18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После многолетней реставрации в Петергофе открылся Верхний сад

Впервые с послевоенного времени в Верхнем саду Петергофа проводились реставрационные работы такого масштаба и уровня. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Впервые с послевоенного времени в Верхнем саду Петергофа проводились реставрационные работы такого масштаба и уровня.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В рамках национального проекта «Культура» на проведение восстановительных работ было выделено более 1 млрд руб., благодаря чему специалисты восстановили водоводную систему, фонтаны, скульптуру, ограду и зеленые насаждения

Впервые с послевоенного времени в Верхнем саду Петергофа проводились реставрационные работы такого масштаба и уровня. В ходе комплексной научной реставрации, продолжавшейся почти пять лет, саду вернули его первоначальный регулярный облик.

Верхний сад является частью дворцово-паркового комплекса Государственного музея-заповедника «Петергоф», с 2001 года у него появился дополнительный статус — теперь это объект культурного наследия федерального значения. Часть работ по его реставрации, на которую было выделено более 1 млрд руб. в рамках нацпроекта «Культура», проходила на поверхности: восстановление покрытий аллей и дорожек, замена зараженного грунта газонов, посадка новых деревьев, кустарника, цветочного оформления, восстановление ограды сада. Другая часть — подземные работы по реставрации и ремонту ливневой, дренажной и водоподводящей системы для подачи воды в фонтаны. Параллельно в мастерских шла реставрация скульптур и всего декоративного оформления садов и фонтанов.

В ходе комплексной научной реставрации, продолжавшейся почти пять лет, саду вернули его первоначальный регулярный облик. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
В ходе комплексной научной реставрации, продолжавшейся почти пять лет, саду вернули его первоначальный регулярный облик.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

«Проект такого уровня осуществлен в России впервые, хотя первые попытки вернуть Верхнему саду утраченный им в XIX веке облик регулярного предпринимались еще 100 лет назад, в 1924 году. Но удалось это сделать лишь сейчас, в начале XXI века, благодаря поддержке государства и слаженной работе всех специалистов и подразделений, принимавших участие в реставрации», — сказал на церемонии открытия Роман Ковриков, генеральный директор ГМЗ «Петергоф».

По замыслу Петра I Верхний сад был частью водоподводящей системы для снабжения фонтанов Нижнего парка. Функция у сада была чисто хозяйственной: здесь выращивали овощи, фрукты, лекарственные растения, а в прудах, которые служили накопителями воды, разводили рыбу. В середине XVIII века из Верхнего сада убрали грядки, а вместо них разбили аллеи и цветочные партеры, установили скульптуру, в бассейнах устроили фонтаны. В это время сад, по проекту Франческо Растрелли, был несколько расширен (теперь его площадь составляет 14 га), обнесен оградой с деревянными решетками и стал парадным въездом в царскую резиденцию.

По замыслу Петра I Верхний сад был частью водоподводящей системы для снабжения фонтанов Нижнего парка. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
По замыслу Петра I Верхний сад был частью водоподводящей системы для снабжения фонтанов Нижнего парка.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Во время Великой Отечественной войны Верхний сад был практически уничтожен. С 1962 по 1972 год его восстанавливали, но только работы, завершившиеся сейчас, вернули саду облик периода его расцвета.

Началу научной реставрации предшествовала огромная подготовительная работа архитекторов, планировщиков, инженеров-гидротехников, озеленителей.

«Уникальность реставрации Верхнего сада — в том, что у нас было документальное подтверждение на каждый куст, на каждое дерево в саду, потому что в фондах Петергофа сохранился аксонометрический план Сент-Илера, — рассказал нашему изданию Роман Ковриков. — Этот план настолько детальный, что мы смогли установить тип посадок и форму буквально каждого куста, дерева, бордюра, вид и местоположение каждой беседки и скульптуры».

