18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее

Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Задолго до изобретения фотографии с помощью прибора со странным названием физионотрас можно было добиться безупречного портретного сходства. Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина посвящена механическому рисованию

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее. Именно вокруг него выстроена необычайно познавательная выставка, насыщенная информацией, в том числе технической, но при этом не скучной и, главное, абсолютно новой для 99% публики. И это как раз то новое, которое хорошо забытое старое. Физионотрас — механическая рисовальная машина, которую в 1784 году изобрел, как ни странно, музыкант, француз Жиль-Луи Кретьен. Физионотрасом называют как само устройство, так и созданные с его помощью портреты, беспристрастно изображавшие человека, исключая при этом субъективность творца. Не стоит и говорить, что с изобретением фотографии громоздкий физионотрас вышел из употребления. Но след оставил крайне любопытный.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века. В вводном разделе «Театр теней» собраны теневые силуэты, в том числе Екатерины II. «Французский бомонд» представляет физионотрасы времен Великой французской революции. Раздел «Русский бал» посвящен путешественникам из России, которые посещали в Париже ателье по изготовлению физионотрасов, а завершающий раздел «Светопись» — ранним дагеротипам, которым суждено было вытеснить диковинную рисовальную машину.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+