18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Габриеле Финальди: «На 200-летие Национальной галереи мы надеемся включить в экспозицию картины из Королевской коллекции»

Директор лондонской Национальной галереи Габриеле Финальди. Фото: The National Gallery, London
Директор лондонской Национальной галереи Габриеле Финальди.
Фото: The National Gallery, London
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Директор лондонской Национальной галереи рассказывает о планах на новые приобретения, обновлении крыла Сейнсбери, переработке развески и о том, как вынужденные меры по защите картин от экоактивистов делают их «на шаг дальше от публики»

Национальная галерея отмечает 200-летие с момента основания в 1824 году. Каким будет долгосрочное влияние этого юбилейного года?

Мы много думаем об этом. 200-летие — отличная инвестиционная возможность, и я использую слово «инвестиции» в самом широком смысле. Наиболее значительным станет обновление крыла Сейнсбери, в результате чего мы получим гостеприимное, красивое, удобное, светлое и просторное здание. Нынешнее входное пространство галереи несколько посредственно. Мы также создадим новый исследовательский центр, который должен стать ведущей в Великобритании структурой по изучению живописи старых мастеров. Появится «дом спонсора» с инфраструктурой для обладателей абонементов и для спонсоров. Новый центр творческого обучения станет самым крупным среди всех музеев Великобритании. И еще мы хотим оборудовать пространство перед крылом Сейнсбери, приблизительно как недавно сделала Национальная портретная галерея.

Вам уже удалось собрать необходимые средства?

Стоимость проекта NG200 составит около £95 млн, из которых мы уже собрали £90 млн: £10 млн пойдут на нашу программу мероприятий в 2024–2025 году, а работы в здании обойдутся в £85 млн. Основную часть средств пожертвовали семья Сейнсбери, а также Фонд Гарфилда Уэстона и наш председатель Джон Бут.

Паоло Уччелло.  «Битва при Сан-Романо».  1438–1440.    Фото: The National Gallery
Паоло Уччелло. «Битва при Сан-Романо». 1438–1440.
Фото: The National Gallery

Когда планируется открыть крыло Сейнсбери? Это ведь должно было произойти уже сейчас.

В мае 2025 года, в начале нашего «года повторных открытий». Сначала мы откроем обновленный вход, образовательный центр и «дом спонсора». Затем возьмем паузу на год, после чего займемся исследовательским центром и подземным коридором, ведущим к старому зданию. Они будут готовы в 2027–2028 году.

Вы получаете редкую возможность переработать развеску коллекции. Что планируете сделать?

Да, пересмотр развески обещает стать одним из самых захватывающих эпизодов юбилейного года. Такой шанс выпадает раз в поколение. У нас будет возможность максимально выгодно показать недавно отреставрированные работы, в том числе «Битву при Сан-Романо» (около 1438–1440) Паоло Уччелло и «Нахождение Моисея» (начало 1630-х) Орацио Джентилески. Новая развеска в целом сохранит прежнюю хронологическую структуру, но время от времени мы будем ее нарушать, чтобы провести интересные параллели.

Орацио Джентилески. «Нахождение Моисея». Начало 1630-х.  Фото: The National Gallery
Орацио Джентилески. «Нахождение Моисея». Начало 1630-х.
Фото: The National Gallery

Так, мы впервые покажем «Автопортрет в соломенной шляпе» (1782) Луизы Элизабет Виже-Лебрен рядом с вдохновившей ее картиной — портретом «Соломенная шляпка» (около 1622–1625) Питера Пауля Рубенса. Они никогда прежде не экспонировались вместе.

Мы хотим выделить самые сильные стороны коллекции, такие как работы Тициана. Мы соберем в одном зале все 17 картин Клода Моне, чтобы получилась своего рода монографическая мини-выставка (до сих пор они были рассредоточены по двум разным залам).

Но я хочу сохранить знакомые черты для тех, кто любит галерею и ходит в нее много лет. Картины, которые привыкли видеть с большого расстояния в глубине череды залов, например «Распятие Монд» (1502–1503) Рафаэля и «Уистлджекет» (около 1762) Джорджа Стаббса, вероятно, останутся на месте.

Луиза Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет в соломенной шляпе». 1782.  Фото: The National Gallery
Луиза Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет в соломенной шляпе». 1782.
Фото: The National Gallery

Каковы ваши приоритеты в том, что касается приобретений?

