Новую выставку в Доме культуры «ГЭС-2» открывают произведения, которые для многих олицетворяют противоположные полюса в искусстве: «Черное море» Ивана Айвазовского из Третьяковской галереи и «Черный квадрат» Казимира Малевича — а если точнее, самая большая его версия — из Русского музея. Помещенные рядом, они воздействуют друг на друга: пейзаж Айвазовского, разделенный линией горизонта на две равные части, начинает напоминать сдержанную абстракцию, в то же самое время подсказывая метафору для восприятия картины Малевича — в ней видится бездонное море экспериментов, открывшихся художникам XX века. Что это были за эксперименты, как раз и показывает выставка, на которой, если постараться, можно насчитать порядка 270 квадратов и множество вариаций на тему — от точной копии «иконы супрематизма», выполненной Николаем Суетиным в начале 1920-х годов, до диптиха Дмитрия Пригова времен перестройки с надписью “Kvadrat Malevicha”. Но прямые цитаты — это еще не всё, на выставке возникает куда больше лейтмотивов.
Размах экспозиции отражен в названии «Квадрат и пространство. От Малевича к ГЭС-2». В действительности тут потеряна игра слов: по-английски выставка называлась бы From Square to Square, где первое square — это собственно квадрат, а второе — площадь в урбанистическом и пространственном смысле. Идея проекта пришла на ум итальянскому куратору Франческо Бонами, когда он посетил «ГЭС-2» в первые месяцы после открытия. «Я заметил, как посетители используют пространство здания — а они действительно его использовали, — чтобы делать селфи. Они не искали там искусство, искусство стало фоном». На выставке это можно наблюдать воочию: люди охотно фотографируются в зеркальном объекте Микеланджело Пистолетто «Стена» и в красных лучах световой инсталляции Романа Черезова. Но звездные имена и знаковые работы, задействованные в проекте, будто призваны заставить посетителей приглядеться именно к искусству, а не к себе на фоне искусства.
Жан-Мишель Баскиа и Энди Уорхол, Сай Твомбли и Джаспер Джонс, Ансельм Кифер и Энтони Гормли — такой состав кажется невероятным на фоне приостановки контактов между российскими и зарубежными институциями. Но нагрести кое-что по сусекам можно и в России. Большинство работ классиков западного искусства второй половины XX века приехало из Санкт-Петербурга: там в Русском музее хранится часть собрания немецких меценатов Петера и Ирене Людвиг. Фонд V–A–C, который для каждой большой «гэсовской» выставки приоткрывает часть своей коллекции, в этот раз показал «Свечу» Герхарда Рихтера и минималистскую картину Вейда Гайтона, сделанную при помощи принтера. А из Новой Третьяковки привезли полотно Германа Нитча — одно из тех, что он подарил музею в 2020 году, еще при Зельфире Трегуловой.
Экс-директор Третьяковки выступила сокуратором выставки, и грандиозная экспозиция во многом была собрана ее усилиями. Важно, что западноевропейское и американское послевоенное искусство рифмуется здесь с работами художников-нонконформистов. «В отечественном искусстве рубежа 1950–1960-х годов также были озвучены идеи и концепции, которые потом стали мировыми трендами», — подчеркивает Зельфира Трегулова и предлагает обратить внимание на раннюю работу Бориса Турецкого из собрания Антона Козлова, написанную с неоэкспрессионистским драйвом в духе Жан-Мишеля Баскиа.
Архитектор выставки Евгений Асс создал пространство, напоминающее по структуре город — с площадями и пересекающимися улицами. Чего здесь нет, так это тупиков — можно фланировать по экспозиции и бесконечно теряться, ведь разделы организованы весьма произвольно: где-то речь идет о формальных признаках произведений (конструкция, цвет), а где-то — о темах (город, человек). Некоторые экспонаты оказываются на «перекрестках», как, например, скульптура Игоря Шелковского, представляющая собой конструкцию «Человека сидящего». Два важных произведения, которые знаменуют переориентацию современного искусства с плоскости на пространство, находятся на «окраине» экспозиции-города. Это тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее» и работа Владимира Селезнева «Метрополис», которая драматически меняется в зависимости от освещения.
Объединяя русский авангард, нонконформистов, современных отечественных художников и зарубежных классиков, выставка кажется проектом образцового музея современного искусства, которого в России по сей день нет. А ведь даже 100 лет назад в Москве функционировал передовой Музей живописной культуры, у истоков которого стоял и Малевич.
Дом культуры «ГЭС-2»
«Квадрат и пространство. От Малевича к ГЭС-2»
До 27 октября