18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эдуард Бояков: «Взгляд неофита для этого проекта очень важен»

Режиссер Эдуард Бояков.  Фото: Новый Театр
Режиссер Эдуард Бояков.
Фото: Новый Театр

В Новой Третьяковке начала работу выставка «Стена и Слово», посвященная феномену русских монастырей. Режиссер Эдуард Бояков рассказывает об этом проекте, созданном им в соавторстве с фотографом Михаилом Розановым

Как возникла идея этого проекта в Третьяковской галерее? Вы выпустили с фотографом Михаилом Розановым книгу, которая называется «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом», а потом решили сделать выставку? В начале было слово?

Все-таки вначале была междисциплинарность. Для меня естественно, что на этот проект обратила внимание Третьяковка. Вспомним, что происходило в начале ХХ века, когда в театре работали сплошь великие художники: Александр Бенуа, Александр Головин, Мстислав Добужинский, Константин Коровин, те же супрематисты, Эль Лисицкий, Владимир Татлин. Традиция сотрудничества художников и театра велика. Другое дело, что сейчас большие художники с театром не работают, и это грустно, переживаю по этому поводу. У меня было несколько попыток, я в свое время привел Александра Бродского в Мариинский театр. Мы много работали с архитектурным бюро Wowhaus, еще до их доминирования в московской урбанистике, до Парка Горького и набережной в «Музеоне». В 2015 году я делал с Дмитрием Ликиным и Зельфирой Трегуловой в Манеже выставку «Романтический реализм», по-моему очень важную и мощную, но она, кажется, недостаточно осмыслена.

Экспозиция «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов» в Новой Третьяковке.  Фото: Новый Театр
Экспозиция «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов» в Новой Третьяковке.
Фото: Новый Театр

А как сложилось ваше сотрудничество с Михаилом Розановым?

Мы дружим, общаемся, он ходит на мои спектакли, я — на его выставки. Я признаю его высочайший уровень в архитектурной фотографии. Началось все с московского брежневского модернизма. Я работал во МХАТе, и Михаил снимал интерьер и экстерьер театра, созданный архитектором Владимиром Кубасовым.

В Михаиле я почувствовал глубокого, принципиального художника. Он снимал Лувр, Сан-Суси, Петергоф, Эрмитаж, сделал потрясающий альбом с Мариной Лошак к юбилею Пушкинского. Недавно сделал съемку Московского Кремля, которой не было, если я не путаю, больше чем полвека. Концепция этого альбома крутая: сначала Кремль снимался из города, а потом город снимался из Кремля. Это фантастические ракурсы, ты понимаешь, как некоторые люди из своих кабинетов видели и видят Москву.

Это к вопросу о векторе, взгляде. Вот я и подхожу к моменту, когда мы друг другу сказали, что нас интересуют монастыри как культурный феномен, не как богословский. Монастыри в последнее время вообще так не снимали, понимаете? То есть количество альбомов, им посвященных, запредельное. В них есть благолепие, бабушки в платочках, колокольни, голуби… Я это говорю без иронии, я воцерковленный человек. Но там нет ни архитектуры, ни эстетики.

Экспозиция «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов» в Новой Третьяковке.  Фото: Новый Театр
Экспозиция «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов» в Новой Третьяковке.
Фото: Новый Театр

Вы соавторы? То есть вы выступаете в амплуа не куратора, не продюсера, а именно художника?

Да, тексты и фотографии неразрывны. Тексты написаны про свойства монастыря как феномена. Здесь для меня ценен именно диалог двух творческих людей, которые смотрят с разных сторон на один предмет и при этом интересуются друг другом.

Досье
Эдуард Бояков

Режиссер театра и кино, продюсер

Создатель фестивалей «Золотая маска», Московский пасхальный фестиваль (совместно с Валерием Гергиевым), «Новая драма», «Традиция» (совместно с Захаром Прилепиным), создатель театров «Практика», «Политеатр», художественный руководитель МХАТ им. М.Горького (2018–2021), председатель Русского художественного союза, основатель и художественный руководитель Нового Театра (с 2022), режиссер кинофильма «Русский крест», автор книги «Русский код» (совместно с Вероникой Пономаревой). Участник копродукций с ГМИИ им. А.С.Пушкина, Метрополитен-опера, Holland Festival. Режиссер и продюсер более 50 спектаклей в Большом театре, Мариинском театре, МХТ им. А.П.Чехова, Центре им. Вс.Мейерхольда.

Еще…

Вы выбрали десять монастырей. Почему именно их? Там есть обители, которые все знают, а есть не очень известные…

Да, слова «посольский монастырь на Байкале» даже у многих православных историков вызывают удивление. А там конкретная история. Монгольский хан пишет царю Алексею Михайловичу, что народы Байкала готовы войти в состав русской империи. Царь отправляет послов, половину посольства убивают разбойники, а половина начинает отстреливаться и сохраняет царскую казну. Выходят на берег, хоронят восьмерых героев, и на этом месте рождается удивительно красивый монастырь. Это посольство не только политики — это посольство русского искусства.

Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Республика Бурятия, Посольское. Фото: Михаила Розанов
Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Республика Бурятия, Посольское.
Фото: Михаила Розанов

В книге есть далекий монастырь на Байкале, но есть и Троице-Сергиева лавра.

Можно сделать проект про десять неизвестных русских монастырей или, наоборот, best of the best, но тогда должен быть Валаам в этом списке, а у нас его нет. Потому что есть Кирилло-Белозерский и Соловки, это Север. Художественное высказывание должно быть цельным, представляющим феномен. Если мы сделаем хит-парад, то мы феномен не почувствуем.

То есть вы руководствовались принципом представить монастыри разного типа?

Можно так сказать. Здесь важны коренные свойства. Псково-Печерский знают все, но рождался он как пустынь. Есть точки, о которых мало кто знает, но которые веками существуют как духовные очаги. Я много видел такого, путешествуя по Востоку, в Индии, Китае. Вот в Агре десятки пятизвездочных отелей и отшлифованный Тадж-Махал, а отъезжаешь 50 км — и видишь пространство, где нет ни одного иностранца, но невероятная красота, которая именно на эстетический код Агры и повлияла. Так же и с монастырской антропологией. Не все проявлено. Вспомним документальный фильм «Святой архипелаг» Сергея Дебижева и кадры, когда монах Севастьян убедительно говорит о Паскале, постмодернизме и Бодрийяре. Ему в чем-то легче, чем нам, у него меньше суеты и больше времени на книги. То есть эти люди из монастырей антропологически интересны.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.  Архангельская область, Соловецкие острова. Фото: Михаила Розанов
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Архангельская область, Соловецкие острова.
Фото: Михаила Розанов

Но вы с Михаилом сосредоточились на архитектуре. И даже подчеркиваете, что в вашем проекте людей как бы нет, что это именно архитектура, виды.

Я бы сказал, что это не виды, а все-таки семиотика, художественное пространство, которое может рассказать о людях больше, чем умилительные кадры с монахами, прихожанами, крестными ходами и батюшками.

Для каждого монастыря вы выбрали одно понятие, или качество, свойство: «тайна», «подвиг», «аскеза», которое должно его определять. Поясните, почему именно такой способ рассказа?

В современном искусстве очень много мутных разговоров, концептуалистских комментариев. Есть в этом пространстве некое высокомерие, знаете ли. Мол, не читал Делёза, Деррида и Ролана Барта — пошел вон. Я Ролана Барта очень люблю, но вот это высокомерие уже устарело. Поэтому, мне кажется, можно предложить другой разговор — сведение к простым формулам, концептам, как нас московский концептуализм учил, те же Кабаков или Эрик Булатов.

Успенский Псково-Печерский монастырь. Псковская область, Печоры. Фото: Михаила Розанов
Успенский Псково-Печерский монастырь. Псковская область, Печоры.
Фото: Михаила Розанов

Эти десять слов — компоненты некой формулы духовного делания. Кто-то уезжает в другую страну, кто-то пол меняет, кто-то прическу новую делает, а кто-то просто говорит: «Я пошел в монастырь служить Богу». Это вызывает как минимум уважение. Это меня впечатляет не меньше, чем засовывание человека в какую-нибудь коробку. Что тоже, впрочем, может иметь смысл и образ. Сохраняя максимально субъективность, мы указываем на десять свойств, качеств, которые имеют отношение к феноменологии и эстетике монастырства.

Полтора года вы работали над этим проектом. Как проходили съемки? Вы же должны были, наверное, получить благословение?

Разрешение Церкви как минимум. Снимать в монастырях, где много людей, тяжело, конечно. В Троице-Сергиевой лавре начинали в четыре утра. Это май-июнь. Другая проблема в Псковских Печорах. Там огромные объемы строительных работ, экскаваторы — Москва-Сити просто! Где-то сложности с точками, на колокольни залезть невозможно, всякие сетки, птицы. Холод. Соловки у нас были в мае, а вот Кирилло-Белозерский снимали зимой — потому что очень важен был снег для графичности. Минус 30, техника не справляется... Еще важный момент: мы не входили в интерьеры, не пользовались коптерами. В общем, ограничивали себя во многом, не говоря о том, что мне приходилось жертвовать театром, а Михаилу — программами съемок в европейских столицах.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кириллов. Фото: Михаила Розанов
Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кириллов.
Фото: Михаила Розанов

Был ли для каждого монастыря план, что снимаем: общий вид, часть декора, вид сверху, если это возможно?

С одной стороны, стремились максимально много снять, с другой — полагались на интуицию. Вполне возможно, еще что-то получится из этой выставки. Я вижу, что проект интересен разным людям. Вот помощник Михаила Алексей Партола. Куратор, граффити занимается, у него уже вторая книжка об этом в Ruarts вышла. Его фокус — на самую современную сферу, но ему тоже было интересно. Мы, наверное, оказывались в качестве таких сталкеров из фильма Тарковского, которые стремились входить в эту зону и слушать себя. Взгляд неофита для этого проекта очень важен.

Новая Третьяковка
«Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+