Впервые с послевоенного времени в Верхнем саду Петергофа проводились реставрационные работы такого масштаба и уровня. В ходе комплексной научной реставрации, продолжавшейся почти пять лет, саду вернули его первоначальный регулярный облик.
Верхний сад является частью дворцово-паркового комплекса Государственного музея-заповедника «Петергоф», с 2001 года у него появился дополнительный статус — теперь это объект культурного наследия федерального значения. Часть работ по его реставрации, на которую было выделено более 1 млрд руб. в рамках нацпроекта «Культура», проходила на поверхности: восстановление покрытий аллей и дорожек, замена зараженного грунта газонов, посадка новых деревьев, кустарника, цветочного оформления, восстановление ограды сада. Другая часть — подземные работы по реставрации и ремонту ливневой, дренажной и водоподводящей системы для подачи воды в фонтаны. Параллельно в мастерских шла реставрация скульптур и всего декоративного оформления садов и фонтанов.
«Проект такого уровня осуществлен в России впервые, хотя первые попытки вернуть Верхнему саду утраченный им в XIX веке облик регулярного предпринимались еще 100 лет назад, в 1924 году. Но удалось это сделать лишь сейчас, в начале XXI века, благодаря поддержке государства и слаженной работе всех специалистов и подразделений, принимавших участие в реставрации», — сказал на церемонии открытия Роман Ковриков, генеральный директор ГМЗ «Петергоф».
По замыслу Петра I Верхний сад был частью водоподводящей системы для снабжения фонтанов Нижнего парка. Функция у сада была чисто хозяйственной: здесь выращивали овощи, фрукты, лекарственные растения, а в прудах, которые служили накопителями воды, разводили рыбу. В середине XVIII века из Верхнего сада убрали грядки, а вместо них разбили аллеи и цветочные партеры, установили скульптуру, в бассейнах устроили фонтаны. В это время сад, по проекту Франческо Растрелли, был несколько расширен (теперь его площадь составляет 14 га), обнесен оградой с деревянными решетками и стал парадным въездом в царскую резиденцию.
Во время Великой Отечественной войны Верхний сад был практически уничтожен. С 1962 по 1972 год его восстанавливали, но только работы, завершившиеся сейчас, вернули саду облик периода его расцвета.
Началу научной реставрации предшествовала огромная подготовительная работа архитекторов, планировщиков, инженеров-гидротехников, озеленителей.
«Уникальность реставрации Верхнего сада — в том, что у нас было документальное подтверждение на каждый куст, на каждое дерево в саду, потому что в фондах Петергофа сохранился аксонометрический план Сент-Илера, — рассказал нашему изданию Роман Ковриков. — Этот план настолько детальный, что мы смогли установить тип посадок и форму буквально каждого куста, дерева, бордюра, вид и местоположение каждой беседки и скульптуры».
По словам Романа Коврикова, озеленителям пришлось заменить почти 90% деревьев: из 8,4 тыс. 7,2 тыс. — новые, недавно посаженные, они привезены в Петергоф из европейских питомников. Старые деревья сохранили частично, пересадив в собственные питомники. После обработки и лечения их можно будет использовать для замены других деревьев в садах и парках ГМЗ. Основной состав зеленых насаждений в Верхнем саду — это липы, но есть яблони, сливы, вишни, груши и множество ягодных кустов: смородина, крыжовник, барбарис.
Но Верхний сад — это не только аллеи, цветники и газоны, это еще и сложное гидротехническое сооружение, важная часть уникальной водоподводной системы, питающей знаменитые фонтаны Петергофа. Систему подачи воды с Ропшинских высот в 1721 году запустил лично Петр I. Это одна из крупнейших в мире фонтанных систем, не имеющая аналогов: она работает без единого насоса, исключительно за счет естественного напора воды. В систему протяженностью более 50 км входит множество родников, ручьев, каналов, объединенных в одно русло, а еще 140 гидротехнических сооружений — мосты, дамбы, шлюзы.
Верхний сад — последний этап этого водовода перед подачей воды в фонтаны Нижнего парка. Поэтому проектировщикам и инженерам пришлось решать задачу, как на время реставрации не прекратить работу фонтанов.
«Чтобы Нижний парк продолжал работать, мы проложили дополнительную транзитную нить, и работа фонтанов ни на минуту не останавливалась, — рассказал Александр Широков, начальник департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». — Всю водоподводящую систему в саду, а это 1830 м старых чугунных труб, мы отреставрировали, восстановили фундаменты исторических коллекторов. Часть работ мы даже проводили методами прошлых веков: на стыках чугунных труб делали глиняный замок, заливали туда горячий свинец и вручную зачеканивали соединение».
Полную реставрацию пережили фонтаны Дубовый и Межеумный, которые к началу работ находились практически в неработающем состоянии: у них была нарушена герметичность дна, вода не накапливалась. Специалисты полностью отреставрировали фундаменты фонтанов, стены чаши, дно. Приведены в рабочее состояние и два квадратных пруда с фонтанами — Восточный и Западный. Фонтан Нептун был отреставрирован еще в 2013 году.
По словам Елены Бортниковой, заместителя генерального директора по учету и хранению, реставрация скульптуры и других декоративных элементов оформления Верхнего сада началась задолго до его полного закрытия, в 2014 году. На сегодняшний день из 87 скульптур отреставрировано 67 — подлинные фигуры из фонтанов и квадратных прудов. В сад вернулись мраморные статуи работы Антонио Тарси — «Меркурий» и «Минерва».
«Часть подлинных фигур пришлось переместить в помещение Большого дворца, — рассказала Елена Бортникова. — Теперь оригиналы работы Антонио Банаццы можно будет увидеть в залах, а в саду установлены их копии».
Благодаря детальному чертежу плана Сент-Илера специалисты смогли воссоздать еще одну царскую забаву — позолоченные солнечные часы, стоявшие в саду перед Большим дворцом в середине XVIII века. Их полный аналог занял почетное место в перспективе центральной аллеи Верхнего сада.