18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Среди статуй в Италии выявили гендерный дисбаланс

Экспертная комиссия проголосовала против установки на одной из площадей города скульптуры, которая изображает кормящую грудью женщину. Фото: Quotidiano Nazionale
Экспертная комиссия проголосовала против установки на одной из площадей города скульптуры, которая изображает кормящую грудью женщину.
Фото: Quotidiano Nazionale
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

В Милане отказались от статуи, изображающей кормящую мать, а две новые книги на итальянском языке показывают, что скульптурные образы женщин в стране не только редки, но и зачастую стереотипно сексуализированы

Назначенная мэрией Милана экспертная комиссия проголосовала против установки на одной из площадей города скульптуры, которая изображает кормящую грудью женщину. Свое решение эксперты объяснили тем, что работа покойной художницы Веры Омодео не олицетворяет ценности, «которые единодушно разделяют все граждане». Джузеппе Сала, мэр Милана от левоцентристской партии, выразил несогласие с этим мнением и призвал комиссию пересмотреть его.

События развернулись на фоне широкой общественной дискуссии по поводу того, что посвященных женщинам скульптур в Италии очень мало, а те, что есть, зачастую представляют своих героинь сексуально объективированными. К такому выводу пришли авторы двух книг, выпущенных недавно на итальянском языке. Сборник Comunque nude («Все равно голые»), вышедший под эгидой ассоциации Mi Riconosci? («Узнаёшь меня?»), занимающейся выявлением слабостей и противоречий в культурной политике Италии, состоит из 11 статей на темы, связанные со скульптурным изображением женщин. А в книге Le statue giuste («Правильные статуи») Томазо Монтанари рассматривает историческую ценность спорных статуй и рассуждает о том, стоит ли их сохранять.

В основу обеих книг легло исследование, проведенное ассоциацией Mi Riconosci? в 2021 и 2022 годах. Исключив изображения Девы Марии, аллегорических и мифологических фигур и сосредоточившись на исторических личностях, ассоциация отметила на интерактивной карте 171 статую (затем их число выросло до 245). Ссылаясь на эту опись, Монтанари отмечает, что в Милане на тот момент была единственная статуя женщины — и 125 статуй мужчин, а среди бюстов героев эпохи Возрождения на холме Яникул в Риме — 1 женщина и 228 мужчин. Розанна Каррьери, глава Mi Riconosci?, добавляет, что женщины зачастую не принимали никакого участия ни в заказе, ни в создании этих произведений, поэтому «90% статуй сделаны мужчинами».

Памятник Кристине Тривульцио Бельджойозо (1808–1871) работы Джузеппе Бергоми (2021) — первая статуя в Милане, посвященная женщине как исторической фигуре.  Фото: Congolandia.g/Wikimedia
Памятник Кристине Тривульцио Бельджойозо (1808–1871) работы Джузеппе Бергоми (2021) — первая статуя в Милане, посвященная женщине как исторической фигуре.
Фото: Congolandia.g/Wikimedia

Многие памятники, установленные в XXI веке, вызывали ожесточенные споры. Так, созданная по заказу региона Марке в качестве символа насилия по отношению к женщинам скульптура Violata («Изнасилованная», 2013) Флориано Ипполити в Анконе изображает женщину с бирюзовой кожей в разорванной одежде и с обнаженными грудью и ягодицами. Скульптура La Spigolatrice di Sapri («Собирательница колосков с Сапри», 2021) Эмануэле Стифано, установленная в городке Сапри неподалеку от Салерно, изображает полураздетую женщину в тонком платье, плотно облегающем ее пышные ягодицы.

Еще одна скульптура, на этот раз на фонтане, открытом в 2023 году в Аквапенденте неподалеку от Витербо, посвящена Иларии Альпи и Марии Грации Кутули — журналисткам, убитым в Сомали в 1994 году и в Афганистане в 2001 году соответственно. Обе женщины изображены в обнаженном виде, стоящими над водой с газетой в руках. Перечисленные скульптуры представляются сомнительными не только с точки зрения подхода к репрезентации женщин, но и с точки зрения художественных качеств.

Некоторые органы власти на местах предпринимают попытки исправить гендерный дисбаланс. Так, в 2021 году мэр Флоренции Дарио Нарделла объявил, что по всему городу установят пять новых памятников женщинам. Но Каррьери подчеркивает, что это не совсем верный путь. Властям нужно заботиться не столько о количестве, сколько о подобающих образах женщин. Главная проблема статуи, от которой отказались в Милане, заключается, скорее, в том, как она изображает женственность. «Эта полуголая и очень юная женщина олицетворяет не очень-то новаторское представление о материнстве», — говорит Каррьери.

В качестве удачного примера она называет памятник павшим партизанкам в Болонье, установленный в 1975 году. Он посвящен памяти 128 женщин, убитых во время Второй мировой войны, и представляет собой частично покрытую фресками стену высотой 2 м с вмонтированными в нее кирпичами, на которых вырезаны их имена. Создатели памятника намеренно использовали недолговечные материалы, чтобы он требовал периодической реновации. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+