18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка SCAN Fair в Красноярске: российский арт-рынок прирастает Сибирью

Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин

Территории, охваченные первой сибирской ярмаркой современного искусства, огромны — от Уфы до Владивостока. В большинстве этих регионов арт-институции немногочисленны и не слишком могущественны, поэтому авторы чаще двигают себя сами

С точки зрения географии Красноярск — самый центр Российской Федерации, но понятно, что такая локация города сама по себе еще не делает его центром в разных других смыслах. Тем не менее красноярцы стараются преуспеть везде, где можно, в том числе на поприще культуры. Амбиции не выглядят беспочвенными: это не просто мегаполис, а мегаполис с крепкими образовательными традициями и немалыми финансовыми возможностями. В последнее время здесь делается серьезная ставка на развитие креативной индустрии — например, в 2022 году на территории бывшего завода «Квант» открылся креативный кластер «Квадрат». Именно он послужил площадкой для ярмарки современного искусства SCAN Fair 2024 (ее проект подготовлен совместно с Сибирским институтом развития креативных индустрий). Загадочные буквы в заглавии представляют собой аббревиатуру: Siberian Contemporary Art Network.

Основателем ярмарки — первой такого рода в Сибири — выступила красноярская ресторанная группа Berrywood Family; ее совладелец Дмитрий Журкин на официальном сайте SCAN Fair аттестован как «организатор и идеолог». Почему энтузиазмом в сфере современного искусства преисполнились именно рестораторы? Господин Журкин объясняет: «На протяжении 12 лет существования нашей ресторанной группы у нас шли коллаборации с представителями креативной индустрии, и чаще всего — с современными художниками. В прошлом году мы осознали, что можем и хотим сделать нечто большее. Создали программу развития арт-индустрии в Красноярске, которая нацелена в том числе на стимулирование купли-продажи искусства. А сверхзадача — превратить Красноярск в важный региональный центр современного искусства. Прошлой осенью эта программа стартовала с учреждения премии SCAN Awards, второй шаг — ярмарка SCAN Fair. Надеемся, что она объединит огромное пространство — Урал, Сибирь, Дальний Восток. В дальнейшем программа предусматривает появление арт-резиденций, а еще перед нами стоит задача создания галереи и своей корпоративной коллекции».

Надо заметить, что более ранние амбиции по превращению Красноярска в один из главных гастрономических центров Сибири местные рестораторы уже сумели воплотить в жизнь, что подтверждают всевозможные рейтинги. Но у торговли искусством, разумеется, свои особенности и ноу-хау. Чтобы не изобретать велосипедов, красноярцы вышли на связь с Москвой и Петербургом — вернее, перевели прежние связи, так или иначе уже существовавшие, на другой уровень.

Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин

«Когда в феврале этого года команда Дмитрия Журкина обратилась ко мне с предложением поучаствовать в создании новой ярмарки, — рассказывает Александра Лекомцева, директор по развитию галереи Sample и ярмарки молодого искусства blazar (Москва), — я сразу откликнулась, собрала свою команду, и мы устроили большую встречу на тему того, чем мы можем быть полезны для SCAN Fair. Они поначалу переживали, не вознамеримся ли мы устроить в Красноярске филиал blazar, но я не сторонник франшиз в сфере арт-бизнеса. Поэтому мы выбрали формат сотрудничества в виде консалтинга: каждый департамент ярмарки blazar консультировал по своему направлению. Мы передавали механику, технические критерии, но не эстетические. Одним из условий сотрудничества был наш отказ от участия в экспертном совете новой ярмарки, чтобы художественная экспертиза blazar не оказывала влияния на SCAN. Ярмарки должны отличаться друг от друга».

Технологии от blazar, уже зарекомендовавшие себя в столице, при переносе на региональную почву тоже работают, хотя местная специфика неизбежна. Она выражается хотя бы в том, что конкурс среди участников в Красноярске оказался не столь жестким, как в Москве. Но и легким он не был. Впечатлениями от процесса отбора с нами поделилась Лилиана Маррэ, директор Anna Nova Gallery (Санкт-Петербург), член экспертного совета ярмарки SCAN Fair: «Изначально приглашались к участию и галереи, и отдельные художники. От галеристов было всего семь заявок — это, конечно, связано с проблемами существования региональных галерей. А вот от художников заявок поступило очень много, из трех сотен было отобрано 40. Причем доля „треша“ среди присланных заявок оказалась очень невелика, и выбирать было из чего. Коммерческий потенциал имел значение, но не выступал в качестве главного критерия. Мы смотрели на визуальное качество работ, при этом важна была интересная, актуальная концепция.

