18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций

У Франса Снейдерса (1579–1657) в музее собственный зал, где представлена серия больших натюрмортов «Лавки» — рыбная, мясная, овощная. Это пространство — само по себе художественный памятник, один из фирменных знаков Эрмитажа.

«Лавки» останутся на своем месте. Другие картины Снейдерса, его современников и последователей — всего 70 произведений 30 художников (45 — из собрания Государственного Эрмитажа, 15 — из ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1 — из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций) — составили основу проекта. Натюрморты характеризуются сложностью композиций и сюжетов, исключительной виртуозностью исполнения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

XVII век — эпоха моды на экзотические страны, публикации географических карт и ботанических атласов. Сценографы Эмиль Капелюш и Юрий Сучков построили выставку в Николаевском зале Зимнего дворца как тотальную инсталляцию. Публике предложено рассматривать изысканные натюрморты среди знаменитых фламандских кружев и шпалер, немецкой серебряной посуды и китайского фарфора. Первый подобный опыт был проведен в Эрмитаже полгода назад для показа одной картины Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт». Теперь — расширенное продолжение.

Снейдерс начинал в мастерской Питера Пауля Рубенса, где специализировался на изображении плодов, фруктов, цветов, а также анималистике (жанр битой дичи в лавках был востребован новой, буржуазной публикой). На картине «Статуя Цереры» Рубенс изобразил скульптуру и архитектурный портал — Снейдерсу принадлежат две гирлянды плодов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Пример сотрудничества двух других художников — «Мадонна с Младенцем в венке из цветов». Якобу Йордансу принадлежит авторство фигур, Андрису Даниельсу — всевозможных цветов.

В картинах с одинаковым названием «Повар у стола с дичью» натюрморт, буквально «мертвая природа», важнее живого персонажа. В дуэте Франс Снейдерс — Ян ван Букхорст первому принадлежат изображения мясных продуктов, второму — фигура решительного повара с большим ножом. Полотно Пауля де Воса и Якоба Йорданса выглядит элегичнее. Повар добродушен: явно доволен предоставленным ему выбором. Он держит в руках битого зайца, а на столе перед ним много разной дичи и омар «на десерт».

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Впервые показан широкой публике натюрморт де Воса «Собаки и кошка» из собрания Эрмитажа. Две породистые борзые претендуют на голову быка, оставшуюся от разделки туши, кошка рассчитывает на свою долю от этого «пирога».

Если говорить о многозначности фламандского натюрморта, то душещипательная картина Снейдерса «Натюрморт с лебедем», конечно, не про еду. Тем более что мясо этой птицы несъедобно. Картина — про memento mori. Впрочем, об этом подтексты многих фламандских натюрмортов.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В «Охотничьей добыче» Яна Фейта блеск и роскошь картины не только в подборе персонажей, но и в контрастах фактур, в тектонике натюрморта. Живописец виртуозно соединил тяжелый бархат и легкий шелк, блеск фарфора, шерсти животных и винограда. «Великое искусство! Художники жизнь клали, чтобы этого достичь. Но надо вглядываться», — рекомендует Михаил Дединкин, сокуратор выставки.

Специально к выставке отреставрирован огромный, 278 на 559 см, эскиз («картон») для шпалеры «Охотничьи трофеи» — 60 бумажных листов, выполненных темперой и наклеенных на холст. Абрахам ван Дипенбек рисовал людей, Питер Буль — животных. Картон происходит из собрания Григория Потемкина. Реставрацию проводили специалисты эрмитажной лаборатории научной реставрации станковой живописи. Для предмета, которому почти 400 лет, сохранность дивная, устранены некоторые отслоения.

Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Также отреставрировано декоративное панно Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка «Цветы среди архитектуры». Оба были мастерами натюрморта, тут представлен целый гербарий. Ему в рифму показаны акварели Марии Сибиллы Мериан из собрания Петербургского филиала Архива РАН.

Натюрморты Снейдерса и Фейта из собрания Константина Мауергауза и других частных коллекций изображают буквально все что угодно: собак, котов, воробьев, белок, омаров, виноград и землянику. В этом многообразии старые мастера видели «искусство жить».

Осенью фламандцы передут в ГМИИ им. Пушкина. У московской версии будет другой акцент — на становлении натюрморта как самодостаточного жанра.

Государственный Эрмитаж
«Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+