18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь мурала Кита Харинга в школе в Айове

Кит Харинг за работой над муралом для Начальной школы Эрнеста Хорна в Айове. 1989.  Фото: Colleen Erns/Keith Haring Foundation
Кит Харинг за работой над муралом для Начальной школы Эрнеста Хорна в Айове. 1989.
Фото: Colleen Erns/Keith Haring Foundation
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Созданный менее чем за год до смерти художника мурал «Книга, полная веселья» аккуратно перенесли в Художественный музей Стэнли на время ремонта в школе. Эта история воспринимается участниками не только как реставрационная, но и как педагогическая

Хотя Кит Харинг и создал это произведение в библиотеке Начальной школы Эрнеста Хорна в Айове всего за один день, его появлению предшествовала многолетняя переписка со школьниками. Впервые художник побывал здесь в 1984 году в рамках резиденции, организованной совместно с Университетом Айовы, после того как учительница рисования Коллин Эрнст завязала с ним дружбу по переписке. Они продолжили обмениваться письмами и в последующие годы, несмотря на растущую славу художника. Однажды школьники отправили ему видеокассету с записью, на которой они поют Happy Birthday. Харинг говорил, что это самый дорогой для него подарок.

Вновь приехав в Айову 22 мая 1989 года, Кит Харинг в дар школе оставил мурал, нарисованный при участии детей. Он изобразил появляющееся из книги облачко-мысль, заполненное рисунками. Сначала он нарисовал разные формы, линии и буквы, а затем преобразил их. Например, изогнутая клякса превратилась в надувной круг на слоне, падающем с доски для серфинга между буквами E и F. Оранжевый треугольник стал клювом утки, а красный круг — носом клоуна, держащего в руке флаг с изображением рожка (англ. horn). Такое же изображение рожка использовано вместо названия школы в подписи к муралу, гласящей: «Книга, полная веселья, для моих друзей из Школы Хорна!!»

Пол Э. Дэвис, директор начальной школы имени Эрнеста Хорна, Кит Харинг и учительница рисования Колин Эрнст на фоне школы. 1989.  Фото: Colleen Ernst
Пол Э. Дэвис, директор начальной школы имени Эрнеста Хорна, Кит Харинг и учительница рисования Колин Эрнст на фоне школы. 1989.
Фото: Colleen Ernst

Через несколько месяцев Кит Харинг публично объявил о том, что у него диаг­ностирован СПИД, а вскоре после этого, 16 февраля 1990 года, умер в возрасте 31 года.

Теперь широкая публика впервые получила доступ к муралу из школы — на выставке в Художественном музее Стэнли при Университете Айовы (до 5 января 2025 года). В экспозиции «Для моих друзей из Школы Хорна. Кит Харинг и Айова» произведение представили в контексте других работ художника, на время полученных от Фонда Кита Харинга, а также архивных материалов и фотографий. Помимо прочего, выставка рассказывает историю реставрации мурала, включавшей вывоз из школы прямо со стеной, на которой он написан.

В 2022 году школа планировала большой ремонт и обратилась в Музей Стэнли по поводу мурала. В тот период музей, лишившийся предыдущего здания из-за наводнения, готовился вновь открыть свои двери после 14-летнего перерыва. «У меня было не очень много ресурсов, но все же я поехала посмотреть мурал и там поняла, что он замечательный, — рассказала The Art Newspaper директор музея Лорен Лессинг. — Школа готовилась к реновации, а мурал находился на стене, которую планировалось снести летом 2023 года».

Теперь широкая публика впервые получила доступ к муралу из школы — на выставке в Художественном музее Стэнли при Университете Айовы.  Фото: The University of Iowa
Теперь широкая публика впервые получила доступ к муралу из школы — на выставке в Художественном музее Стэнли при Университете Айовы.
Фото: The University of Iowa

Осознав ценность мурала, в музее решили помочь школе с его реставрацией. К проекту присоединились фонды Кита Харинга и Генри Люса. Сначала казалось, что снять со стены фанерные панели, на которых написан мурал, будет сравнительно легко, но выяснилось, что все гораздо сложнее. Панели были приклеены и привинчены к стене болтами, а мурал Харинга был написан на слое штукатурки, нанесенной поверх панелей. Просто срезать их не было возможности. В итоге роспись выпилили вместе со стеной как единый 1,8-тонный объект, укрепив акриловой подложкой и твердой рамой.

«Поскольку мурал находился в помещении без окон, без естественного света краски не выцвели, — объясняет реставратор Нина Рот-Уэллс. — Он был покрыт плексигласом, на котором оказалось довольно много царапин и остатков клея, но сам мурал был в нетронутом состоянии».

Отреставрированное произведение вернут на прежнее место в 2025 году, заменив плексиглас антибликовым стеклом и установив новую систему климат-контроля и новое освещение. «Важно думать о произведениях искусства как о наследии, за которое мы несем ответственность, — говорит Лорен Лессинг. — Мы несем ответственность за этот мурал, который оставил нам художник, чей творческий путь оказался слишком коротким. Мы его хранители. Я считаю, что этому важно учить». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+