18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее

Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Задолго до изобретения фотографии с помощью прибора со странным названием физионотрас можно было добиться безупречного портретного сходства. Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина посвящена механическому рисованию

Физионотрас — главное слово этого лета в Пушкинском музее. Именно вокруг него выстроена необычайно познавательная выставка, насыщенная информацией, в том числе технической, но при этом не скучной и, главное, абсолютно новой для 99% публики. И это как раз то новое, которое хорошо забытое старое. Физионотрас — механическая рисовальная машина, которую в 1784 году изобрел, как ни странно, музыкант, француз Жиль-Луи Кретьен. Физионотрасом называют как само устройство, так и созданные с его помощью портреты, беспристрастно изображавшие человека, исключая при этом субъективность творца. Не стоит и говорить, что с изобретением фотографии громоздкий физионотрас вышел из употребления. Но след оставил крайне любопытный.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века. В вводном разделе «Театр теней» собраны теневые силуэты, в том числе Екатерины II. «Французский бомонд» представляет физионотрасы времен Великой французской революции. Раздел «Русский бал» посвящен путешественникам из России, которые посещали в Париже ателье по изготовлению физионотрасов, а завершающий раздел «Светопись» — ранним дагеротипам, которым суждено было вытеснить диковинную рисовальную машину.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Живой портрет…Волос в волос. Механическое рисование»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+