Традиция дотошного, выразительного описания художественных объектов имеет весьма продолжительную историю. До недавнего времени традиция эта обладала и немаловажным практическим значением: искусствоведы и путешественники своими текстами помогали читателям представить себе знаменитые и неизвестные произведения искусства, словесные образы заменяли визуальные. Кроме того, описания позволяли сохранить память об утраченных или утрачиваемых картинах, скульптурах, интерьерах. Например, когда Джон Рёскин писал о Венеции, некоторые ее памятники были в плачевном состоянии: после австрийских обстрелов в потолке Дворца дожей зияли пробоины, картины свисали клочьями со стен.
Описание произведений античного искусства зародилось в античную же эпоху. Знаменитый путеводитель Павсания «Описание Эллады» был создан во II веке н.э. С традицией описания арт-объектов тесно связан и генезис жанра античной эпиграммы. Первоначально эпиграммы (буквально означает «надпись») и были только надписями — на надгробиях (эпитафии) и на предметах, приносимых в дар божествам (посвящения). Но довольно скоро эпиграммы стали писать, так сказать, не на предмете, а на предмет. Это были эпидейктические, то есть указующие, или описательные эпиграммы. Их сочиняли и на живых людей, и на события общественной и частной жизни, и на произведения искусства.
Сегодняшний искусствовед, приступая к детальным и пространным описаниям памятников античной культуры, соревнуется как с многовековым наследием предшественников, так и с современными технологиями: интернетом, искусственным интеллектом, фотографией.
Александр Степанов — известный петербургский искусствовед и педагог. Первоначально он работал в сфере проектирования и градостроительства, но потом поменял стезю, окончил Институт имени И.Е.Репина, где и трудится по сей день. Сферами его научных и профессиональных интересов являются искусство Возрождения и архитектура Санкт-Петербурга, но истинный ученый и преподаватель всегда с удовольствием осваивает новые континенты профессии.
Перед читателями свежее сочинение Александра Степанова, посвященное памятникам пластического и изобразительного искусства Эллады. Насколько можно судить, в основу книги положен курс лекций по искусству Древней Греции, прочитанный в Смольном институте свободных искусств и наук («На протяжении истории эллинского искусства субстратами художественных перевоплощений являлись, по сути, всего лишь два существа — свободный мужчина, свободная женщина»).
Принципиально важное значение для понимания концепции автора книги имеет слово «театр» в ее заглавии. По мнению Степанова, эллинские художники использовали в своем творчестве принцип маски. Они преображали человека (модель) в бога, героя или иного персонажа. Под «маской» автор подразумевает не двусмысленное сокрытие лица, а имевшее корни в магических ритуалах преображение и перерождение надевшего маску человека, иначе говоря, маскарад. Этот «принцип маски» Степанов распространяет на изображение всей фигуры и сопутствующие ей аксессуары. Искусствовед не считает себя первооткрывателем. Наоборот, с охотой признает, что следует за Кеннетом Кларком, сравнившим античную схематизацию торса с античной же театральной маской.
Книга Александра Степанова состоит из трех частей: первая посвящена аналитическому описанию изображений семи богов и богинь, вторая — описанию изображений героев и героинь, в третьей рассмотрены некоторые популярные сюжеты повседневной жизни эллинов — свадьбы и похороны, труды и пирушки, жертвоприношения богам и поклонение искусствам.
Остроумно и современно решена проблема иллюстративного сопровождения текста: место репродукций заняли QR-коды со ссылками на изображения. Вероятно, главной своей задачей автор считает пробуждение читательского воображения. «Мой взгляд был похож на впечатления зрителя театрального спектакля: он видит людей не существующих, но оживляемых игрой актеров и его воображением». И поскольку повествовательный стиль Степанова отличает увлекательность, задачу можно считать вполне разрешенной.