18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоёхара Тиканобу. Изысканно подглядывая за самураями

Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.   Фото: Коллекция Александры Ивановой
Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.
Фото: Коллекция Александры Ивановой
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей Востока демонстрирует наследие одного из последних великих мастеров японской гравюры из собрания Александры Ивановой, которая относится к числу самых авторитетных коллекционеров Тоёхары Тиканобу в мире

О жизни японского художника Тоёхара Тиканобу (1838–1912) хочется посмотреть фильм, разумеется костюмный и чтобы было много блеска мечей. Много — потому что по первой профессии он воин, участвовавший в важных битвах XIX века, попадавший в плен и вообще повидавший всякого.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

На пороге 40-летия Тоёхара вспомнил юношеские уроки живописи и полностью сменил сферу деятельности, отдавшись искусству создания гравюр укиё-э, изображающих красавиц и воителей. Да причем так удачно сменил, что сегодня он — один из самых интересных авторов на антикварном рынке.

«Интерес к Тиканобу постоянно растет, — рассказал нам галерист Кирилл Данелия, один из авторов идеи выставки «Красавицы и воины Тиканобу» в Музее Востока. — Вскоре на него начнется настоящий бум». Одна из причин интереса к автору, помимо завораживающей красоты его работ, — редкость тем. Дело в том, что он запечатлел сюжеты, которые были запретными для предыдущего поколения, и оставил нам картины внутреннего быта обитателей военных замков и дворцов, частной жизни самурайского сословия.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Проект, который разворачивается в главной выставочной анфиладе Музея Востока, — первая в России монографическая экспозиция Тиканобу. Представлено около 150 листов художника, дополненных полусотней произведений японского декоративно-прикладного искусства; их отобрала научный сотрудник музея, куратор Ольга Чернова. Выставка почти целиком основана на собрании Александры Ивановой, одной из самых полных частных коллекций гравюр Тиканобу в мире. К собранию добавили несколько листов из фондов музея.

Важно отметить, что художник создал множество полиптихов и серий, но обычно их представляют в разрозненном виде. Особенностью экспозиции стало то, что зритель может увидеть именно полные комплекты гравюр, получив возможность погулять взглядом по панорамам, населенным красочными фигурами, в полном согласии с замыслом автора.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Сателлитом этой выставки станет одноименный проект, который пройдет в Галерее Кирилла Данелии. Там будет показано то, что не уместилось в экспозицию в Музее Востока. Кроме того, подготовлен каталог Тиканобу — вернее, сначала в течение нескольких лет готовилась именно книга, а когда работа подходила к концу, была придумана и выставка. Авторами объемистого альбома-каталога «Красавицы и воины. Тиканобу» стали сама коллекционер Александра Иванова и знаток японской гравюры Родион Жирнов. «Моя коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение 17 лет, и, когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. Так родилась книга с описанием ксилографий», — рассказала нам Иванова. Каталог ее собрания фактически превратился в путеводитель по давно растаявшему миру Японии эпохи Мэйдзи — настолько красочно он проиллюстрирован и таким обилием информации наполнен.  

Музей Востока
«Красавицы и воины. Тиканобу»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+