18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апокалипсис сегодня: как спасали дом художника, ожидавшего второго пришествия

Дом Исайи Робертсона издалека похож на художественный аттракцион.  Фото: Fred Scruton
Дом Исайи Робертсона издалека похож на художественный аттракцион.
Фото: Fred Scruton
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Самодеятельный художник Исайя Робертсон все свободное время посвящал украшению своего жилища образами и символами, навеянными Откровением Иоанна Богослова. Со временем оказалось, что этот дом — главная достопримечательность города Ниагара-Фолс

Многие живописцы вдохновляются видами колоссальных водопадов неподалеку от города Ниагара-Фолс, но Исайя Робертсон был уверен, что именно здесь случится второе пришествие. Он называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами. Его жилище в спальном пригороде, окруженное зданиями с кирпичными или обитыми виниловым сайдингом стенами, резко выделялось на этом фоне яркими калейдоскопическими ассамбляжами, которые с годами становились все более изощренными и обогащались такими деталями, как, например, 7,5-метровый разноцветный крест.

«Я провел там огромное количество времени и видел, как у дома постоянно останавливались проезжавшие мимо машины, потому что это захватывающее зрелище. Робертсон любил общаться с людьми и водить экскурсии», — рассказывает американский фотограф Фред Скратон, документирующий арт-пространства по всей стране. Он впервые побывал в месте, известном как «Дом второго пришествия пророка Исайи», в 2010 году. «Он даже не претендовал на авторство. Он говорил, что это Бог движет его рукой», — уточняет Скратон.

Исайя Робертсон родился на Ямайке в 1947 году. Сначала он перебрался в канадскую провинцию Онтарио, а в 2004-м переехал в Ниагара-Фолс. Плотник по профессии, он принимал участие в ремонте местной церкви и в этот период пережил некий опыт, который впоследствии называл пророчеством.

После смерти Робертсона в 2020 году будущее дома оказалось под вопросом. Хотя город Ниагара-Фолс входит в число самых популярных в стране туристических мест, с 1960-х годов его население неуклонно сокращается и он сталкивается с теми же экономическими проблемами, что и многие другие города так называемого Ржавого пояса (ряда индустриальных регионов на севере США, пришедших в упадок). Скратон обратился в расположенный в Висконсине Фонд семейства Колер, который специализируется на арт-пространствах, с просьбой помочь сохранить, по его собственному выражению, «частицу волшебства в этом небогатом спальном районе».

Исайя Робертсон называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами.  Фото: Kohler Foundation/Isaiah Robertson's Second Coming House
Исайя Робертсон называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами.
Фото: Kohler Foundation/Isaiah Robertson's Second Coming House

«Фонд Колер старается сохранять арт-пространства in situ, на первоначальном месте, если есть такая возможность, — говорит Лизл Тествейде, старший менеджер фонда по охране объектов. — Этот дом — луч надежды в довольно-таки депрессивном районе, он дает местным жителям повод для гордости и делает культуру Ниагара-Фолса богаче».

Фонд приобрел дом и прилегающую к нему территорию, после чего в 2021 году к их реставрации привлекли фирму B.R.Howard & Associates (BRH). Сложность задачи была обусловлена не только «плотностью» искусства — от рисунков на асфальте, изображающих семь печатей из Откровения Иоанна Богослова, до украшенных камней на клумбе, символизирующих гробницу Христа, — но и тем, что суровые местные зимы не пощадили его. Все мельчайшие детали вплоть до последней резной звезды тщательно задокументировали, оценили их состояние, после чего объект полностью демонтировали.

«Мы напечатали десятки увеличенных изображений под разными углами и создали миниатюрную трехмерную дио­раму, — рассказывает Брейден Ховард, ведущий менеджер проектов и помощник реставратора в BRH. — Затем сгенерировали цифровую модель, которая помогла нам понять, в какой последовательности нужно монтировать опоры и слои декоративных частей, чтобы все элементы крепко держались вместе».

Для обеспечения долгосрочной стабильности некоторые из элементов заново собранного «Дома второго пришествия» заменили репликами из поливинилхлорида, в точности воспроизводящими свободный стиль Робертсона. Еще в октябре 2023 года объект был передан в дар Региону национального наследия Ниагарского водопада (NFNHA). Этим летом дом планируется открыть в качестве арт-центра и пространства для общения местных жителей.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+