18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма

Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.  Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.
Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин

Журнал Vogue основан в 1892 году, Tatler — в 1901-м, Vanity Fair — в 1913-м, а L’Officiel в 1921-м, причем в первые годы существования их тематика весьма отличалась от сегодняшней. Примерно в те же годы в России тоже основывали великолепные журналы, запечатлевавшие свою эпоху с невероятной тщательностью, но их развитие решительно пресеклось вместе с эпохой. Одно из таких легендарных изданий, хорошо известных всем букинистам, — роскошно иллюстрированный журнал «Столица и усадьба», выходивший с 1913 по 1917 год, всего около 90 номеров. Выставка в Музее русского импрессионизма выводит это СМИ из сферы букинистики в мир материальный.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Названием выставки выбрано словосочетание «журнал красивой жизни». Этот слоган был изобретением издателя «Столицы и усадьбы» и сопровождал журнал на протяжении всех недолгих лет его существования. По сути, журнал этот был первым отечественным «глянцем»: он рассказывал о том, как в Петербурге и в загородных поместьях живут и развлекаются сливки общества. Институт визуального слежения за селебрити тогда был не развит, поэтому в отборе информации журналисты следовали классическим формулам, рассказывая, в частности, об интерьерах усадебных домов и дворцов, а также о балах, концертах, свадьбах, театральных премьерах, драгоценностях — словом, о всяких прелестях. То фоторепортаж из особняка Матильды Кшесинской, то фотоотчет о гардеробной Владимира Дмитриевича Набокова и его 52 пиджаках с Сэвил-роу, то портреты юных красавиц — будущих фрейлин.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Идея сделать выставку «про журнал» не то чтобы оригинальна: в последние десятилетия не раз устраивались экспозиции такого рода. Но в их центре были журналы специфических жанров — художественного или литературного: «Аполлон», «Золотое руно», «Мир искусства». А вот пристально вглядываться в более, так сказать, дамский формат доселе принято не было. Музей русского искусства, как обычно, выступает пионером темы, выводя «Столицу и усадьбу» из тени.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Каким же образом в музее решили развернуть страницы на выставочные залы? Конечно же, с помощью произведений искусства, репродукции которых публиковались в журнале. Кураторы выставки Юлия Петрова и Ольга Юркина проделали практически детективную работу по изучению пожелтевших страниц и поиску уцелевших оригиналов. «Много произведений мы не смогли отыскать, — рассказала нам Петрова, на сей раз выступающая в ипостаси куратора, а не только директора музея. — Но нельзя утверждать, что эти картины погибли. Некоторые мелькали на зарубежных аукционах в последние годы. Быть может, со временем они вернутся в орбиту искусствоведов».

Выставка поделена на зоны согласно рубрикам, существовавшим в журнале. Сами их названия звучат как песня, особенно если знать, что они наполнялись в надрывные предреволюционные годы перед Первой мировой войной и во время нее: «В русском стиле», «В зрительной зале», «О том, о сем», «Старый Петербург», «Усадьба в прошлом и настоящем». «Журнал и выставка откроют зрителю мир русской аристократии с другой стороны, позволив подглядеть за давно утраченным», — комментирует Петрова.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Свои экспонаты предоставили 40 музеев и 12 частных собраний — от Калининграда до Томска, всего около 100 предметов. Перед нами предстают холеные грациозные графини и баронессы с рисунков и картин Николая Богданова-Бельского, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Елены Киселевой, Валентина Серова, Николая Фешина и других модных портретистов эпохи. Появление на страницах журнала, причем, подчеркнем, не на фотографии, а именно живописным портретом, считалось важным подтверждением статуса светского персонажа.

Рядом — пейзажи и интерьерные картины, мелькавшие на страницах. Помимо обязательных Сергея Виноградова и Станислава Жуковского, это Константин Вроблевский, Константин Коровин и многие другие.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

В «Столице и усадьбе» печатались статьи об известных коллекционерах эпохи с фотофиксацией их собраний. Это стало еще одной из тем выставки. Так, одна витрина посвящена театральной коллекции Валериана Светлова: тут собрали принадлежавшие ему предметы — театральную графику и даже слепок с ноги Анны Павловой.

Наконец, третий этаж, который в музее традиционно оставляют для спецпроектов, продолжающих тему выставки, на этот раз отдан под непривычный для этого учреждения формат. Чуть ли не впервые весь зал целиком занят современными художниками, пофантазировавшими на тему «жизни красивых и богатых», но только современной.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Это произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Кирилла Кто, Владислава Мамышева-Монро, Миши Никатина и Ольги Тобрелутс из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и других важных собраний.

Музей русского импрессионизма
«Журнал красивой жизни»
До 6 октября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+