Усовершенствовать совершенство. Примером может служить недавнее приобретение «Евхаристии» (около 1637–1640) Никола Пуссена в пару к «Браку», другой его картине из серии «Семь таинств».

Кроме того, нам всегда интересно исследовать новые аспекты истории европейского искусства, в том числе работы, созданные в европейской традиции за пределами Европы.

Мы были особенно рады приобрести «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» (около 1615–1617) Артемизии Джентилески — работу выдающейся художницы XVII века. Мы не стремимся к гендерному паритету, но публика интересуется историей художников-женщин в Европе и хочет понять, почему они так слабо представлены в исторических коллекциях.

Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской». 1615–1617.  Фото: The National Gallery
Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской». 1615–1617.
Фото: The National Gallery

Вы говорили о том, как важно, чтобы атмосфера в музее была гостеприимной, но в то же время важна и безопасность, в особенности после нападений на «Телегу для сена» Констебла в июле 2022 года, на «Подсолнухи» ван Гога в октябре 2022 года и на «Венеру с зеркалом» Веласкеса в ноябре 2023 года. Как вы сочетаете гостеприимство и безопасность?

Сбалансировать эти порой противоречащие друг другу цели непросто. Из-за этих нападений мы были вынуждены усилить меры безопасности. Нападение на «Венеру с зеркалом» было особенно агрессивным. Когда вы бросаетесь на картину с молотком, трудно поверить в то, что у вас не было намерений ее повредить.

Какие меры вы были вынуждены принять?

Теперь еще больше наших картин находится под стеклом, и их число выросло на несколько сотен за последние полтора года. Это печально. Помимо того что это дорого, это делает их еще на один шаг дальше от публики, поскольку картина оказывается глубже в раме. В результате насладиться живописным мастерством, например, Рубенса становится сложнее.

В 1990-е годы в Национальной галерее говорили: «От метро до Тициана за три минуты». Теперь вход в галерею вынужденно занимает больше времени. Но это все равно не очень долго. Однако таковы современные реалии.

Нам нужно максимально обезопасить коллекцию и в то же время сделать посещение галереи максимально приятным. Новый вход в крыло Сейнсбери поможет нам упростить процесс.

Никола Пуссен. «Евхаристия». 1637–1640.    Фото: The National Gallery
Никола Пуссен. «Евхаристия». 1637–1640.
Фото: The National Gallery

Сколько картин войдет в обновленную экспозицию? При закрытом крыле Сейнсбери сейчас выставлено около 600 полотен, но в общей сложности в коллекции их чуть больше 2,3 тыс.

Да, нам еще есть что показать, и мы можем организовать индивидуальное посещение для людей, желающих увидеть работы, которые в данный момент не экспонируются. Но нам, конечно, следует стремиться к тому, чтобы собрание было представлено более полно. Когда мы вновь откроем крыло Сейнсбери, в экспозиции будет около 1 тыс. картин. Тысяча — это отправная точка. Наверное, нам надо стремиться к 1,3–1,4 тыс. картин. Мы хотим, чтобы в период сразу после открытия, в 2025–2026 году, все главные шедевры оставались у нас. Поэтому сейчас мы резко урезаем программу музейной аренды.

У вас есть еще один смелый проект: снести стоящее рядом офисное здание «Дом Святого Винсента» и построить на его месте новое крыло галереи.

Если он будет реализован, мы получим дополнительные площади для постоянной экспозиции и новые залы под временные выставки, что даст нам необходимую гибкость и нужное пространство. Это планы на 2030-е. Новое пространство будет почти таким же большим, как крыло Сейнсбери (37 тыс. кв. м).

Андреа Мантенья. «Триумфы Цезаря». 1484–1506.  Фото: The National Gallery
Андреа Мантенья. «Триумфы Цезаря». 1484–1506.
Фото: The National Gallery

Король Карл III входит в число ваших покровителей. Что это означает на практике?

Король очень нас поддерживает, он обожает ходить в галерею. Он был нашим попечителем с 1986 по 1993 год. Наша аудитория и спонсоры ценят то, что нас поддерживает королевская семья.

Королевская коллекция на протяжении многих лет проявляет по отношению к нашему музею невероятную щедрость, предоставляя произведения искусства во временное пользование. Сейчас мы экспонируем «Триумфы Цезаря» (1484–1506) Андреа Мантеньи из Хэмптон-Корта. А на 200-летие мы надеемся включить в экспозицию ряд картин из Королевской коллекции, так или иначе связанных с нашими собственными экспонатами. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+