18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Летний книжный фестиваль прошел в тени Хоррият

Летний книжный фестиваль в Казани.  Фото: Центр современной культуры «Смена»
Летний книжный фестиваль в Казани.
Фото: Центр современной культуры «Смена»

В Казани состоялся ежегодный книжный фестиваль, организованный Центром современной культуры «Смена», Национальной библиотекой, Дирекцией парков и скверов при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»

Перед красно-бурым комплексом Национальной библиотеки Республики Татарстан торчит 40-метровая стела. Когда-то, в другое время и другой стране, на ее вершине предполагалась статуя Ленина. Да и сама будущая библиотека, перенесенная на пустынный берег Казанки из центра Москвы, планировалась как мемориал, но много лет с переменным успехом использовалась под культурный центр широкого профиля. Наконец, пять лет назад руинированный досугом и развлечениями новейшего времени позднесоветский брутализм отдали национальной библиотеке.

Национальная библиотека Республики Татарстан.  Фото: Михаил Косолапов
Национальная библиотека Республики Татарстан.
Фото: Михаил Косолапов

Переоборудованный и перестроенный, отреставрированный и остекленный комплекс теперь вмещает около 3,5 млн книг и документов. Примерно по экземпляру на каждого жителя Республики Татарстан. Вот любопытно: объем фонда Российской государственной библиотеки (Ленинки) — около 50 млн единиц хранения, что в пересчете на население всей страны дает меньше чем по полкниги на гражданина. Судя по книгонасыщенности на душу населения, Татарстан — более читающий субъект федерации, чем прочие. Заполненные читальные залы национальной библиотеки отчасти подтверждают эту социологическую гипотезу.

Книжная выставка в фойе библиотеки.  Фото: Центр современной культуры «Смена»
Книжная выставка в фойе библиотеки.
Фото: Центр современной культуры «Смена»

В фойе библиотеки расположилась книжная выставка, над головой — светодинамическая инсталляция из 287 букв пяти алфавитов, от древнетюркских рун до кириллицы. Тут же рядом — кофейня и книжный магазин Центра современной культуры «Смена». Именно этот центр уже 11-й год проводит в Казани Летний книжный фестиваль. В его программе — ярмарка нон-фикшен, лектории, публичные дискуссии, художественные выставки, экскурсии по городу и мастер-классы для детей и взрослых. Нет ни единого шанса успеть посмотреть и послушать все: площадки фестиваля разбросаны по разным районам.

На центральной площади парка «Черное озеро» по окружности под навесами расположились издательства, приехавшие на ярмарку. Плотный поток посетителей и покупателей медленно движется по книжному кругу. Тяга горожан к литературе настолько велика, что требуется известная ловкость, чтобы протиснуться к столам.

На центральной площади парка «Черное озеро»  расположились издательства, приехавшие на ярмарку и лекторий.  Фото: Центр современной культуры «Смена»
На центральной площади парка «Черное озеро» расположились издательства, приехавшие на ярмарку и лекторий.
Фото: Центр современной культуры «Смена»

На открытой площадке первого лектория в амфитеатре увлеченно обсуждают канистерапию, эмоции и страхи детей и собак. Поодаль, во втором лектории, на крыше летнего дома под открытым небом, на мешках расположился книжный клуб «Смена», чтобы поговорить о «Пиратском просвещении» Дэвида Гребера. Внизу, на первом этаже, литературовед Светлана Волошина рассказывает о «рождении литературной критики в России», а книжный клуб Дома творчества «Переделкино» готовится разобрать на составные части повесть писателя Василия Аксенова, родившегося в Казани.

Лекция искусствоведа Екатерины Лаврентьевой «Казанский период Александра Родченко. Как символические грезы ознаменовали начало авангарда». Фото: Центр современной культуры «Смена»
Лекция искусствоведа Екатерины Лаврентьевой «Казанский период Александра Родченко. Как символические грезы ознаменовали начало авангарда».
Фото: Центр современной культуры «Смена»

В амфитеатре детей и собак сменили директора крупных издательств, чтобы, пользуясь выходом фолианта «Торговцы культурой», публично порассуждать о «ремесле и искусстве книгоиздания». «Потенциал книг НЛО огромен, тиражи могли бы быть раз в пять-десять больше. Система распространения книг в нашей стране на пещерном уровне», — как раз делится проблемами книгопечатания главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.

