусствоведческого анализа.
Эссе Йохена Зандера отслеживает судьбоносный опыт Гольбейна Младшего в Аугсбурге и Базеле, куда он перебрался в поисках покровительства и подальше от все более напряженной религиозной ситуации. Мы получаем представление о значении поездок этого художника к французскому двору и в Антверпен, а также о влиянии, как утверждает Зандер, «Мадонны в скалах» (1525/1526) Леонардо да Винчи на «Дармштадтскую мадонну» (1528) Гольбейна и Яна ван Эйка на гольбейновский «Портрет Эразма Роттердамского» (1523).
Словно продолжая эту биографическую линию, книга Кейт Хёрд «Гольбейн при дворе Тюдоров» рассказывает историю карьеры Гольбейна Младшего с момента его прибытия в Лондон осенью 1526 года. Тот период был отмечен произведениями искусства в широком спектре — от книжных иллюстраций до фресок на фасадах зданий и портретов важных персон.
Считается, что художник прибыл с рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского к Томасу Мору; в книге представлены портретные зарисовки членов семьи английского философа и государственного деятеля — они были изображены на впоследствии сгоревшем семейном портрете. Нам напоминают, что Ганс Гольбейн и его брат Амброзиус вместе работали над фронтисписом издания «Утопии» Томаса Мора, выпущенного в Базеле в 1518 году, что дает представление о более ранней связи между художником и меценатом, а также демонстрирует разнообразие техник из арсенала Гольбейна Младшего. Основное внимание в книге Кейт Хёрд уделяется его портретным рисункам, 80 из которых находятся в британской Королевской коллекции.
Вступительное эссе автора и подписи к каталогу объединяют инсайты, полученные в результате недавних технических исследований произведений Гольбейна. Мы узнаем о методах его работы, в частности об использовании цветного мела, чернил и акварели. Например, на портрете архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527), выполненном черным, коричневым и желтым мелом, лицо оживлено при помощи чернильного пера. Следы стилуса на этом и других рисунках наглядно показывают, как такие изображения трансформировались в живопись на дубовой доске.
Описываемые как «мастер-класс по использованию материалов для передачи сходства», рисунки Гольбейна напоминают нам о человеческом измерении истории Тюдоров, а также о профессиональном опыте, который помогал художнику в получении заказов. Но в книге Хёрд есть и нечто большее: в ней прослеживаются социальные связи двора и общества Восточной Англии, реконструированные с помощью групп, которые были изображены на рисунках Гольбейна Младшего. Так, очевидны связи между семействами Лестрейндж, Ловелл и Во; выявлены брачные связи семей Пойнц и Гейдж с лордом и леди Гилфорд — первыми покровителями Гольбейна в Англии. За пределами королевского двора фигуры нотариуса из Нориджа сэра Томаса Годсалва и сэра Уильяма и леди Маргарет Баттс напоминают нам о распределении богатства в Норфолке и амбициозном аспекте портретной живописи.
Нам полезно помнить о том, что развитие искусства Северного Возрождения основывалось на взаимодействии людей, их амбициях и техническом прогрессе. Оба издания говорят о живости немецкого искусства той эпохи и об уровне его мастерства. А благодаря подготовленному Сьюзан Фойстер новому каталогу немецких картин до 1800 года в Национальной галерее в Лондоне, который скоро будет опубликован, мы можем рассчитывать на дальнейшие открытия и продолжение дискуссий на эту тему.