18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма

Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.  Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Александр Вахрамеев. «Подруги. Тата и Валя». 1915.
Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин

Журнал Vogue основан в 1892 году, Tatler — в 1901-м, Vanity Fair — в 1913-м, а L’Officiel в 1921-м, причем в первые годы существования их тематика весьма отличалась от сегодняшней. Примерно в те же годы в России тоже основывали великолепные журналы, запечатлевавшие свою эпоху с невероятной тщательностью, но их развитие решительно пресеклось вместе с эпохой. Одно из таких легендарных изданий, хорошо известных всем букинистам, — роскошно иллюстрированный журнал «Столица и усадьба», выходивший с 1913 по 1917 год, всего около 90 номеров. Выставка в Музее русского импрессионизма выводит это СМИ из сферы букинистики в мир материальный.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Названием выставки выбрано словосочетание «журнал красивой жизни». Этот слоган был изобретением издателя «Столицы и усадьбы» и сопровождал журнал на протяжении всех недолгих лет его существования. По сути, журнал этот был первым отечественным «глянцем»: он рассказывал о том, как в Петербурге и в загородных поместьях живут и развлекаются сливки общества. Институт визуального слежения за селебрити тогда был не развит, поэтому в отборе информации журналисты следовали классическим формулам, рассказывая, в частности, об интерьерах усадебных домов и дворцов, а также о балах, концертах, свадьбах, театральных премьерах, драгоценностях — словом, о всяких прелестях. То фоторепортаж из особняка Матильды Кшесинской, то фотоотчет о гардеробной Владимира Дмитриевича Набокова и его 52 пиджаках с Сэвил-роу, то портреты юных красавиц — будущих фрейлин.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Идея сделать выставку «про журнал» не то чтобы оригинальна: в последние десятилетия не раз устраивались экспозиции такого рода. Но в их центре были журналы специфических жанров — художественного или литературного: «Аполлон», «Золотое руно», «Мир искусства». А вот пристально вглядываться в более, так сказать, дамский формат доселе принято не было. Музей русского искусства, как обычно, выступает пионером темы, выводя «Столицу и усадьбу» из тени.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Каким же образом в музее решили развернуть страницы на выставочные залы? Конечно же, с помощью произведений искусства, репродукции которых публиковались в журнале. Кураторы выставки Юлия Петрова и Ольга Юркина проделали практически детективную работу по изучению пожелтевших страниц и поиску уцелевших оригиналов. «Много произведений мы не смогли отыскать, — рассказала нам Петрова, на сей раз выступающая в ипостаси куратора, а не только директора музея. — Но нельзя утверждать, что эти картины погибли. Некоторые мелькали на зарубежных аукционах в последние годы. Быть может, со временем они вернутся в орбиту искусствоведов».

Выставка поделена на зоны согласно рубрикам, существовавшим в журнале. Сами их названия звучат как песня, особенно если знать, что они наполнялись в надрывные предреволюционные годы перед Первой мировой войной и во время нее: «В русском стиле», «В зрительной зале», «О том, о сем», «Старый Петербург», «Усадьба в прошлом и настоящем». «Журнал и выставка откроют зрителю мир русской аристократии с другой стороны, позволив подглядеть за давно утраченным», — комментирует Петрова.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Свои экспонаты предоставили 40 музеев и 12 частных собраний — от Калининграда до Томска, всего около 100 предметов. Перед нами предстают холеные грациозные графини и баронессы с рисунков и картин Николая Богданова-Бельского, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Елены Киселевой, Валентина Серова, Николая Фешина и других модных портретистов эпохи. Появление на страницах журнала, причем, подчеркнем, не на фотографии, а именно живописным портретом, считалось важным подтверждением статуса светского персонажа.

Рядом — пейзажи и интерьерные картины, мелькавшие на страницах. Помимо обязательных Сергея Виноградова и Станислава Жуковского, это Константин Вроблевский, Константин Коровин и многие другие.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

В «Столице и усадьбе» печатались статьи об известных коллекционерах эпохи с фотофиксацией их собраний. Это стало еще одной из тем выставки. Так, одна витрина посвящена театральной коллекции Валериана Светлова: тут собрали принадлежавшие ему предметы — театральную графику и даже слепок с ноги Анны Павловой.

Наконец, третий этаж, который в музее традиционно оставляют для спецпроектов, продолжающих тему выставки, на этот раз отдан под непривычный для этого учреждения формат. Чуть ли не впервые весь зал целиком занят современными художниками, пофантазировавшими на тему «жизни красивых и богатых», но только современной.

Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.    Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Это произведения Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Кирилла Кто, Владислава Мамышева-Монро, Миши Никатина и Ольги Тобрелутс из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и других важных собраний.

Музей русского импрессионизма
«Журнал красивой жизни»
До 6 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+