Уникальность реставрации Верхнего сада — в том, что существует документальное подтверждение на каждый куст, на каждое дерево в саду, в соответствии с сохранившимся аксонометрическим планом Сент-Илера.  Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Уникальность реставрации Верхнего сада — в том, что существует документальное подтверждение на каждый куст, на каждое дерево в саду, в соответствии с сохранившимся аксонометрическим планом Сент-Илера.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

По словам Романа Коврикова, озеленителям пришлось заменить почти 90% деревьев: из 8,4 тыс. 7,2 тыс. — новые, недавно посаженные, они привезены в Петергоф из европейских питомников. Старые деревья сохранили частично, пересадив в собственные питомники. После обработки и лечения их можно будет использовать для замены других деревьев в садах и парках ГМЗ. Основной состав зеленых насаждений в Верхнем саду — это липы, но есть яблони, сливы, вишни, груши и множество ягодных кустов: смородина, крыжовник, барбарис.

Но Верхний сад — это не только аллеи, цветники и газоны, это еще и сложное гидротехническое сооружение, важная часть уникальной водоподводной системы, питающей знаменитые фонтаны Петергофа. Систему подачи воды с Ропшинских высот в 1721 году запустил лично Петр I. Это одна из крупнейших в мире фонтанных систем, не имеющая аналогов: она работает без единого насоса, исключительно за счет естественного напора воды. В систему протяженностью более 50 км входит множество родников, ручьев, каналов, объединенных в одно русло, а еще 140 гидротехнических сооружений — мосты, дамбы, шлюзы.

Верхний сад — это сложное гидротехническое сооружение, важная часть уникальной водоподводной системы, питающей знаменитые фонтаны Петергофа. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Верхний сад — это сложное гидротехническое сооружение, важная часть уникальной водоподводной системы, питающей знаменитые фонтаны Петергофа.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Верхний сад — последний этап этого водовода перед подачей воды в фонтаны Нижнего парка. Поэтому проектировщикам и инженерам пришлось решать задачу, как на время реставрации не прекратить работу фонтанов.

«Чтобы Нижний парк продолжал работать, мы проложили дополнительную транзитную нить, и работа фонтанов ни на минуту не останавливалась, — рассказал Александр Широков, начальник департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». — Всю водоподводящую систему в саду, а это 1830 м старых чугунных труб, мы отреставрировали, восстановили фундаменты исторических коллекторов. Часть работ мы даже проводили методами прошлых веков: на стыках чугунных труб делали глиняный замок, заливали туда горячий свинец и вручную зачеканивали соединение».

Полную реставрацию пережили фонтаны Дубовый и Межеумный, которые к началу работ находились практически в неработающем состоянии.  Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Полную реставрацию пережили фонтаны Дубовый и Межеумный, которые к началу работ находились практически в неработающем состоянии.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Полную реставрацию пережили фонтаны Дубовый и Межеумный, которые к началу работ находились практически в неработающем состоянии: у них была нарушена герметичность дна, вода не накапливалась. Специалисты полностью отреставрировали фундаменты фонтанов, стены чаши, дно. Приведены в рабочее состояние и два квадратных пруда с фонтанами — Восточный и Западный. Фонтан Нептун был отреставрирован еще в 2013 году.

По словам Елены Бортниковой, заместителя генерального директора по учету и хранению, реставрация скульптуры и других декоративных элементов оформления Верхнего сада началась задолго до его полного закрытия, в 2014 году. На сегодняшний день из 87 скульптур отреставрировано 67 — подлинные фигуры из фонтанов и квадратных прудов. В сад вернулись мраморные статуи работы Антонио Тарси — «Меркурий» и «Минерва».

Чтобы Нижний парк продолжал работать, была проложена  дополнительная транзитная нить, и работа фонтанов ни на минуту не останавливалась.  Фото: Наталья Шкуренок
Чтобы Нижний парк продолжал работать, была проложена дополнительная транзитная нить, и работа фонтанов ни на минуту не останавливалась.
Фото: Наталья Шкуренок

«Часть подлинных фигур пришлось переместить в помещение Большого дворца, — рассказала Елена Бортникова. — Теперь оригиналы работы Антонио Банаццы можно будет увидеть в залах, а в саду установлены их копии».

Благодаря детальному чертежу плана Сент-Илера специалисты смогли воссоздать еще одну царскую забаву — позолоченные солнечные часы, стоявшие в саду перед Большим дворцом в середине XVIII века. Их полный аналог занял почетное место в перспективе центральной аллеи Верхнего сада.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+