Проект «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах», кураторами которого выступили Марина Лошак и Юлия Сенина, открывается 19 июня в музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге. За визуальное оформление выставки отвечают однофамилец поэта архитектор Александр Саввич Бродский и Анастасия Демидова-Рындина.
Тема Китая была выбрана не случайно. В наследии Бродского есть стихотворение, которое он начал писать еще в Ленинграде, а закончил в эмиграции в 1977 году, — «Письма династии Минь» («Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки вырвался и улетел»). Оно было одним из его любимейших стихотворений нью-йоркского периода. Кстати, в нем Бродский ради благозвучия добавил к правильному написанию династии Мин мягкий знак, пожертвовав научной точностью. Его примеру последовали и в музее, озаглавливая выставку.
Помимо конкретного стихотворения, проект рассказывает о глобальном интересе Бродского к Востоку. Он зародился еще в детстве благодаря рассказам его отца Александра Ивановича Бродского о военной службе и привезенным им с Востока предметам.
Со службы в Маньчжурии, куда отец поэта был командирован после окончания Второй мировой войны (чем именно он там занимался, установить так и не удалось), в 1954 году он привез в Ленинград три ящика трофеев. В 1955-м эти предметы переехали вместе с семьей Бродских в полторы комнаты и оставались в этих стенах до смерти Александра Бродского в 1984 году. «В каких бы там военных играх в Китае он ни был замешан, наша маленькая кладовка, наши буфеты и стены сильно выгадали от этого», — пишет Иосиф Бродский в эссе «Полторы комнаты» (1985).
Любимой игрушкой подрастающего мальчика стала модель китайской джонки. «И в какой-то мере Китаю Бродский обязан своим писательством, так как пишущая машинка с кириллической раскладкой, за которой поэт начинал свои пробы пера, тоже была в багаже отца. Символично, что и чемодан, на котором Бродский заснят на аэродроме «Шоссейная» в день отъезда из СССР 4 июня 1972 года, тоже был привезен отцом из Китая», — отмечают в музее. А самые ценные предметы, в числе которых японская посуда, отец после эмиграции сына продал в отдел Востока Эрмитажа. Некоторые другие предметы из «китайского багажа» ныне хранятся в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Во взрослом возрасте Бродский продолжал интересоваться темой Китая. Он не только общался с учеными-китаистами (в их числе Лев Меньшиков и Борис Вахтин), но и любил посещать американские чайна-тауны. Также он экспериментировал с переводами китайской классики, а в конце жизни пытался изучать китайский язык. В последние годы он даже планировал посетить Дальний Восток, но поездки срывались из-за проблем с сердцем.
Ядром проекта стало несколько тех самых японских предметов, привезенных из Маньчжурии Александром Бродским. После его смерти они оказались в коллекции племянника поэта, Михаила Кельмовича, и никогда ранее не выставлялись.
Центральные же экспонаты — китайские скульптуры, которые предоставил на выставку коллекционер Кирилл Данелия. В отличие от вещей из коллекции Кельмовича, они не имеют мемориальной ценности, связанной с Бродским, зато являются подлинными произведениями искусства эпохи Мин (1368–1644). В их числе редкий набор всех 12 фигур стражей времени, называемых «китайскими зодиаками». Также представлены керамическая фигурка знатной китаянки, четыре фигуры высокопоставленных чиновников и голова Будды раннего периода Мин (XIV–XV века). Интегрированные в своеобразный интерьер музея «Полторы комнаты», эти подлинники приобретают новое, особенное звучание.
«Полторы комнаты» Иосифа Бродского, Санкт-Петербург
«Династия Минь: Восток в Полутора комнатах»
До 19 августа