Почтенный возраст города Суздаля принято отсчитывать с события, случившегося через 36 лет после легендарного крещения Руси князем Владимиром. Тогда, в 1024 году, местные волхвы, недовольные неурожаем и голодом, устроили здесь восстание, которое, попав в летопись, стало первым достоверным письменным упоминанием Суздаля.
К своему, так сказать, миллениуму Суздаль провел масштабные реставрационные работы и подготовил много праздничных мероприятий. Одним из ключевых стала выставка «Русский феникс. Суздальская земля», разместившаяся в Архиерейских палатах местного кремля. Это первый крупный экспозиционный проект, открывшийся в филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника после назначения директором в 2022 году Екатерины Проничевой. Он, судя по всему, продолжает намеченную ею линию по созданию выставок столичного уровня и качества, готовящихся в сотрудничестве с московскими коллегами. Первым из таких крупных проектов был «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», показанный в прошлом году в Новой Третьяковке. Нынешний демонстрирует сотрудничество с москвичами другим способом, гораздо более редким: Проничевой удалось уговорить Музеи Московского Кремля на создание партнерской выездной выставки.
Как правило, Музеи Кремля предпочитают выдавать свои сокровища лишь на сольные выставки, причем желательно иностранные (в прежние времена). Однако, согласившись стать соучастником «Русского феникса», они не прогадали: экспозиция позволяет взглянуть на предметы из фондов Оружейной палаты с нового ракурса.
Среди 220 представленных здесь экспонатов — московских около 70, то есть треть. Многие из них бесценны. Например, практически никогда не покидающая московский Успенский собор знаменитая икона «Спас Златые Власы» XII века или Богоматерь Владимирская с клеймами 1514 года круга Дионисия.
Это партнерство и впрямь было необходимо, чтобы создать полноценную и богатую экспозицию, максимально емко отражающую историю суздальских земель. Когда мы вспоминаем список наших столиц, Суздаль обычно ускользает из памяти. Однако именно сюда в 1125 году перенес из Ростова Великого свою столицу Юрий Долгорукий. Как оказалось, ненадолго: после смерти Юрия в 1157 году Андрей Юрьевич Боголюбский сделал соседний Владимир столицей главного княжества, Владимиро-Суздальского. В 1389 году главным стало Московское княжество. Множество средневековых реликвий, включая упомянутые выше иконы, были вывезены в Москву и в итоге оказались в Оружейной палате.
Вторая волна перемещения ценностей в Москву нахлынула после 1917 года. Таким образом, если бы Владимиро-Суздальский музей опирался только на свои фонды, это была бы совсем другая выставка.
Среди привезенного — знаменитый «шлем Ярослава Всеволодовича», найденный в 1808 году под Юрьевом-Польским. Предположительно, этот князь сбросил шлем во время бегства с поля битвы в 1216 году. А еще в Суздаль приехал сделанный европейским мастером серебряный потир, который суздальский князь Георгий Всеволодович вложил в собор Переславля-Залесского. Или, скажем, кадило, пожалованное в суздальскую церковь Рождества Богородицы царем Феодором III в 1679 году.
Впрочем, экспонаты, предоставленные музеем — принимающей стороной, тоже впечатляют. И отдельно хороши тем, что не так растиражированы, а потому приковывают внимание искушенного зрителя. Таковы женские украшения из Владимирского клада, найденного всего лишь в 2008 году и насчитывающего 122 предмета; флюгер XII века в виде голубя, венчавший Дмитриевский собор; огромная Богоматерь Испанская XVII века; и прочая, и прочая. При входе на выставку зрителя встречают драгоценные Златые врата суздальского собора Рождества Богородицы 1230-х годов — шедевр декоративно-прикладного искусства благодаря многочисленным клеймам в технике золотой наводки (создается с помощью золотой амальгамы). Выставлены они, впрочем, не очень удачно — впритык с сувенирной зоной музея. Кстати, отдельной похвалы заслуживают сувениры, подготовленные к «Русскому фениксу»: украшения, керамика, текстиль.
Временной охват выставки не ограничивается золотым периодом Владимиро-Суздальской земли. Слово «феникс» в заголовке не просто так. Кураторы, собрав экспонаты за несколько столетий, хотели показать, что Суздаль, подобно сказочной птице, пережил множество сложных и трагических перипетий истории, включая Батыево нашествие и превращение в провинциальный городок, и каждый раз возрождался и входил в новый период расцвета. Деление на эти периоды и легло в основу структуры выставки.
Отдельно стоит отметить дизайн экспозиции, главным архитектором которой выступил Сергей Мешалкин. Золотые и позолоченные оклады икон, переплеты евангелий и золотное шитье — все это обрамлено лапидарными витринами с холодной стальной поверхностью. Во втором из залов, куда ведет отдельный вход со двора, это вдобавок сочетается с низкими сводчатыми потолками, которые специально к выставке покрасили в бронзовый цвет — да, прямо по сводам XVII века.
Музейный комплекс «Кремль», Суздаль
«Русский феникс. Суздальская земля»
До 1 октября