18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью

Китайский дворец в Ораниенбауме.  Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Китайский дворец в Ораниенбауме.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде

Полный комплекс консервационно-реставрационных работ в Китайском дворце в Ораниенбауме, построенном для Екатерины II, длился почти два десятилетия и был разделен на этапы. Сейчас завершился финальный этап: отреставрированы последние четыре комнаты — Китайская опочивальня, Туалетная, Портретный зал, Кабинет Екатерины. Теперь посетители смогут увидеть дворец полностью, все его 17 комнат и кабинетов.

По мнению специалистов Государственного музея-заповедника «Петергоф», частью которого является Китайский дворец, столь длительный срок реставрации объясняется серьезными проблемами с просушкой здания и поддержанием в интерьерах дворца оптимального температурно-влажностного режима. Фактически перед тем, как приступить к реставрации, специалисты должны были высушить и прогреть здание. Дело в том, что у Китайского дворца неглубокий фундамент и отсутствует собственная система отопления. На то, чтобы просушить дворец, создать в нем необходимые условия для сохранения уникальных интерьеров и проведения реставрационных работ, ушло немало времени. Теперь во дворце поддерживается постоянная температура в 14–15 градусов и влажность не выше 55%.

Китайский дворец. Двор. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Китайский дворец. Двор.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

«Когда мы в 2004 году начали устанавливать систему отопления, предоставленную английскими специалистами, многие боялись, что дворец может разрушиться, — рассказала нашему изданию Татьяна Сясина, завсектором «Собственная дача» отдела хранения и изучения памятников Ораниенбаума ГМЗ «Петергоф». — Действительно, повреждения от избыточной влажности были серьезными и перепады температур могли нанести урон декоративной отделке. Поэтому протапливали очень медленно, постепенно, и первые годы дворец только обогревали и просушивали. Зато за это время он отлично высох, сейчас стены стабильно держат тепло. Нам в этой работе помогали климатологи Русского музея и Петропавловки, которые подсказали, как создать правильную систему отопления».

Идея постройки Китайского дворца принадлежит императрице Екатерине II. Она заказала этот проект Антонио Ринальди, когда была еще великой княгиней. Все интерьеры дворца выдержаны в стилистике рококо с использованием элементов декоративной отделки в популярном в XVIII веке стиле шинуазри — chinoiserie (в переводе с французского — «китайщина») и большого количества предметов из Китая: ваз, тканей, лаковых панно. Отсюда и название дворца — Китайский. После смерти Екатерины и до 1917 года дворцом владели потомки внука императрицы, великого князя Михаила Павловича. Во второй половине XIX века дворец перестроили: появился второй этаж, часть интерьеров была изменена в соответствии с модой того времени.

Большой китайский кабинет. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Большой китайский кабинет.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В советский период Китайскому дворцу повезло: после 1917 года он оказался единственным зданием в дворцовом комплексе Ораниенбаума, которое сразу получило музейный статус. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был оккупирован — дворцово-парковый ансамбль сохранился (в отличие от других пригородных ансамблей, переживших оккупацию). И с 1946 года принимал посетителей как единственный дворец-музей в окрестностях Ленинграда.

Практически всю свою историю, начиная с XIX века, Китайский дворец жил в состоянии перманентной реставрации. Неглубокий фундамент, отсутствие надежной дренажной системы вызывали постоянную деформацию деревянных полов, набранных из редких пород дерева, разрушение оснований стен. Во дворце жили, он обогревался с помощью каминов, но это не спасало дерево, ткани и живопись от перепадов температуры и высокой влажности — ремонт требовался постоянно. После 1917 года камины во дворце не зажигали.

В конце 1930-х годов специалисты разработали план реставрации Китайского дворца, но помешала война. В послевоенное время фрагментарная реставрация здания шла почти постоянно. В середине 1960-х годов Комитет по охране памятников Ленинграда принял решение снова отапливать дворец. В нем установили калориферы, которые вскоре пришлось отключить: потоки холодного и горячего воздуха создавали вибрацию и разрушали искусственный мрамор.

Портретный зал.  Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Портретный зал.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В начале 2000-х годов было принято решение о комплексной реставрации всего дворца. Она началась с просушки здания и глобальных инженерно-дренажных работ. В 2007-м реставраторы приступили к интерьерам Большой антикамеры, Голубой гостиной, Зала муз и Стеклярусного кабинета. Уникальные стеклярусные панно помогали реставрировать специалисты Эрмитажа.

В 2011 году завершилась реставрация 11 помещений, к 2021-му оставалась незаконченной работа только в 4 покоях. Теперь дворец открыт полностью.

На стены Китайской опочивальни вернулся родной шелк, которым изначально была обита вся комната. Из-за ветхости в 1978 году ткань сняли, стены покрасили, все это время материал хранился в фондах музея. Реставраторам удалось укрепить и продублировать шелк, а сверху его укрыли тонким полупрозрачным газом для предотвращения загрязнений. Стенам и потолку вернули родное цветовое решение, над дверями снова висят китайские деревянные панно, которые много лет находились в фондах.

Опочивальня. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Опочивальня.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Отделка Туалетной комнаты еще в XIX веке была перенесена в будуар, а Туалетную оформили деревянными панелями. Специалисты раскрыли роспись потолка, сделанную в XVIII веке, и отреставрировали пастельные портреты, висящие на стенах. Их в 1756 году выполнил французский художник Жан де Самсуа, работавший в России. Изначально портреты находились в другом здании, на стенах Туалетной пастели появились только в XIX веке.

«Мы принципиально сохранили элементы реставрации начиная с XIX века: хотели показать реальную жизнь дворца на протяжении почти 300 лет», — рассказала Татьяна Сясина.

В Портретной сделали развеску портретов в соответствии с тем, как их запечатлели в своих работах воспитанники Училища барона Штиглица в конце XIX — начале XX века. В Серебряном кабинете отреставрированы уникальная живопись по серебру, паркет из красных пород дерева и камин работы итальянского мастера Гаэтано Спинелли. В ходе восстановительных работ были открыты все потайные двери, отреставрированы переходы и лестницы. Реализовать такой масштабный проект ГМЗ «Петергоф» удалось благодаря активной поддержке ПАО «Газпром».

Туалетная. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Туалетная.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Теперь Китайский дворец можно осмотреть полностью, за исключением комнат второго этажа. Он был надстроен в XIX веке, там находились служебные помещения; к тому же деревянные перекрытия не выдержат потока туристов. Дворец открыт с мая по сентябрь, сейчас администрация решает вопрос о возможном продлении его работы до октября. Ежедневно дворец может принять не больше 1,2 тыс. человек, поэтому билеты нужно заказывать заранее.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+