18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»

Филиал разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Филиал разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах

Государственная Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом Потанина представила Добрый музей — инклюзивное пространство, которое создано, «чтобы сделать искусство доступным для каждого».

Для тех, кому для визита в основную экспозицию Третьяковской галереи необходима дополнительная подготовка и поддержка, этот культурный центр станет «точкой входа», местом первого знакомства с музеем. Как рассказала на презентации проекта директор Третьяковской галереи Елена Проничева, «это пространство в Малом Толмачевском переулке будет пунктом посередине между основными корпусами музея, своего рода перекрестком».

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, отметила, что на протяжении многих лет они поддерживали самые разные инициативы Третьяковской галереи и проект «Добрый музей» она бы отнесла к числу знаковых.

Главная цель «Доброго музея» — помочь творческому развитию людей с особенностями и их интеграции в культурную жизнь общества. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Главная цель «Доброго музея» — помочь творческому развитию людей с особенностями и их интеграции в культурную жизнь общества.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Фактически Добрый музей — это следующий этап проекта «Лучше вместе», существующего в Третьяковской галерее с 2013 года. Его главная цель — помочь творческому развитию людей с особенностями и их интеграции в культурную жизнь общества, опираясь на занятия в музее. В рамках проекта в этих же стенах в 2019 году прошла выставка «Добрый музей» (куратор — Алла Орлова), на которой было представлено более 60 работ детей с синдромом Дауна и взрослых с ментальными особенностями, которые они создавали в течение года на занятиях в студии Третьяковской галереи по мотивам произведений из постоянной экспозиции. Работы, показанные на той выставке, стали элементом оформления нового пространства.

Новая жизнь старого места

Здание в Малом Толмачевском переулке принадлежит Третьяковской галерее уже много лет. Сначала в особняке размещался Культурный центр в Толмачах с творческой студией с отдельным выставочным пространством и лекционным залом. Сотрудники музея и ранее работали здесь со специальной аудиторией, в частности проводили мероприятия Московского фестиваля творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны».

Еще в 2004 году здание отреставрировали и приспособили под нужды музея. Полностью воссоздали части жилого дома и конюшенного двора с превращением их в современный выставочный комплекс. Была выполнена точная копия разрушенных частей здания с воссозданием его облика на конец XIX века, оформлен интерьер.

На площади в 600 кв. м сумели разместить мастерские для проведения творческих программ, выставочный зал, лекторий, «тихую комнату» для эмоциональной и сенсорной разгрузки и другие помещения. Фото: Государственная Третьяковская галерея
На площади в 600 кв. м сумели разместить мастерские для проведения творческих программ, выставочный зал, лекторий, «тихую комнату» для эмоциональной и сенсорной разгрузки и другие помещения.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Перестройка, начавшаяся в 2022 году, была менее кардинальной, хотя переустройство культурного центра в Добрый музей оказалось непростой задачей.

Созданием интерьеров и инфраструктуры Доброго музея занималось Архитектурное бюро Олега Клодта в техническом партнерстве с компанией Samsung, оборудовавшей помещения современной техникой.

«Мы привыкли к тому, что музеи находятся в исторических зданиях, — отметила Оксана Орачева, — но нам бы хотелось, чтобы исторические здания не создавали трудностей для посетителей с особыми потребностями. Добрый музей — пример, как можно обойти такие сложности и предложить новые решения».

Речь идет о площади в 600 кв. м, на которых, не внося существенных изменений в планировку, сумели разместить мастерские для проведения творческих программ, выставочный зал, лекторий, «тихую комнату» для эмоциональной и сенсорной разгрузки и другие помещения. Продуманные интерьеры целенаправленно предназначены для комфорта людей с различными потребностями: здесь создана безбарьерная среда, отсутствуют яркие цвета и острые углы, нет поверхностей, бликующих ярким светом.

В Добром музее разместились инклюзивные мастерские, где будут проводиться регулярные и разовые занятия для различных групп посетителей с особыми потребностями, включая людей с ментальными особенностями, с нарушениями слуха и зрения, с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, ослабленным иммунитетом. Главный специалист отдела обеспечения доступности и инклюзии Алла Орлова сообщила, что во избежание сенсорных перегрузок группы будут состоять из 10–15 человек. Расписание занятий будет публиковаться на сайте музея.

Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Также здесь будут проходить инклюзивные выставки и мероприятия, которые позволят посетителям познакомиться с творчеством особых художников и их уникальным видением. Вход на выставки будет предоставляться по бесплатным билетам.

Третьяковка в авангарде

Помимо непосредственной работы со своей целевой аудиторией, Добрый музей должен стать центром обучения и подготовки волонтеров и музейных работников со всей России. Здесь планируется проводить конференции, тренинги и другие мероприятия для специалистов по музейной инклюзии.

На сегодняшний день, как рассказала Елена Проничева, в музее уже создана огромная научно-методическая база, накоплен гигантский практический опыт, готовятся методические рекомендации для коллег. Директор Третьяковки напомнила, что в настоящее время идет строительство музейных филиалов в Калининграде и Владивостоке. «Мы надеемся, что это пространство в итоге станет крупным методическим центром галереи, который позволит внедрять научные наработки по всей России, от моря до моря», — заключила она.

Официальное открытие Доброго музея для широкой публики пройдет в сентябре этого года.

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+