На северном берегу реки Эльбы в Дрездене 5 мая для посетителей открылось здание Блокгауза — гауптвахты XVIII века в стиле барокко. Внутри особняка теперь размещается гигантский подвесной бетонный куб, неотъемлемая часть нового выставочного пространства, архива и исследовательского центра.
На строительство Архива авангарда, проект которого разрабатывало испано-германское архитектурное бюро Nieto Sobejano Arquitectos, ушло шесть лет и €29 млн. В новом музее, который финансируется из бюджета Саксонии, разместилась энциклопедическая коллекция, состоящая из 1,7 млн экспонатов. Ее в дар Государственным художественным собраниям Дрездена в 2016 и 2018 годах передал германо-итальянский галерист, издатель и коллекционер Эгидио Марцона.
Концепция новой институции заключается в том, что это, как сказано в пресс-релизе, «не классический музей, а непривычное сочетание архива, исследовательского центра и места для выступлений и встреч». Цель ее основателей — создать «яркую, междисциплинарную, глобальную и ориентированную на будущее институцию, которая воплотит в жизнь визионерские идеи и чаяния XX века».
Строение, известное как Блокгауз, в прошлом предназначалось для размещения гвардейской стражи, а сейчас представляет собой пример архитектурного микса истории и ультрасовременного стиля. В разработке его первоначального проекта в 1732 году принимал участие сам курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный. На протяжении веков Блокгауз был свидетелем многих знаменательных событий. Как и большая часть Дрездена, который до Второй мировой войны именовали Флоренцией на Эльбе, особняк сильно пострадал от бомбардировки союзной авиации в феврале 1945 года. Здание пролежало в руинах 35 лет. К 1982-му его реконструировали, после чего оно вновь стало использоваться для официальных мероприятий — в качестве Дома германо-советской дружбы. После падения Берлинской стены и объединения Германии тут разместился ряд государственных учреждений, в том числе Саксонская академия искусств. Но во время наводнения 2013 года здание опять сильно пострадало, и его пришлось закрыть.
В ходе недавней реконструкции особняк фактически выпотрошили, он превратился в коробку без крыши, сохранились лишь внешние стены с оригинальными фасадами, признанные охраняемым объектом культурного наследия. Фасады были восстановлены, а вот интерьер теперь полностью современный — с открытой винтовой лестницей из бетона и впечатляющим, как бы парящим кубом, который занимает три этажа — тут расположился архив. Новая крыша повторяет геометрию оригинального здания, а фойе будет служить выставочным пространством.
Эгидио Марцона увлекся коллекционированием искусства еще в 1960-х годах. Он сосредоточился не только на картинах и рисунках, но и на документах: письмах, рукописях, набросках, приглашениях и стикерах, относящихся к изобразительному искусству, литературе, философии, танцу, театру, кино и политике. За два года до того, как передать архив городу Дрездену, филантроп подписал договор о дарении с Прусским фондом культурного наследия, который управляет государственными музеями Берлина. Германской столице Марцона передал 372 работы из своей коллекции, включая произведения Даниеля Бюрена, Гари Кюна, Ричарда Лонга и Шарлотты Позененске. Кроме того, он выкупил заброшенный замок на востоке Германии, где собирается создать Design Akademie Saaleck — фонд, предоставляющий стипендии архитекторам, дизайнерам и специалистам по ремеслам.
Дар Марцоны Дрездену включает около 8 тыс. произведений искусства, предметов мебели и дизайна, а также 461 тыс. архивных документов. В коллекцию входят фильмы, пластинки, более 10 тыс. плакатов и почти 200 тыс. книг и журналов. Собрание охватывает множество течений: экспрессионизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, поп-музыку, флюксус и постмодернистское искусство.
Премьерная выставка в новом дрезденском музее называется «Архив мечты. Сюрреалистический импульс» (до 1 сентября). В нее включено 350 работ, созданных в XX веке; они отражают «фантазии и тоску, а еще кошмары» художников различных авангардных движений, включая дадаизм и сюрреализм. Вторая выставка — она запланирована на осень — будет посвящена визионерским архитектурным проектам, многие из которых так и не были реализованы.