18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«НИИ Филаретова» — путеводитель по смутным ощущениям

Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.  Фото: Алексей Народицкий
Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.
Фото: Алексей Народицкий

Совместный проект МMOMA и бюро Bernaskoni — это не просто персональная выставка художницы Елены Филаретовой. В названии фигурирует аббревиатура НИИ. Воображаемый научно-исследовательский институт — коллаборация со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ

Новая экспозиция в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском, 10 приглашает включиться в игры разума. Интерпретируя неясный зрительный образ, человеческий мозг достраивает его и при этом зачастую обманывается — так возникает эффект парейдолии, когда мы видим лица или очертания знакомых предметов в узорах, пятнах, кляксах, облаках. С такими эффектами работает петербургская художница Елена Филаретова, представившая в музее полуабстрактную живопись.

Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.  Фото: Алексей Народицкий
Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.
Фото: Алексей Народицкий

Есть здесь серия портретов — они написаны с конкретных людей, но их черты только начинают проступать и угадываться. Подхватывая интернет-тренд последних лет, художница пишет «лиминальные пространства» — жутковатые безлюдные комнаты и коридоры, различимые будто сквозь пелену перед глазами. Два других цикла представляют собой расфокусированные виды леса и сада, в которых ощущается присутствие неизвестного: боковым зрением замечаешь, что с картин кто-то смотрит и на тебя.

Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.  Фото: Алексей Народицкий
Выставка «НИИ Филаретова» в ММОМА на Гоголевском.
Фото: Алексей Народицкий

За архитектуру проекта отвечает бюро Bernaskoni, в портфолио которого сотрудничество с Гришей Брускиным и Олегом Куликом, дизайн выставок Премии Кандинского. Залы превращены в кабинеты научно-исследовательского института, где студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают восприятие зрителем современного искусства и создают новые объекты.

ММОМА на Гоголевском
«НИИ Филаретова»
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+