Мастер-класс куратора детского арт-клуба Центра «Зотов», художницы Лады Шаповаловой, посвященный книжному дизайну 1920-х годов. Фото: Центр современной культуры «Смена»
Мастер-класс куратора детского арт-клуба Центра «Зотов», художницы Лады Шаповаловой, посвященный книжному дизайну 1920-х годов.
Фото: Центр современной культуры «Смена»

На презентацию выставки «9:0», открывшейся в Центре современной культуры «Смена», я уже не успеваю. Саму выставку молодого художника из Казани Саши Шардака давеча я посмотрел. Если не читать текст востребованного куратора Алексея Масляева про художественные «исследования» автора и не замутненным искусствоведческими концепциями взглядом оценить экспозицию — она как минимум забавна. Остается, конечно, вопрос, почему как будто парадигматический визуальный переход от 1990-х к 2000-м годам художник иллюстрирует примерами дизайна 1970–1980-х. Но это ерунда, главное — есть картинка.

Архив фонда «Галеев-Прометей», расположенный на чердаке «Смены», подготовил к фестивалю выставку «Идеи для светлого будущего. Краткая история СКБ „Прометей“ в шести реализованных проектах» о легендарном студенческом конструкторском бюро, которое пионер аудиовизуального синтеза в искусстве, видео-арта, саунд-арта, натурфилософ и визионер Булат Галеев открыл в Казани в 1962 году. Этажом ниже — выставка «Кафе „Волна“» участников арт-резиденции «Выкса», а во дворе — итоговая выставка молодых художников «Рогоз, Волга и лысуха». Арт-резиденты программы ЦСК «Смена» и Фонда поддержки современного искусства «Сфера» показали любопытный синтез генеративного и дегенеративного искусства: сгенерированные искусственным интеллектом изображения и найденный в городской среде мусор.

Выставка «Кафе „Волна“» участников арт-резиденции «Выкса».  Фото: Михаил Косолапов
Выставка «Кафе „Волна“» участников арт-резиденции «Выкса».
Фото: Михаил Косолапов

То ли так совпало, то ли таков был расчет организаторов, но в дни работы фестиваля в Присутственных местах Казанского кремля открылась знаменитая выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Казань и сама по себе играет весомую роль в истории русского авангарда, а тут до нее доехала телега с потерянным в провинции почти на столетие и заново открытым в наши дни искусством. Выставка уже прогремела и собрала восторги зрителей в Екатеринбурге и Москве. Кураторская экскурсия, работы Василия Кандинского, Ивана Клюна, Ильи Машкова, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой и многих других значительно обогатили культурную программу фестиваля.

В дальнем углу читального зала Национальной библиотеки в выездной студии радио «Культура» ведущие в прямом федеральном эфире интервьюируют спикеров, участников фестиваля и казанских культурных деятелей. За окнами — набережная Казанки. Где-то за кремлем она, по слухам, впадает в Волгу, но добраться до берега главной реки не хватило времени. Да и есть ли она за железнодорожными путями и индустриальной застройкой? К счастью, здесь и без Волги довольно много воды: пруды, озера. На знаменитое озеро Кабан даже предлагали экскурсию — по местам боевой славы казанской братвы. Там, на костях уверовавших в абсолютную свободу протопредпринимателей, теперь зона отдыха культурных горожан — водные велосипеды и променад.

Детская программа летнего фестиваля книги «Смена». Фото: Центр современной культуры «Смена»
Детская программа летнего фестиваля книги «Смена».
Фото: Центр современной культуры «Смена»

Стелу перед библиотекой венчает крылатое человекоподобное существо. Экскурсовод уверяет, что это татарская чудо-женщина Хоррият. Раньше она вращалась вокруг своей оси — теперь угомонилась и стоит неподвижно. По городской легенде, если наступить на ее тень, сбываются мечты. Может быть случайно, но архитекторы расположили стелу так, что тень женщины-птицы елозит по входящим в библиотеку, по самой библиотеке с ее читателями и подземным хранилищем на 3,5 млн книг, по всему самому читающему городу Поволжья. «Читайте, — отбрасывает тень Хоррият, — и да сбудутся ваши мечты!»

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+