Впервые за много лет журналистам показали, что происходит внутри усадьбы Останкино, закрытой для публики в 2013 году. Еще раньше, в 2012-м, Департамент культурного наследия города Москвы включил реставрацию летнего театра Шереметевых в перечень особо важных объектов. Несмотря на то что исторический объект давно находился в плачевном состоянии, к самим работам долго не могли приступить.
«Усадьба Останкино — подлинная жемчужина XVIII века. Четыре года длились противоаварийные работы, четыре года — проектирование, и вот уже два года идет комплексная бережная реставрация. Мы стараемся, чтобы она была на высочайшем уровне. В Египетском павильоне работы завершены на 70%: приведены в порядок фундамент, конструкции кровли, ведутся работы на фасадах и интерьерах объекта. В Итальянском павильоне начинается работа по фасаду. А впереди работы в самом дворце-театре. Планируем завершить реставрацию в 2028 году», — рассказал на пресс-показе руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Стоимость работ глава столичного департамента наследия не упоминал, как и остальные должностные лица. Однако на официальном сайте госзакупок есть данные о том, что подрядчик — компания «Ренессанс-реставрация» — стал победителем тендера на реставрацию Итальянского павильона и фасадов дворца в феврале этого года, а сумма контракта составила 3,292 млрд руб.
В летнем театре еще не приступали к работам, но вывезли часть предметов обстановки и успели снять барельефы с фасадов, которыми специалисты занимаются прямо на территории усадьбы — в строительных вагончиках-бытовках.
На потолке театрального зала видны подтеки, а в картонных колоннах с деревянным каркасом — дыры. Но оформление и интерьеры сохранились хорошо, что само по себе поразительно. В 1795 году Николай Шереметев построил дворец для летних увеселений — здесь играл крепостной театр, поэтому многое сделано как бутафория. Зимой театр не действовал, а значит, не отапливался, то есть интерьеры и само здание страдали от мороза и сезонных перепадов температур. И все же росписи с грифонами и имитацией лепнины видны хорошо, а четырехметровые люстры, расписанные под бронзу, а на самом деле деревянные, сохранили большую часть элементов.
Зал действительно уникальный. Колонны из картона, например, сделаны так, чтобы их легко было двигать по сцене. Сам зал спроектирован по примеру Версаля как трансформер, который может превращаться из театральной сцены с партером на полтора метра ниже сцены в бальный зал для танцев. Весь интерьер заточен под театральные нужды. Справа в углу можно найти дождевую установку времен Николая Шереметева: туда сыпали горох, который, падая с уступа на уступ, создавал звук, очень похожий на град. В глубине зала стоит колесница, на которой в одной из постановок выезжала прима театра Прасковья Жемчугова (настоящая фамилия — Ковалева). Повозку везли «леопарды» — актеры, одетые в пятнистые шкуры. Николай Шереметев был очарован блистательной актрисой, дал вольную всей ее семье и женился на девушке уже после того, как она оставила сцену из-за потери голоса, вызванной туберкулезом. Спустя несколько лет после свадьбы Прасковья умерла. Она вошла в историю как выдающаяся актриса своего времени с ангельским голосом. Современники свидетельствовали, что, когда Екатерина II посетила театр Шереметева, Прасковья так трогательно пела, что по щекам императрицы потекли слезы. Рядом с театральной колесницей XVIII столетия стоит гром-машина уже «золотого» века. Внутри устройства камни; если поднимать и опускать деревянное приспособление, то слышатся громовые раскаты. Люстры так велики, что придется разобрать оконные проемы, чтобы вывезти их в фондохранилище. После этого приступят к реставрации самого здания — случится это в следующем году.
«Нигде так не сохранились интерьеры и предметы, как в Останкинском дворце, — рассказывает директор ГМЗ «Останкино и Кусково» Сергей Авдонин, занявший эту должность после смерти Геннадия Вдовина в 2021 году. — Здесь 1726 предметов — в театре и Итальянском павильоне. Остальное уже вывезли».
Для хранения и реставрации экспонатов за усадьбой возводят фондохранилище площадью 5 тыс. кв. м. Его должны закончить в этом году, сейчас идут отделочные работы. Местные жители высказывались против строительства, ссылаясь на охранный статус территории вокруг усадьбы (здесь нельзя копать и возводить капитальные строения). Однако, по словам Авдонина, проект фондохранилища прошел все необходимые комиссии. Одноэтажное здание установлено на монолитной плите, то есть в землю не врыто никаких укреплений.
«Это очень сложный для реставрации памятник, потому что здесь много элементов, которые имитируют другие материалы, каждый раз на месте придумывалось, что и как делать, — рассказывает заведующая научно-хранительским отделом усадьбы Останкино Варвара Ракина. — Каждый раз нужно разбираться, какой был использован клей, например. Здесь уникальная система вентиляции, сохранились обои XVIII века, реставрация которых — отдельная головоломка. Каждая деталь требует индивидуального и очень строгого реставрационного подхода. Музей контролирует весь процесс реставрации и методики». По ее словам, все обсуждается на расширенном реставрационном совете, в который входит 40 экспертов — как представители музея и «Ренессанс-реставрации», так и независимые специалисты с большим опытом.
«Памятнику скоро 230 лет, за это время проходили какие-то ремонты, и важно правильно решить, какое состояние оставить. Первоначально, например, зал был трансформером, но потом, в середине XIX века, когда крепостной театр вышел из моды, полы сделали в одну ровную плоскость. При этом их переложили из досок XVIII века. Мы решили так и сохранить», — объяснила Ракина.
Одна из самых сложных частей реставрации — два уровня машинного отделения. Если от самого дворца и павильонов сохранились чертежи, то машинерия нигде не описана. Николай Шереметев держал в строжайшей тайне технические нюансы своего театра.
После театра журналистам показали Египетский павильон, где располагались гримерки актеров и пространство для отдыха перед и после начала спектаклей. В правой части павильона уже вскрыты полы. Сосновые балки отправляются в вагончик к реставраторам-столярам, там их чистят и делают вставки тоже из сосны на место сгнивших фрагментов. Деревянный павильон стоит на кирпичных «ножках», часть кирпичей выпали или рассыпались, сейчас их заменяют на аутентичные. Накануне пресс-показа реставраторы сделали открытие в Египетском павильоне — удалось дойти до первоначального цвета входной арки, через которую зрители попадали из комнаты отдыха во дворец-театр. Прямоугольный проем был покрашен под мрамор в бурый цвет, но первоначальный оттенок был светлее следующего. Сами здания, как выяснили реставраторы, перекрашивали 11 раз — именно столько слоев удалось насчитать. Причем каждый раз старый слой не снимали, а красили сверху новым. Благодаря этому понятно, что изначально комплекс из трех построек был светло-розового цвета. Однажды его перекрашивали в синий. Во время одной из последних реставраций, которая была затеяна накануне Олимпиады-80, его вновь покрасили в розовый, правда более яркий, чем в XVIII веке.
«В усадьбе сохранилось множество оригинальных конструкций и декора, поэтому мы применяем метод консервационной реставрации. Слой за слоем снимаются загрязнения, расчищаются стены до оригинального покрытия XVIII века. На отреставрированную деревянную основу и штукатурку наносят краску по историческому образцу. При этом фактура остается аутентичной — немного шершавой», — поясняет главный архитектор проекта реставрации Виктор Голуб.
После реставрации во дворце не сможет находиться больше 40 человек одновременно, а в зимнее время года он, как и прежде, будет закрыт для публики.