18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее

Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Задолго до изобретения фотографии с помощью прибора со странным названием физионотрас можно было добиться безупречного портретного сходства. Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина посвящена механическому рисованию

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее. Именно вокруг него выстроена необычайно познавательная выставка, насыщенная информацией, в том числе технической, но при этом не скучной и, главное, абсолютно новой для 99% публики. И это как раз то новое, которое хорошо забытое старое. Физионотрас — механическая рисовальная машина, которую в 1784 году изобрел, как ни странно, музыкант, француз Жиль-Луи Кретьен. Физионотрасом называют как само устройство, так и созданные с его помощью портреты, беспристрастно изображавшие человека, исключая при этом субъективность творца. Не стоит и говорить, что с изобретением фотографии громоздкий физионотрас вышел из употребления. Но след оставил крайне любопытный.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века. В вводном разделе «Театр теней» собраны теневые силуэты, в том числе Екатерины II. «Французский бомонд» представляет физионотрасы времен Великой французской революции. Раздел «Русский бал» посвящен путешественникам из России, которые посещали в Париже ателье по изготовлению физионотрасов, а завершающий раздел «Светопись» — ранним дагеротипам, которым суждено было вытеснить диковинную рисовальную машину.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+