18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дрейссена бугская, тихий ужас подводного мира

Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.  Фото: Wisconsin Historical Society
Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.
Фото: Wisconsin Historical Society
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Инвазивный вид моллюсков разрушает археологические объекты, веками сохранявшие первозданный облик в водах Великих озер. Бороться с дрейссеной пока не получается, но можно спасти хотя бы отдельные затонувшие суда

Уникальные климатические условия Великих озер в Северной Америке прежде служили для подводных архео­логических объектов идеальной капсулой времени. Но в последнее время они страдают от нашествия инвазивного вида моллюсков под названием «дрейссена бугская». Сложилась комбинация факторов, способствующих разрушению подводных объектов культурного наследия.

Тамара Томсен, водный археолог из Исторического общества Висконсина в Мэдисоне, рассказывает, что еще не так давно при погружении к месту крушения судна «Рауз Симмонс» зрелище, открывавшееся взору, было достойно фильма компании Disney. Эта 205-тонная трехмачтовая шхуна, получившая прозвище «Корабль рождественских елок», затонула во время шторма на озере Мичиган в 1912 году, под завязку загруженная праздничными елями. Благодаря холодным водам на глубине около 50 м время для корабля остановилось. Но теперь шхуна находится под угрозой из-за инвазивной дрейссены бугской, которая обосновалась на ее поверхности.

Великие озера, протянувшиеся вдоль границы США и Канады, содержат 21% поверхностной пресной воды всей планеты и соединяются с Атлантическим океаном. В их глубинах находится ряд важнейших в мире и лучше всего сохранившихся подводных археологических объектов. Здешние находки принадлежат к самым разным эпохам; диапазон — от сооружения для охоты на карибу, возраст которого составляет около 9 тыс. лет, в озере Гурон до современного самолета. В том числе это множество затонувших кораблей, рассказывающих историю кораблестроения и торговли.

Судно «Милуоки», перевозившее автомобили и затонувшее в 1929 году.  Фото: Wisconsin Historical Society
Судно «Милуоки», перевозившее автомобили и затонувшее в 1929 году.
Фото: Wisconsin Historical Society

Дарья Э.Мервин, руководитель программы по изучению культурных ресурсов в Музее штата Нью-Йорк в Олбани, объясняет, что эти артефакты замечательно сохранялись благодаря уникальным характеристикам воды, препятствующим разрушению рукотворных объектов. Многие из них находятся на такой глубине, где, по ее словам, «микробная активность достаточно низкая, где мало кислорода и света, вода холодная, и ее температура почти не колеблется».

Однако строительство морского пути святого Лаврентия в 1950-е годы, открывшего доступ в озера океанским грузовым суднам, привело к появлению новой переменной — инвазивных видов моллюсков, обитателей балластных вод, хранящихся в цистернах и трюмах кораблей для обеспечения устойчивости. Дрейссена речная и дрейссена бугская, родственные виды моллюсков родом из Каспийского и Черного морей, были впервые обнаружены в Великих озерах в 1980-е годы. Дрейссена речная к тому времени была хорошо изучена и легко узнаваема. Она заселила береговую линию и знаменита тем, что изувечила нетронутые до того шхуны «Гамильтон» и «Скрудж», затонувшие в 1812 году в озере Онтарио. Но уникальные адаптационные способности дрейссены бугской позволили ей незаметно вытеснить из региона дрейссену речную, что привело к катастрофическим последствиям уже для глубоководных объектов исторического наследия.

Что творится на глубине

Прожорливый, но очень терпеливый организм-фильтратор, дрейссена бугская умело адаптировалась к холодным и скудным условиям всех Великих озер, кроме самого северного — Верхнего. Эти моллюски выстилают дно озер и селятся слоями на любых выступающих объектах, чтобы получать доступ к небольшим питательным течениям. Их биссальные нити, в просторечии именуемые «бородой», прикрепляются к чему угодно так плотно, что их невозможно удалить, не повредив поверхность предмета. Вдобавок они выделяют углекислый газ, создавая коррозийную кислотную микросреду.

Старший научный сотрудник Центра Великих озер при Университете Буффало Любовь Бурлакова рассказывает, что отдельная особь дрейссены бугской сопоставима по размеру с ногтем пальца на руке, но при этом их скопления могут быть очень тяжелыми. По ее оценкам, риф дрейссены бугской весит несколько килограммов на квадратный метр, что создает дополнительную нагрузку на уже ослабленные конструкции.

Примером ущерба, который наносят моллюски, служит судно «Висконсин». В составе экипажа этого передового корабля с металлическим корпусом, построенного в 1881 году, числился когда-то ученик машиниста Генри Форд. Корабль затонул в озере Мичиган в 1929 году и на протяжении десятилетий служил предметом изучения исследователей и дайверов-любителей. Но теперь колонии дрейссены бугской разъели корпус, в результате чего борта отвалились от каркаса.

Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.  Фото: Wisconsin Historical Society
Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.
Фото: Wisconsin Historical Society

«Эти ранние металлические суда крайне уязвимы для моллюсков, — говорит Тамара Томсен. — Теперь при обнаружении металлического или стального корабля мы реагируем незамедлительно, потому что знаем: его состояние будет меняться, оно уже стремительно меняется».

Двигатели прогресса

Документирование известных объектов и обнаружение новых всегда обходилось дорого и требовало больших временных затрат, в особенности на Среднем Западе США, широко известном суровыми зимами. Но благодаря новым технологиям вероятность найти ценные артефакты стала гораздо выше. В числе современных инструментов — транспортировочная техника, которой можно управлять дистанционно, технологии эхолокационного картографирования и магнитометры, способные обнаруживать металлические объекты на дне озера. Керри Соуден, директор по археологии и исследовательской работе Национального музея Великих озер в Кливленде, объясняет, что для обнаружения новых объектов сначала необходимо провести исторические изыскания, после чего начинается полевая работа, известная как «стрижка газона». Она заключается в прочесывании воды при помощи сенсорных приборов.

Но даже эти продвинутые технологии не всесильны. Мервин, исследующая реку Гудзон в поисках подводных археологических объектов, уточняет, что под водой могут находиться целые категории объектов, например рыболовные котцы (подводные загоны-ловушки), которые до сих пор даже не пытались искать. «Поскольку они нам пока ни разу не попадались, мы не ведем их целенаправленных поисков, — говорит она. — Если дрейссена бугская обгонит нас, это существенно усложнит задачу». Между тем шансы обогнать людей у моллюсков высоки: надежных методов регулирования их популяции пока не существует. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+