18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Бирюльки и другие винтажные формы досуга в Оружейной палате

Шахматы из тридцати двух фигур в футляре.  Россия. До 1766.  Фото: Музеи Московского Кремля
Шахматы из тридцати двух фигур в футляре. Россия. До 1766.
Фото: Музеи Московского Кремля
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Знаете, чем нарды отличаются от триктрака? А что такое хнефатафл? Выставка в Музеях Московского Кремля исследует настольные игры и головоломки, за которыми коротали свободное время наши предки, от простых крестьян до императоров

Итак, бирюльки. Игра на сообразительность и мелкую моторику: нужно специальным крючком вытащить крохотную тонкую палочку (собственно, бирюльку) из кучки других бирюлек, не задев их. Играли в бирюльки и в XVIII веке, и в начале XX, и взрослые, и дети, и аристократы, и простолюдины, и друг с другом, и в одиночестве. Сегодня «игра в бирюльки» — синоним безделья, но известно, например, что ею увлекался Петр I, который уж точно бездельником не был. В камер-фурьерском журнале за 1722 год встречается запись, что 22 февраля «его величество работал в токарне, играл в бирюльки». Есть основания предполагать, что император самолично и вытачивал миниатюрные фигурки для игры. Бирюльки отличались разнообразием размеров — от 1,5 до 10–11 см, а еще материалами и богатством декора; современному зрителю они напомнили бы очень роскошные шпажки для канапе с изысканными навершиями в виде пилы, лопаты, трезубца, гарпуна, морского конька...

Бирюльки в коробочке. Западная Европа. Конец XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Бирюльки в коробочке. Западная Европа. Конец XVIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Мы, кажется, увлеклись бирюльками. А ведь есть еще гусек, солитер, хнефатафл, триктрак, шахматы, карты, наконец. Это лишь часть экспонатов, представленных на выставке «Во что играли наши предки». Она проходит в вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля все лето и первую декаду осени. Кураторы Нина Павлова и Людмила Шанская отобрали из фондов Музеев Кремля принадлежности для «игр, в которые играют сидя» (говоря словами одного старинного манускрипта) — разнообразные «настолки» и головоломки. В описании выставки цитируется нидерландский философ и историк Йохан Хёйзинга, который отмечал, что игра в значительной мере лежит в области эстетического и «в этом несовершенном мире, в этой сумятице жизни она воплощает временное, ограниченное совершенство».

Экспонат, с которого все началось и благодаря которому выставка обрела свое воплощение, связан с еще одной коронованной особой, и тоже весьма деятельной — Екатериной II. Нина Павлова рассказала нашему изданию об этом экспонате: «Шахматы в футляре, выточенные императрицей из слоновой кости и подаренные ею в 1766 году Ивану Ивановичу Бецкому, ее личному секретарю и президенту Императорской академии художеств, свидетельствуют, что Екатерина II была знакома с ручным трудом, а также о том особом значении, которое придавалось шахматной игре (и другим настольным) во второй половине XVIII века».

На выставке также показывают изготовленные по распоряжению императрицы для карточной игры при дворе прорезные тарелки с ее гравированным личным девизом: изображением пчелы, в улей мед приносящей, и надписью «Полезное». «Кстати, с картами связана и личность Бецкого, — продолжает куратор. — По его инициативе привозные карточные колоды стали облагать пошлиной, а денежные сборы шли на благотворительность — содержание воспитательных домов».

Шахматные фигуры. Россия, XIII-XVI вв. Фото: Музеи Московского Кремля
Шахматные фигуры. Россия, XIII-XVI вв.
Фото: Музеи Московского Кремля

В экспозиции представлено около 80 игровых наборов и множество отдельных предметов. Самые старые — костяные и деревянные шашки и шахматные фигуры, найденные на территории Кремля в слоях XIII–XVII веков.

Тема экспозиции, несмотря на демократизм и кажущуюся легкость, потребовала от создателей большого погружения в неоднозначный материал. Многие игры не дошли до нашего времени, у сохранившихся — значительно изменились правила. Исследования, посвященные, например, ранней истории шахмат, дискуссионны и содержат больше вопросов, чем ответов. Так, в Музеях Кремля хранится комплект для шахматной игры на доске со 192 клетками, в которой принимали участие четыре человека.

«Осознать, почему такие изменения происходят, попытаться через популярные в то или иное время игры понять, что определяло сознание человека, очень непросто, — подчеркивает Нина Павлова. — В этом, наверное, заключается главная ловушка: мы не должны пытаться интерпретировать такое явление, как игра, с позиции современности. Напротив, необходимо смотреть на игры через призму ценностей того или иного исторического периода».  

Музеи Московского Кремля
«Во что играли наши предки»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+