Акцент ставился еще и на том, чтобы делались инсталляции на стендах, чтобы авторы показывали большие работы. Художники должны привлекать к себе внимание, должны запоминаться. Почти все они — молодые, у них нет регалий, выставок, присутствия в коллекциях, они варятся в собственном соку в своем регионе. SCAN Fair — возможность их показать, во многих случаях впервые. Не было задачи сделать „выставку достижений народного хозяйства“ конкретного региона. Важно, чтобы тот или иной художник пытался внести свою лепту в современное искусство как таковое».

Для гостей из европейской части страны (их, кстати, было не так уж мало на открытии SCAN Fair) список участников ярмарки действительно выглядит непривычным, вряд ли узнаваемым. Хотя присутствуют здесь не одни только новички — есть и региональные звезды, и локальные герои стрит-арта. В первую очередь это красноярцы, которых набралось около половины от общего числа экспонентов, но география ярмарки в целом все равно внушительная. Представлены даже Екатеринбург (Анна Снегина) и Пермь (арт-группа «Фрукты»), где современное искусство давно уже не выглядит чем-то маргинальным или экзотическим.

Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.  Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин
Ярмарка SCAN Fair в Красноярске. 2024.
Фото: Илья Батурин

Тяготение художников из дальних городов и весей к Москве и Петербургу выглядит пока несколько умозрительным, тем не менее в разговорах оно обнаруживалось. Многие авторы, похоже, восприняли свое участие в SCAN Fair как промежуточный этап на пути к столицам. Нельзя исключать, что и такую миссию явочным порядком берет на себя ярмарка в Красноярске, пусть это и не входит в число ее приоритетов. Главная цель все же в том, чтобы сводить художников с покупателями искусства именно на просторах Сибири, Урала и Дальнего Востока.

От ярмарки с региональным уклоном невольно ждешь каких-то локальных акцентов, этнических колоритов и тому подобного. Все это есть, но в небольших дозах, и выглядит скорее данью интернациональным трендам, нежели доморощенным продуктом. Разного рода амулеты, талисманы, обереги — вернее, художественные на них аллюзии — имеют, конечно, сибирский генезис, однако преподносятся по правилам глобального арт-рынка, сколь бы далеко от Красноярска ни располагались его очаги. К той же категории относится и вообще всяческое рукоделие — вышивки, вязания, раскраски трехмерных объектов. Довольно много живописи, которая сначала «умерла», а потом благополучно «воскресла» по всей планете. Ну и стрит-арт, разумеется, явлен здесь в различных формах и форматах — с учетом его адаптации к рынку. Все как у людей, без провинциального апломба и диковатых причуд. Неплохой базис для развития арт-рынка, и даже не только регионального.

Судя по всему, среди ноу-хау, полученных от blazar, фигурировала и ценовая политика. Стоимость работ на SCAN Fair в среднем, наверное, пониже, чем в Москве, но и демпингом это не выглядит.

Цены здесь измеряются главным образом в десятках тысяч рублей, иногда — в небольших сотнях тысяч, а для шелкографий и других всевозможных принтов — просто в тысячах, от одной до десяти. Вполне разумные диапазоны, особенно если помнить слова Дмитрия Журкина о том, что к коллекционированию современного искусства нужно приучать постепенно.

Той же цели приучения и привыкания, но с другого ракурса, служит образовательная программа ярмарки. Круглые столы и семинары, возможно, изрядно поднадоели столичной публике, но в Красноярске они могут приносить пользу и находить благодарную аудиторию. И тем более необходимы медиаторские экскурсии: посетители охотно к ним примыкают и готовы слушать от начала до конца. Очень вероятно, что среди этих экскурсантов окажутся и будущие коллекционеры.

Ярмарка SCAN Fair 2024
Креативный кластер «Квадрат», Красноярск
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+