18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культурный обмен: синергия столицы России и Сибири

Сцена из спектакля «Живой Т.» Данила Чащина.  Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Сцена из спектакля «Живой Т.» Данила Чащина.
Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»

На примере «Театр Наций FEST», который проходит в Тобольске при поддержке компании СИБУР, рассказываем, как театр меняет к лучшему не только городскую культурную среду, но и пространство для жизни в целом

В конце июня в Тобольске прошел уже ставший традиционным фестиваль «Театр Наций FEST», созданный по инициативе Евгения Миронова. В этом году театр приехал в город уже в седьмой раз. За это время фестиваль полюбился тоболякам и туристам и стал значимым событием в культурной жизни Сибири. «Театр Наций FEST» привозит в город самые яркие театральные постановки, но этим его роль не ограничивается. Подробнее о том, как театр может менять не только культурную среду, но и городскую жизнь, — в нашем материале.

Лаборатория лучшего

В этом году «Театр Наций FEST» привез в Сибирь четыре спектакля, которые пользуются особой популярностью у столичной публики и были сыграны на сцене Тобольского драматического театра имени П.П.Ершова.

Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова, на сцене которого были показаны спектакли «Театр Наций FEST». Фото: Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова
Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова, на сцене которого были показаны спектакли «Театр Наций FEST».
Фото: Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова

«В программу нынешнего фестиваля вошли наши лучшие спектакли последних пяти лет: „Каренина. Процесс»“ Аллы Сигаловой, „Моими глазами“ Дмитрия Сердюка, „Живой Т.“ и „Последнее лето“ Данила Чащина. Все они с аншлагами идут в Москве и, я уверен, интересны тобольским зрителям», — рассказал художественный руководитель Театра Наций народный артист России Евгений Миронов.

Еще одной важной составляющей «Театра Наций FEST» стала творческая лаборатория на базе Тобольского драматического театра. Режиссер Антон Морозов с местными актерами создал эскиз спектакля «101 элемент», посвященного личности Дмитрия Менделеева, родившегося в Тобольске. Тема выбрана неспроста: в этом году отмечают 190 лет со дня рождения великого ученого. Эскиз, основанный на биографических фактах, планируют доработать до полноценного спектакля, который станет вкладом фестиваля в репертуар Тобольского драмтеатра.

Сцена из эскиза спектакля «101 элемент» Антона Морозова. Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Сцена из эскиза спектакля «101 элемент» Антона Морозова.
Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»

Такие лаборатории — важная часть работы Театра Наций, который при поддержке компании СИБУР и программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» проводит «Театр Наций FEST». Мероприятие стало логичным продолжением одного из важнейших проектов Театра Наций — Фестиваля театров малых городов России, направленного на развитие региональных театров.

За семь лет «Театр Наций FEST» успел существенно изменить не только местную культурную сцену, но и сам Тобольск, который сегодня возвращает себе звание одного из очагов культурной жизни Сибири.

Концентрация культурной силы

Тобольск — древняя столица Сибири. До XVIII века город был основным военным, административным, политическим и религиозным центром региона. Неудивительно, что у него богатое прошлое и множество именитых уроженцев. Химик Дмитрий Менделеев, художник Василий Перов, композитор Александр Алябьев, изобретатель телевидения Борис Грабовский, архитектор Николай Никитин. Здесь жил и работал Павел Ершов, автор знаменитой сказки «Конек-горбунок».

«Статус культурной столицы у Тобольска исторический. Центром интеллектуальной и культурной жизни в Сибири Тобольск стал при активной ссылке декабристов в XIX веке. И возможно, даже раньше, в XVIII веке, за счет приезда очень многих деятелей культуры», — говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социально-экономических проектов тобольского предприятия СИБУРа «ЗапСибНефтехим» Елена Бельская.

«Тобольск. Вид горы и Присутственных мест». 1917 г. Фото: Государственный исторический музей
«Тобольск. Вид горы и Присутственных мест». 1917 г.
Фото: Государственный исторический музей

В конце XIX века из-за строительства Западно-Сибирской железной дороги, изменившей торговые пути, Тобольск утратил экономическое значение. Былой статус город начал возвращать только в XXI столетии, когда здесь стала возрождаться крупная промышленность и он превратился в важнейший нефтегазохимический центр страны. Присутствие крупного предприятия, готового вкладываться в его развитие, дало городу ресурсы для того, чтобы вернуть себе прежнее значение.

