Смерть в конце марта Ричарда Серры (1938–2024) потрясла мир искусства — его жизни, творчеству и наследию посвятили множество статей. Его первая в лондонской галерее Дэвида Цвирнера выставка «Шесть больших рисунков» — она же последняя, задуманная художником при жизни, — подчеркнула актуальность вопроса о том, как обеспечить экспонирование, маркетинг и управление творческим наследием почивших мастеров.
«В экспозиции не было никаких решений, не одобренных автором. Все было готово еще до его смерти 26 марта», — уверяет представитель галереи David Zwirner. «Команда художника приезжала смотреть помещение; также у Ричарда Серры был макет лондонской галереи. Он прекрасно понимал, что собой представляют эти два этажа», — добавили в пресс-службе галереи. Цвирнер и Серра успели обсудить выставку, однако последующие решения, касающиеся наследия художника, будут приниматься с учетом множества этических, юридических и финансовых требований и нюансов.
Помимо 11-летнего сотрудничества с Цвирнером, Серра активно взаимодействовал с другими известными арт-дилерами, включая Gagosian и Cristea Roberts Gallery. Адвокат Джон Силберман, директор по управлению творческим наследием художника, объявил, что «никаких изменений в системе дистрибуции работ господина Серры не планируется».
Управление наследием художника, каким бы тщательно продуманным заранее оно ни было, все равно сопряжено со сложным набором обязанностей.
«Роль фондов наследия меняется; какое-то время их управляющие в первую очередь занимались проверкой подлинности и сохранением репутации автора, но все чаще им делегируют расширенные полномочия, требуя, например, активно продвигать художника на рынке», — говорит юрист Яёи Сионоири, сотрудничавшая с фондом американского концептуалиста Криса Бёрдена.
Независимо от того, занимаются ли наследием частные лица или организации (например, фонды либо трасты), специально созданные после смерти художника, к числу самых распространенных задач традиционно относились аутентификация работ и составление каталогов-резоне. Однако из-за череды скандальных судебных разбирательств, где на кону были огромные суммы, многие исполнители завещаний все чаще отказываются от этих «почетных» обязанностей.
Например, в 2007 году американский коллекционер Джо Саймон-Вилан подал в суд на Фонд визуальных искусств Энди Уорхола, утверждая, что организация задействована в «длящейся более 20 лет схеме мошенничества, сговора и манипуляций». Хотя стороны в итоге заключили мировую, разбирательство длилось три года, а фонд потратил почти $7 млн на судебные издержки.
Осенью прошлого года громкий скандал разгорелся между Фондом наследия Хелен Франкенталер, американской художницы-абстракционистки, и бывшим председателем его правления Фредериком Иземаном. Он обвинил организацию и нескольких ее нынешних руководителей в создании конфликта интересов и неэффективном управлении, в отсутствии достаточной активности и дальновидности в вопросах торговли работами Франкенталер.
Если лица или организации, ответственные за сохранение творческого наследия художника, будут участвовать и в управлении его коммерческим наследием, придется разрабатывать особые подходы. Так, если художник при жизни пользовался на рынке успехом и сотрудничал с музеями, детали этих процессов обычно более жестко прописаны. Но даже в самых многостраничных договорах можно найти лазейки. «Если к художнику при жизни не было интереса на арт-рынке, то, вопреки распространенному мнению, его работы крайне трудно продать посмертно», — говорит Челси Спенгеманн, представительница Artist’s Foundation and Estates Leaders’ List (AFELL) и некоммерческой организации Soft Network.
Как и во многих других сферах, где наблюдается сдвиг в сторону большей прозрачности, рекомендации юристов — экспертов по вопросам творческого наследия — обычно сводятся к просьбе к художникам изложить письменно как можно больше пожеланий — начиная от воздействия на публику и заканчивая способом экспонирования или «рендером» к будущим выставкам и любым другим замыслам и планам, которые они предлагали бы реализовать после их смерти.
Не стоит забывать и о налоговых вопросах. Например, в 2012 году у наследников американской галеристки Илеаны Соннабенд возникли проблемы с налоговой из-за работы Роберта Раушенберга «Каньон» (1959) из серии Combines («Комбинированная живопись»). Поскольку в работу включено чучело орлана, по американским законам она не могла быть продана, и наследники в графе «стоимость» указали «0». Однако налоговые инспекторы с этим не согласились, оценив работу в $65 млн и начислив в итоге $29,2 млн налога на наследство и еще $11,7 млн пени. В результате после мирового соглашения «Каньон» был передан в дар нью-йоркскому Музею современного искусства.
Адвокаты, консультанты и бухгалтеры — вот, как правило, те посредники, которые все чаще предлагают (не бескорыстно, конечно) помощь в управлении наследием художника. Вместе с этим появляется все больше специализированных некоммерческих организаций, таких как Европейский институт наследия художников или американский Фонд художника.
Тем не менее в условиях стремительно меняющегося арт-рынка задача управления коллекциями и репутацией художника со временем только обрастает сложностями. «Эта работа по сути является общественным служением, поскольку значительная часть наследия художников никогда не принесет прибыли. Часто эту миссию возлагают на кого-то из членов семьи, обычно на женщин, и, как правило, на общественных началах», — говорит Челси Спенгеманн.
С точки зрения проблем с наследием российские авторы ничем не отличаются от европейских или американских. Художнику стоит позаботиться о своем наследии заранее и составить подробное завещание, указав, кто и как будет распоряжаться наследием.
Один из сложных случаев в юридической практике связан с наследием Михаила Рогинского, который скончался в Париже в 2004-м, не оставив завещания. Возник спор между вдовой Лианой Шелией-Рогинской и сыном художника от первого брака Александром, интересы которого представляла мать, первая жена мастера Мария. Дело дошло до суда лишь в 2017 году и тянулось пять лет. В итоге вдове отошла четверть наследия, а сыну — три четверти. Причем третьи лица — коллекционеры и друзья, которым Михаил Рогинский продавал или дарил работы, — остались ни с чем. Собирателям и музеям нужно помнить, что, принимая в подарок или покупая произведение искусства, необходимо оформить все документы, не забыв приложить к договору фото с указанием размера и техники. Не лишним будет и снимок момента передачи.
Художник может также написать завещательный отказ, который обяжет передать в пользование произведение (музею, галерее, фонду или частному лицу) или обеспечить гарантии по его приобретению. Также можно составить завещательное возложение, которое возложит на наследников обязанность проводить выставки, сохранять коллекцию, экспонировать работы в определенном виде или передать их в дар государству либо городу. Если речь идет об инсталляциях, желательно оставить подробные инструкции по сборке и экспонированию.
Стоит учитывать и особенности национальных законодательств. В этом смысле показателен пример с наследием Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Оба скончались в Париже, все работы унаследовала вторая жена Ларионова Александра Томилина, которая завещала архив и документы правительству СССР. Однако налог на наследство во Франции составляет 60%, так что воля Ларионова и Гончаровой, документально зафиксированная Томилиной, не могла осуществиться в полном объеме. В этой истории много нюансов, но так или иначе часть наследия осталась во Франции и перешла Центру Помпиду.
Не стоит забывать и о существовании права следования (наследники должны получать процент от каждой перепродажи произведения 70 лет после смерти автора) и исключительного права (за любое воспроизведение работы наследники должны получать процент, действует также 70 лет). Наследникам, коллекционерам и музеям за этим всем нужно следить.