18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Безразмерная шляпа с бобровым подбоем: Вермеер как провозвестник глобализма

Ян Вермеер. «Офицер и смеющаяся девушка». Около 1657.  Фото: The Frick Collection
Ян Вермеер. «Офицер и смеющаяся девушка». Около 1657.
Фото: The Frick Collection
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Труд Тимоти Брука «Шляпа Вермеера» воспринимается как источник многочисленных и разнообразных знаний о миропорядке 400-летней давности. Художнику, вынесенному в заглавие книги, отведено в ней не так уж много страниц

Эта книга канадца Тимоти Брука впервые вышла в Лондоне в 2007 году и получила комплиментарные рецензии в нескольких солидных газетах. Хвалили ее прежде всего за тематическую и гео­графическую широту охвата материала. Только материал этот касался вовсе не художника Яна Вермеера (1632–1675) и его произведений. Содержание книги «Шляпа Вермеера: XVII век и рассвет глобального мира» точнее отражает вторая составляющая названия, поскольку посвящена она глобализации, которая, Брук уверен, произошла именно 400 лет назад и была связана с развитием судоходства, открытием новых территорий и другими многочисленными социально-экономическими причинами. «Истории, которые я рассказал на этих страницах, вращаются вокруг влияния торговли на мир и на обычных людей», — пишет он в заключительных строках своего труда.

Таким образом, шляпа героя картины Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка» становится лишь поводом для многостраничного рассказа об открытии Самюэлем де Шампленом Канады и подробных описаний его боев с местными племенами в союзе с другими местными племенами. Одной из выгод от торговли с аборигенами стал для предприимчивого и отважного француза экспорт бобров, чей подшерсток одно время использовался для изготовления фетра для шляп — об этом упомянуто вскользь.

Тимоти Брук. «Шляпа Вермеера: XVII век и рассвет глобального мира». М.: Слово/Slovo, 2024. 280 с., ил.
Тимоти Брук. «Шляпа Вермеера: XVII век и рассвет глобального мира». М.: Слово/Slovo, 2024. 280 с., ил.

Шамплен наткнулся на Канаду случайно, на пути в Китай, посчитав, что раз земля круглая, то можно попасть туда, двигаясь на запад. Но так и не смог пройти насквозь попавшуюся ему по дороге сушу. Китаю в «Шляпе Вермеера» отдано гораздо больше страниц, чем Нидерландам и ее великому художнику. Ведь Брук — профессиональный синолог, и дюжина написанных им книг — о Китае эпохи Мин. Так что любой предмет с картины Вермеера способен привести к долгому рассказу о жизни и нравах в Поднебесной, то есть о том, что действительно интересно автору книги.

Например, фарфоровое блюдо с фруктами, стоящее на столе рядом с героиней картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна», определило содержание главы, где рассказывается: о деятельности Вест-Индской компании, печальной судьбе принадлежавшего ей судна «Надежда» и его капитане, который потерял в плавании почти всю команду, погибшую от болезней и столкновений с португальским флотом. Ну и конечно, далее обстоятельно изложена история появления китайского фарфора в Европе, указаны цены на него в разные годы. Спрос на фарфор был огромным, китайцы увеличили его производство, качество изделий ухудшилось, цены пошли вниз, а делфтские мастера начали изготовлять фаянсовые изделия, в том числе белую плитку с кобальтовой росписью.

«Делфтская плитка появляется на пяти картинах Вермеера», — пишет Брук. И хотя везде она не героиня, а лишь незначительная деталь, плитка все же дает повод для ряда историй, связанных с ней напрямую или очень извилисто. А вот в начале главы «Школа курения» честно написано: «Ян Вермеер никогда не изображал курящих, так что ни одна его картина не откроет нам дверь в мир повсеместного распространения табака». Что не помешало Бруку подробно рассказать о том, как и когда начали курить китайцы, европейцы и канадцы, включая Шамплена, возвратившегося на страницы после долгого отсутствия. Как восхваляли курение китайские поэты и как безуспешно боролись с пагубной зависимостью в разных странах, особенно в том же Китае, тоже сообщается читателю. Не избежать ему и сравнения табакокурения с вдыханием опиума.

Ян Вермеер. «Вид Делфта». 1660-1666. Фото: Mauritshuis
Ян Вермеер. «Вид Делфта». 1660-1666.
Фото: Mauritshuis

«Небольшой экскурс в голландскую систему денежного обращения не уводит нас в сторону от темы праведности, которой пропитана картина», — пишет Брук о «Женщине, держащей весы». И действительно, он подробно описывает все изображенные Вермеером предметы на столе у героини — жены художника Катарины. И делает вывод, что взвешивает она не жемчуг, как принято было считать ранее, а монеты. «Серебро играло огромную роль в экономике этого периода, формируя жизнь всех, кто к нему прикасался». Есть предлог написать главу о развитии мировой экономики в XVII веке.

В начале предпоследней, седьмой главы автор книги сожалеет, что Вермеер ни разу не изобразил на картине африканца. Поэтому для рассказа о работорговле была выбрана картина Хендрика ван дер Бурха «Игра в карты», где чернокожий мальчик-слуга прислуживает даме и кавалеру.

Прилежные читатели книг по искусству привыкли к моде на обширные экскурсы в разные области знаний, но, как правило, такие отступления все же имеют причины: сюжет картины, биография художника, политические и этические проблемы, волновавшие его современников. Книга Брука — исключение из правила. Вермеер и его картины здесь поминаются всуе только для перехода к изложению исторических фактов, описанию морских сражений, анализу торгово-экономических связей, рассказам о пиратах и цитированию китайских моралистов. О Вермеере, как и о Шамплене, табаке и фарфоре, написано уже немало книг и трудно сообщить обо всем этом нечто новое. Но вот увидеть в «Женщине, держащей весы» образ, соответствующий «новой этике накопления в Голландии XVII века», до Брука никому, кажется, не приходило в голову. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
6
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
7
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля
25.06.2024
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+