Эта книга канадца Тимоти Брука впервые вышла в Лондоне в 2007 году и получила комплиментарные рецензии в нескольких солидных газетах. Хвалили ее прежде всего за тематическую и географическую широту охвата материала. Только материал этот касался вовсе не художника Яна Вермеера (1632–1675) и его произведений. Содержание книги «Шляпа Вермеера: XVII век и рассвет глобального мира» точнее отражает вторая составляющая названия, поскольку посвящена она глобализации, которая, Брук уверен, произошла именно 400 лет назад и была связана с развитием судоходства, открытием новых территорий и другими многочисленными социально-экономическими причинами. «Истории, которые я рассказал на этих страницах, вращаются вокруг влияния торговли на мир и на обычных людей», — пишет он в заключительных строках своего труда.
Таким образом, шляпа героя картины Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка» становится лишь поводом для многостраничного рассказа об открытии Самюэлем де Шампленом Канады и подробных описаний его боев с местными племенами в союзе с другими местными племенами. Одной из выгод от торговли с аборигенами стал для предприимчивого и отважного француза экспорт бобров, чей подшерсток одно время использовался для изготовления фетра для шляп — об этом упомянуто вскользь.
Шамплен наткнулся на Канаду случайно, на пути в Китай, посчитав, что раз земля круглая, то можно попасть туда, двигаясь на запад. Но так и не смог пройти насквозь попавшуюся ему по дороге сушу. Китаю в «Шляпе Вермеера» отдано гораздо больше страниц, чем Нидерландам и ее великому художнику. Ведь Брук — профессиональный синолог, и дюжина написанных им книг — о Китае эпохи Мин. Так что любой предмет с картины Вермеера способен привести к долгому рассказу о жизни и нравах в Поднебесной, то есть о том, что действительно интересно автору книги.
Например, фарфоровое блюдо с фруктами, стоящее на столе рядом с героиней картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна», определило содержание главы, где рассказывается: о деятельности Вест-Индской компании, печальной судьбе принадлежавшего ей судна «Надежда» и его капитане, который потерял в плавании почти всю команду, погибшую от болезней и столкновений с португальским флотом. Ну и конечно, далее обстоятельно изложена история появления китайского фарфора в Европе, указаны цены на него в разные годы. Спрос на фарфор был огромным, китайцы увеличили его производство, качество изделий ухудшилось, цены пошли вниз, а делфтские мастера начали изготовлять фаянсовые изделия, в том числе белую плитку с кобальтовой росписью.
«Делфтская плитка появляется на пяти картинах Вермеера», — пишет Брук. И хотя везде она не героиня, а лишь незначительная деталь, плитка все же дает повод для ряда историй, связанных с ней напрямую или очень извилисто. А вот в начале главы «Школа курения» честно написано: «Ян Вермеер никогда не изображал курящих, так что ни одна его картина не откроет нам дверь в мир повсеместного распространения табака». Что не помешало Бруку подробно рассказать о том, как и когда начали курить китайцы, европейцы и канадцы, включая Шамплена, возвратившегося на страницы после долгого отсутствия. Как восхваляли курение китайские поэты и как безуспешно боролись с пагубной зависимостью в разных странах, особенно в том же Китае, тоже сообщается читателю. Не избежать ему и сравнения табакокурения с вдыханием опиума.
«Небольшой экскурс в голландскую систему денежного обращения не уводит нас в сторону от темы праведности, которой пропитана картина», — пишет Брук о «Женщине, держащей весы». И действительно, он подробно описывает все изображенные Вермеером предметы на столе у героини — жены художника Катарины. И делает вывод, что взвешивает она не жемчуг, как принято было считать ранее, а монеты. «Серебро играло огромную роль в экономике этого периода, формируя жизнь всех, кто к нему прикасался». Есть предлог написать главу о развитии мировой экономики в XVII веке.
В начале предпоследней, седьмой главы автор книги сожалеет, что Вермеер ни разу не изобразил на картине африканца. Поэтому для рассказа о работорговле была выбрана картина Хендрика ван дер Бурха «Игра в карты», где чернокожий мальчик-слуга прислуживает даме и кавалеру.
Прилежные читатели книг по искусству привыкли к моде на обширные экскурсы в разные области знаний, но, как правило, такие отступления все же имеют причины: сюжет картины, биография художника, политические и этические проблемы, волновавшие его современников. Книга Брука — исключение из правила. Вермеер и его картины здесь поминаются всуе только для перехода к изложению исторических фактов, описанию морских сражений, анализу торгово-экономических связей, рассказам о пиратах и цитированию китайских моралистов. О Вермеере, как и о Шамплене, табаке и фарфоре, написано уже немало книг и трудно сообщить обо всем этом нечто новое. Но вот увидеть в «Женщине, держащей весы» образ, соответствующий «новой этике накопления в Голландии XVII века», до Брука никому, кажется, не приходило в голову.