Многие живописцы вдохновляются видами колоссальных водопадов неподалеку от города Ниагара-Фолс, но Исайя Робертсон был уверен, что именно здесь случится второе пришествие. Он называл себя пророком Исайей и посвятил годы украшению своего дома изнутри и снаружи, разрисовывая деревянные декоративные элементы замысловатыми символами, в том числе звездами и крестами. Его жилище в спальном пригороде, окруженное зданиями с кирпичными или обитыми виниловым сайдингом стенами, резко выделялось на этом фоне яркими калейдоскопическими ассамбляжами, которые с годами становились все более изощренными и обогащались такими деталями, как, например, 7,5-метровый разноцветный крест.
«Я провел там огромное количество времени и видел, как у дома постоянно останавливались проезжавшие мимо машины, потому что это захватывающее зрелище. Робертсон любил общаться с людьми и водить экскурсии», — рассказывает американский фотограф Фред Скратон, документирующий арт-пространства по всей стране. Он впервые побывал в месте, известном как «Дом второго пришествия пророка Исайи», в 2010 году. «Он даже не претендовал на авторство. Он говорил, что это Бог движет его рукой», — уточняет Скратон.
Исайя Робертсон родился на Ямайке в 1947 году. Сначала он перебрался в канадскую провинцию Онтарио, а в 2004-м переехал в Ниагара-Фолс. Плотник по профессии, он принимал участие в ремонте местной церкви и в этот период пережил некий опыт, который впоследствии называл пророчеством.
После смерти Робертсона в 2020 году будущее дома оказалось под вопросом. Хотя город Ниагара-Фолс входит в число самых популярных в стране туристических мест, с 1960-х годов его население неуклонно сокращается и он сталкивается с теми же экономическими проблемами, что и многие другие города так называемого Ржавого пояса (ряда индустриальных регионов на севере США, пришедших в упадок). Скратон обратился в расположенный в Висконсине Фонд семейства Колер, который специализируется на арт-пространствах, с просьбой помочь сохранить, по его собственному выражению, «частицу волшебства в этом небогатом спальном районе».
«Фонд Колер старается сохранять арт-пространства in situ, на первоначальном месте, если есть такая возможность, — говорит Лизл Тествейде, старший менеджер фонда по охране объектов. — Этот дом — луч надежды в довольно-таки депрессивном районе, он дает местным жителям повод для гордости и делает культуру Ниагара-Фолса богаче».
Фонд приобрел дом и прилегающую к нему территорию, после чего в 2021 году к их реставрации привлекли фирму B.R.Howard & Associates (BRH). Сложность задачи была обусловлена не только «плотностью» искусства — от рисунков на асфальте, изображающих семь печатей из Откровения Иоанна Богослова, до украшенных камней на клумбе, символизирующих гробницу Христа, — но и тем, что суровые местные зимы не пощадили его. Все мельчайшие детали вплоть до последней резной звезды тщательно задокументировали, оценили их состояние, после чего объект полностью демонтировали.
«Мы напечатали десятки увеличенных изображений под разными углами и создали миниатюрную трехмерную диораму, — рассказывает Брейден Ховард, ведущий менеджер проектов и помощник реставратора в BRH. — Затем сгенерировали цифровую модель, которая помогла нам понять, в какой последовательности нужно монтировать опоры и слои декоративных частей, чтобы все элементы крепко держались вместе».
Для обеспечения долгосрочной стабильности некоторые из элементов заново собранного «Дома второго пришествия» заменили репликами из поливинилхлорида, в точности воспроизводящими свободный стиль Робертсона. Еще в октябре 2023 года объект был передан в дар Региону национального наследия Ниагарского водопада (NFNHA). Этим летом дом планируется открыть в качестве арт-центра и пространства для общения местных жителей.