18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путем зерна: искусство Северной Европы поселилось в бывшем элеваторе

Реконструированное здание бывшего зернохранилища директор музея Kunstsilo называет «архитектурным чудом».  Фото: Kunstsilo Museum
Реконструированное здание бывшего зернохранилища директор музея Kunstsilo называет «архитектурным чудом».
Фото: Kunstsilo Museum
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Новый художественный музей, посвященный североевропейскому модернизму, открылся в городе Кристиансанн на юге Норвегии. В его состав включена огромная коллекция, принадлежащая миллиардеру Николаю Тангену

Один из богатейших людей страны, филантроп, экс-руководитель хедж-фондов, а ныне управляющий Суверенным фондом Норвегии с активами больше триллиона долларов, Николай Танген сыграл решающую роль в появлении нового музея. Институция под названием Kunstsilo открылась 11 мая в Кристиансанне, родном для Тангена городе на самой южной оконечности Норвегии. За годы предпринимательской деятельности этот меценат собрал крупнейшую в мире частную коллекцию североевропейского современного искусства; домом для значительной ее части и стал новый музей, разместившийся в бывшем зернохранилище.

Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м.  Фото: Kunstsilo Museum
Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м.
Фото: Kunstsilo Museum

Случай трансформации элеватора в модное арт-пространство не уникальный, тон задал Музей современного африканского искусства Цайца в ЮАР. Как и он, Kunstsilo расположился в бывшем зернохранилище, построенном в 1935 году. Проект перестройки производственного комплекса разработали архитектурные бюро Mestres Wäge Arquitectes и MX_SI из Барселоны. Они преобразили прежнее здание, спроектированное знаменитыми норвежскими архитекторами Арне Кошмо и Сверре Осланном. По словам Рейдара Фуглестада, исполнительного директора Kunstsilo, стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн), при этом Танген лично выделил из своих средств 210 млн норвежских крон ($20 млн).

Фокус: скандинавский модернизм

Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м. Постоянная экспозиция, которую готовили четыре штатных куратора, состоит из трех частей: собрание южнонорвежского искусства, принадлежащее местному правительству и ранее хранившееся в Художественном музее Южной Норвегии; коллекция картинной галереи Кристиансанна, основанной в 1995 году; и наконец, собрание самого Тангена, которое находится под управлением благотворительного фонда AKO Foundation, основанного филантропом в 2013 году.

Гуннар Гундерсен. «Композиция». 1965. Фото: Kunstsilo Museum
Гуннар Гундерсен. «Композиция». 1965.
Фото: Kunstsilo Museum

Коллекция Тангена включает 5,5 тыс. работ, это самые разные произведения искусства авторства более чем 300 художников из Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Среди них, в частности, норвежцы Гуннар Гундерсен и Марианна Хеске, финн Сам Ванни и датчанин Пер Киркебю.

«Особенность этой коллекции заключается именно в том, что в ней представлены все североевропейские страны», — рассказывает Фуглестад. Он добавляет, что осенью в музее пройдет конференция, посвященная скандинавскому культурному наследию. «Нам будет интересно занять определенную позицию в отношении скандинавского модернизма и сформировать вокруг этого феномена кураторскую компетенцию», — говорит он.

Ола Биллгрен. «Стена». 1973.  Фото: Kunstsilo Museum
Ола Биллгрен. «Стена». 1973.
Фото: Kunstsilo Museum

Выставка, которой открывается новая институция, под названием «Страсти Севера» навеяна, по сообщению пресс-службы, «концептуальными темами, которые были почерпнуты из творчества таких столпов литературы, как Томас Харди и Вирджиния Вулф», и занимает 25 залов. Во временную экспозицию включено более 700 работ 1910–1990 годов из коллекции Тангена.

Карьера ради искусства

«Я думаю, что Kunstsilo может стать этаким переломным моментом, новой вехой для скандинавского художественного мира, и я надеюсь, что его появление будет способствовать здоровой конкуренции и расширению возможностей сотрудничества между странами Северной Европы», — заявил Николай Танген в интервью The Art Newspaper. Сейчас миллиардер управляет крупнейшим в мире фондом национального благосостояния — норвежским Norges Bank Investment Management, который был создан в 1990-х годах для инвестирования излишков нефтяных доходов страны в международные компании. В прошлом году прибыль фонда составила $213 млрд.

Музей Kunstsilo разместился в бывшем зернохранилище. Фото: Kunstsilo Museum
Музей Kunstsilo разместился в бывшем зернохранилище.
Фото: Kunstsilo Museum

Любопытно, что в период с 2003 по 2005 год Танген делал перерыв в карьере для получения дополнительного образования: он защитил степень магистра истории искусств в лондонском Институте Курто. В 2005 году он основал хедж-фонд AKO Capital и пообещал все свое огромное состояние перед смертью раздать на добрые дела. «Я хочу умереть с нулем на счету. Люди, которые намереваются уйти из этого мира богачами, совершенно неверно понимают суть жизни», — заявил он в прошлом году в интервью газете Guardian.

В новом музее Тангена ждет кресло в совете директоров, хотя, как подчеркивает Рейдар Фуглестад, «он очень озабочен тем, чтобы сохранять дистанцию и не вмешиваться: это ведь не частный музей». Институция будет «на 50% финансироваться властями Норвегии, регионом и городским советом Кристиансанна, а остальные средства ожидаются от коммерческих доходов — продажи билетов, ресторана. Наш годовой бюджет составляет около 100 млн норвежских крон ($9 млн)». Входной билет для взрослых будет стоить 190 норвежских крон ($17,5); для детей и подростков до 18 лет предусмотрено бесплатное посещение.

Стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн).  Фото: Kunstsilo Museum
Стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн).
Фото: Kunstsilo Museum

На какие показатели посещаемости рассчитывает новый музей? По словам Рейдара Фуглестада, постоянное население Кристиансанна — всего около 130 тыс. человек, однако в летний сезон этот прибрежный город посещают примерно 1,3 млн туристов. «У нас хорошее паромное сообщение с Данией и прямые рейсы в Копенгаген и Амстердам, — объясняет исполнительный директор новой институции. — И к тому же само здание музея — настоящее архитектурное чудо». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+