18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство Северного Возрождения подстегивали амбиции и связи

Наряду с Гольбейном, Ганс Бургкмайр, изображенный на картине Лукаса Фуртенагеля «Ганс Бургкмайр и его жена Анна» (1529), был очень влиятельной фигурой.  Фото: KHM-Museumsverband
Наряду с Гольбейном, Ганс Бургкмайр, изображенный на картине Лукаса Фуртенагеля «Ганс Бургкмайр и его жена Анна» (1529), был очень влиятельной фигурой.
Фото: KHM-Museumsverband
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Два каталога исследуют важность отношений художников и их покровителей — с акцентом на Гольбейнах, Старшем и Младшем. Дарование привело обоих к развитию карьеры, но процесс этот вряд ли был бы возможен вне целого ряда обстоятельств места и времени

Первое из двух изданий — «Северное Возрождение: Гольбейн, Бургкмайр и эпоха Фуггеров» — великолепно иллюстрированная и чрезвычайно информативная научная работа, объединяющая произведения искусства с двух крупных выставок: «Гольбейн и Северное Возрождение» в Музее Штеделя во Франкфурте (завершилась 18 февраля) и «Гольбейн. Бургкмайр. Дюрер. Северное Возрождение» в венском Музее истории искусств (до 30 июня). Книга содержит девять эссе, проливающих свет на выбранную тему и устанавливающих ключевой для нее контекст.

В центре исследовательского внимания — имперский город Аугсбург, где на благодатной почве власти, богатства и креативности вовсю процветало искусство. Ганс Бургкмайр (1473–1531) и Ганс Гольбейн Старший (около 1460 — 1524) оказались наиболее влиятельными фигурами в период всплеска тамошней художественной активности. Диалог Бургкмайра с Альбрехтом Дюрером (1471–1528) и с итальянскими художниками раскрыт здесь на примере картины «История Эсфири» (1528), а замечательный «Фонтан жизни» (1519) Гольбейна Старшего восстановлен в своем художественном контексте, демонстрируя и нидерландское, и итальянское влияние.

Renaissance in the North: Holbein, Burgkmair, and the Age of the Fuggers / Guido Messling, Jochen Sander, ed. Hirmer. 360 с.: 287 цв. ил. £52. На английском языке
Renaissance in the North: Holbein, Burgkmair, and the Age of the Fuggers / Guido Messling, Jochen Sander, ed. Hirmer. 360 с.: 287 цв. ил. £52. На английском языке

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543) получил известность как выдающийся талант следующего поколения, на который оказали влияние и его отец, и Бургкмайр. Бодо Бринкман в своей статье атрибутирует молодому художнику недавно обнаруженный портрет — установлено, что это изображение Маркса Фишера, его датировали 1512 годом. Бринкман полагает, что перед нами первое известное панно Гольбейна, служащее наглядным доказательством «захватывающе мощного реализма». Подробная аргументация этой гипотезы дает представление о процессах искусствоведческого анализа.

Эссе Йохена Зандера отслеживает судьбоносный опыт Гольбейна Младшего в Аугс­бурге и Базеле, куда он перебрался в поисках покровительства и подальше от все более напряженной религиозной ситуации. Мы получаем представление о значении поездок этого художника к французскому двору и в Антверпен, а также о влиянии, как утверждает Зандер, «Мадонны в скалах» (1525/1526) Леонардо да Винчи на «Дармштадтскую мадонну» (1528) Гольбейна и Яна ван Эйка на гольбейновский «Портрет Эразма Роттердамского» (1523).

Уточнение профилей

Словно продолжая эту биографическую линию, книга Кейт Хёрд «Гольбейн при дворе Тюдоров» рассказывает историю карьеры Гольбейна Младшего с момента его прибытия в Лондон осенью 1526 года. Тот период был отмечен произведениями искусства в широком спектре — от книжных иллюстраций до фресок на фасадах зданий и портретов важных персон.

Kate Heard.Holbein at the Tudor Court. Royal Collection Тrust. 160 с.: 86 цв. ил. £29,95. На английском языке
Kate Heard.Holbein at the Tudor Court. Royal Collection Тrust. 160 с.: 86 цв. ил. £29,95. На английском языке

Считается, что художник прибыл с рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского к Томасу Мору; в книге представлены портретные зарисовки членов семьи английского философа и государственного деятеля — они были изображены на впоследствии сгоревшем семейном портрете. Нам напоминают, что Ганс Гольбейн и его брат Амброзиус вместе работали над фронтисписом издания «Утопии» Томаса Мора, выпущенного в Базеле в 1518 году, что дает представление о более ранней связи между художником и меценатом, а также демонстрирует разнообразие техник из арсенала Гольбейна Младшего. Основное внимание в книге Кейт Хёрд уделяется его портретным рисункам, 80 из которых находятся в британской Королевской коллекции.

Вступительное эссе автора и подписи к каталогу объединяют инсайты, полученные в результате недавних технических исследований произведений Гольбейна. Мы узнаем о методах его работы, в частности об использовании цветного мела, чернил и акварели. Например, на портрете архиепископа Кентерберийского Уиль­яма Уорхэма (1527), выполненном черным, коричневым и желтым мелом, лицо оживлено при помощи чернильного пера. Следы стилуса на этом и других рисунках наглядно показывают, как такие изображения трансформировались в живопись на дубовой доске.

Отслеживая связи

Описываемые как «мастер-класс по использованию материалов для передачи сходства», рисунки Гольбейна напоминают нам о человеческом измерении истории Тюдоров, а также о профессиональном опыте, который помогал художнику в получении заказов. Но в книге Хёрд есть и нечто большее: в ней прослеживаются социальные связи двора и общества Восточной Англии, реконструированные с помощью групп, которые были изображены на рисунках Гольбейна Младшего. Так, очевидны связи между семействами Лест­рейндж, Ловелл и Во; выявлены брачные связи семей Пойнц и Гейдж с лордом и леди Гилфорд — первыми покровителями Гольбейна в Англии. За пределами королевского двора фигуры нотариуса из Нориджа сэра Томаса Годсалва и сэра Уильяма и леди Маргарет Баттс напоминают нам о распределении богатства в Норфолке и амбициозном аспекте портретной живописи.

«Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего написана под влиянием «Мадонны в скалах» Леонардо Да Винчи. Фото: Volker Naumann, Schönaich
«Дармштадтская мадонна» Ганса Гольбейна Младшего написана под влиянием «Мадонны в скалах» Леонардо Да Винчи.
Фото: Volker Naumann, Schönaich

Нам полезно помнить о том, что развитие искусства Северного Возрождения основывалось на взаимодействии людей, их амбициях и техническом прогрессе. Оба издания говорят о живости немецкого искусства той эпохи и об уровне его мастерства. А благодаря подготовленному Сьюзан Фойстер новому каталогу немецких картин до 1800 года в Национальной галерее в Лондоне, который скоро будет опубликован, мы можем рассчитывать на дальнейшие открытия и продолжение дискуссий на эту тему. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+