18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь русских промыслов

Кофейный сервиз Розалия из костяного фарфора в серебряном обрамлении ручной работы.  Фото: АргентА
Кофейный сервиз Розалия из костяного фарфора в серебряном обрамлении ручной работы.
Фото: АргентА
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Изделия российских брендов, которые продолжают дело старых мастеров, сохраняя традиции и техники для новых поколений

В России найдется много мест, которые славятся уникальными предметами декоративно-прикладного искусства. Некоторые техники почти утрачены, что-то возрождается, но особенно ценно то, что удалось сохранить и пронести сквозь года и непростые исторические события. Один из примеров — Владимирская область, где в местечке с труднопроизносимым древнеславянским названием Мстёра находится завод «Мстёрский ювелир» — одно из крупнейших в России предприятий народно-художественных промыслов, неразрывно связанное с богатой историей этого места.

История мстёрских ювелиров началась с древнего иконописного ремесла. Уже в XVII–XVIII веках в Богоявленской слободе (так называли Мстёру до XIX века), владении князей Ромодановских, работали искусные иконописцы и чеканщики окладов для икон, которые в конце XIX — начале XX века объединились в мелкие артели и не только заложили производственные площади будущего предприятия, но и во многом определили его художественную направленность. Прославились же мстёрские мастера благодаря виртуозному владению техникой филиграни. Эта тончайшая ручная работа требовала терпения и точности в наборе узора из отдельных деталей крученой медной или серебряной проволоки, а стиль исполнения вырабатывался десятилетиями, чтобы прийти к идеалу, в котором каждый элемент растительного и геометрического орнамента повторяет и подчеркивает форму изделия. Ажурная филигрань покорила многих ценителей ювелирного искусства и до сих пор остается визитной карточкой бренда «Мстёрский ювелир». Мастерство в сочетании с современным оборудованием и технологиями находят свое воплощение в коллекциях посуды и столовых приборов, широко известных в России и за рубежом. Постоянно расширяющийся ассортимент насчитывает уже более 200 различных видов изделий, в которых по сей день используются и комбинируются уникальные техники ручной гравировки, золочения, лаковой миниатюрной живописи и филиграни.

Салфетница Бабочка, филигрань ручной работы.  Фото: АргентА
Салфетница Бабочка, филигрань ручной работы.
Фото: АргентА

Еще одно место недалеко от Владимира, где художественная обработка металла была основой народных промыслов, — город Кольчугино. Там расположено известное на всю страну предприятие «Кольчугинский мельхиор». Его история уходит корнями в 1896 год, когда купец Александр Кольчугин создал цеха по производству посуды. Вот уже более 125 лет работа здесь не останавливается и на свет появляются фирменные кольчугинские изделия. Сейчас ассортимент предприятия насчитывает сотни моделей подстаканников, 13 коллекций столовых приборов из мельхиора с посеребрением, несколько коллекций посуды ручной работы и премиальную коллекцию посуды и аксессуаров для готовки из чистой меди. К слову, медная посуда, которую так любят шеф-повара звездных ресторанов, хоть и относительно новое направление для «Кольчугинского мельхиора», нисколько не уступает по качеству и дизайну предметам мировых брендов.

Набор для шампанского Виноград из меди и латуни.  Фото: АргентА
Набор для шампанского Виноград из меди и латуни.
Фото: АргентА

Отдельного внимания заслуживают подстаканники, настоящий символ российских железных дорог, прославившие и обогатившие Кольчугинский завод. Первые подстаканники пришли в поезда еще в 1892 году, однако это были единичные изделия, сложные по дизайну и дорогие по цене. Александр Кольчугин, получив подряд на обеспечение железных дорог, создал ту классическую форму подстаканника, которая сохранилась до наших дней. Подстаканники начали изготавливать крупными партиями из недорогих металлов и справедливо называть кольчугинскими.

«Кольчугинский мельхиор» по-прежнему остается крупнейшим производителем подстаканников в России и основным поставщиком железных дорог. В ассортименте более 500 уникальных моделей, а также лимитированная коллекция ручной работы в технике художественного литья.

Если вдруг возникнет вопрос, почему на столь продвинутом производстве не запустили выпуск премиального столового серебра, то ответ прост: запустили, основав в 2002 году фабрику «АргентА», ставшую одним из крупнейших производителей столового серебра в России. Фабрика уникальна своим производством полного цикла. Все процессы — от изготовления фирменного экологически чистого сплава серебра до выпуска готовых изделий, — происходят непосредственно на территории предприятия. Это классическое серебро в русских традициях, зеркальный блеск и полная экологическая чистота которого достигается за счет ручной полировки хлопчатобумажными валиками, поскольку на производстве сознательно отказались от химических и автоматизированных способов полировки, а также гальванических покрытий.

Кувшин Птица из хрусталя с серебряным обрамлением ручной работы.  Фото: АргентА
Кувшин Птица из хрусталя с серебряным обрамлением ручной работы.
Фото: АргентА

Сегодня фабрика «АргентА» — это огромный ассортимент изделий, в том числе лимитированные авторские коллекции ручной работы, коллаборации с другими компаниями, а также уникальные разработки. Яркий пример одной из них — детская тактильная коллекция DODO, созданная совместно с ведущими логопедами и педиатрами России. Специальный рельеф на изделиях позволяет во время кормления стимулировать у малышей развитие мелкой моторики, мышления и речи.

Чтобы найти продукцию любого из трех упомянутых брендов, будь то «Мстёрский ювелир», «Кольчугинский мельхиор» или фабрика серебра «АргентА», столичным поклонникам изысканной посуды вовсе не надо мчаться во Владимирскую область. Ассортимент истинно русских производств собран в одном месте — фирменном салоне «АргентА» в самом центре Москвы, на Калужской площади, дом 1, строение 1, и на официальном сайте argenta.ru.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+