Назначенная мэрией Милана экспертная комиссия проголосовала против установки на одной из площадей города скульптуры, которая изображает кормящую грудью женщину. Свое решение эксперты объяснили тем, что работа покойной художницы Веры Омодео не олицетворяет ценности, «которые единодушно разделяют все граждане». Джузеппе Сала, мэр Милана от левоцентристской партии, выразил несогласие с этим мнением и призвал комиссию пересмотреть его.
События развернулись на фоне широкой общественной дискуссии по поводу того, что посвященных женщинам скульптур в Италии очень мало, а те, что есть, зачастую представляют своих героинь сексуально объективированными. К такому выводу пришли авторы двух книг, выпущенных недавно на итальянском языке. Сборник Comunque nude («Все равно голые»), вышедший под эгидой ассоциации Mi Riconosci? («Узнаёшь меня?»), занимающейся выявлением слабостей и противоречий в культурной политике Италии, состоит из 11 статей на темы, связанные со скульптурным изображением женщин. А в книге Le statue giuste («Правильные статуи») Томазо Монтанари рассматривает историческую ценность спорных статуй и рассуждает о том, стоит ли их сохранять.
В основу обеих книг легло исследование, проведенное ассоциацией Mi Riconosci? в 2021 и 2022 годах. Исключив изображения Девы Марии, аллегорических и мифологических фигур и сосредоточившись на исторических личностях, ассоциация отметила на интерактивной карте 171 статую (затем их число выросло до 245). Ссылаясь на эту опись, Монтанари отмечает, что в Милане на тот момент была единственная статуя женщины — и 125 статуй мужчин, а среди бюстов героев эпохи Возрождения на холме Яникул в Риме — 1 женщина и 228 мужчин. Розанна Каррьери, глава Mi Riconosci?, добавляет, что женщины зачастую не принимали никакого участия ни в заказе, ни в создании этих произведений, поэтому «90% статуй сделаны мужчинами».
Многие памятники, установленные в XXI веке, вызывали ожесточенные споры. Так, созданная по заказу региона Марке в качестве символа насилия по отношению к женщинам скульптура Violata («Изнасилованная», 2013) Флориано Ипполити в Анконе изображает женщину с бирюзовой кожей в разорванной одежде и с обнаженными грудью и ягодицами. Скульптура La Spigolatrice di Sapri («Собирательница колосков с Сапри», 2021) Эмануэле Стифано, установленная в городке Сапри неподалеку от Салерно, изображает полураздетую женщину в тонком платье, плотно облегающем ее пышные ягодицы.
Еще одна скульптура, на этот раз на фонтане, открытом в 2023 году в Аквапенденте неподалеку от Витербо, посвящена Иларии Альпи и Марии Грации Кутули — журналисткам, убитым в Сомали в 1994 году и в Афганистане в 2001 году соответственно. Обе женщины изображены в обнаженном виде, стоящими над водой с газетой в руках. Перечисленные скульптуры представляются сомнительными не только с точки зрения подхода к репрезентации женщин, но и с точки зрения художественных качеств.
Некоторые органы власти на местах предпринимают попытки исправить гендерный дисбаланс. Так, в 2021 году мэр Флоренции Дарио Нарделла объявил, что по всему городу установят пять новых памятников женщинам. Но Каррьери подчеркивает, что это не совсем верный путь. Властям нужно заботиться не столько о количестве, сколько о подобающих образах женщин. Главная проблема статуи, от которой отказались в Милане, заключается, скорее, в том, как она изображает женственность. «Эта полуголая и очень юная женщина олицетворяет не очень-то новаторское представление о материнстве», — говорит Каррьери.
В качестве удачного примера она называет памятник павшим партизанкам в Болонье, установленный в 1975 году. Он посвящен памяти 128 женщин, убитых во время Второй мировой войны, и представляет собой частично покрытую фресками стену высотой 2 м с вмонтированными в нее кирпичами, на которых вырезаны их имена. Создатели памятника намеренно использовали недолговечные материалы, чтобы он требовал периодической реновации.