«Учитывая впечатляющий историко-культурный бэкграунд, который уже есть у Тобольска, к развитию города и повышению общего качества жизни мы решили подходить именно через культурные мероприятия, — рассказывает Елена Бельская. — Тем более что это идеально соответствует философии программы „Формулы хороших дел“: мы исходим из того, что именно культура является двигателем для повышения уровня жизни. Поэтому здесь нашей основной задачей было расширять возможности культурного досуга, знакомить жителей с новыми, непривычными для них форматами, формируя таким образом кардинально новый жизненный запрос».

Именно поэтому значение «Театр Наций FEST» — не только в показе спектаклей, но и в активном взаимодействии приезжающих сюда артистов и режиссеров с представителями местного творческого сообщества.

Пространство свободы

Яркий пример того, как важно такое взаимодействие, — история Свободного молодежного театра, одного из двух профессиональных театров в Тобольске. Он вырос в начале 2000-х из небольшой, почти студенческой труппы, которая мечтала о творческой независимости. С появлением «Театра Наций FEST» артисты начали активно участвовать в лабораториях и мастер-классах фестиваля. Яркие и непохожие на постановки репертуарных театров спектакли постепенно получили признание и любовь местной публики. А в 2017 году театр был отмечен экспертным жюри престижной премии «Золотая маска», превратившись в одну из ключевых точек культурного притяжения в Тобольске.

Сцена из концерта «Этнографика». Фото: Свободный молодежный театр
Сцена из концерта «Этнографика».
Фото: Свободный молодежный театр

Этот пример еще раз доказывает, какую роль фестивали и региональные гастроли играют в общем театральном процессе. «Они дают важный и ценный опыт общения, новые знакомства. Очень многие вопросы решаются в неформальной обстановке — за чашкой чая, — рассуждает режиссер Данил Чащин, который приехал в этом году в Тобольск. — И поверьте моему опыту, не только региональные театры учатся у столичных. Зачастую важные творческие открытия происходят в театрах совсем небольших городов, и их спектакли едут потом на фестивали, награждаются призами и премиями».

Сцена из спектакля «Последнее лето» Данила Чащина.  Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»
Сцена из спектакля «Последнее лето» Данила Чащина.
Фото: «ПАО СИБУР Холдинг»

Работа с профессиональными столичными артистами существенно повышает квалификацию региональных трупп, подтверждает руководитель Свободного молодежного театра Ольга Солодова. «Когда приезжал Дмитрий Брусникин, они привезли лабораторию „Вербатим“ и объединили два театра: и драматический, и молодежный. Мы тоже осваивали технику „вербатим“. То есть был момент, когда мы погрузились в это все, чтобы понимать этическую сторону документального театра, понимать, как все-таки формируется персонаж, нужно ли играть точь-в-точь. Конечно, в дальнейшем все, о чем с нами говорил Дмитрий Владимирович, что делал его второй режиссер Сергей Щедрин, использовалось в нашей постановочной практике», — рассказывает она.

Интерактивные проекты, подразумевающие активное взаимодействие и с публикой, и с городским пространством, — одна из отличительных особенностей Свободного молодежного театра. В его репертуаре сегодня — гастрономические спектакли, «вербатимы», «бродилки» и постановки, главные роли в которых играют горожане. Ярким примером стал спектакль «Карась — он тоже тоболяк», созданный в сотрудничестве с местными предпринимателями, развивающими локальную кухню, и основанный на подлинных историях, рассказанных авторам тобольскими рыбаками. Особенной любовью и популярностью он пользуется у туристов, которых в городе становится все больше.

Сцена из спектакля «Карась — он тоже тоболяк». Фото: Свободный молодежный театр
Сцена из спектакля «Карась — он тоже тоболяк».
Фото: Свободный молодежный театр

«Для двух проектов, Театра Наций и „Сибирского сезона“, билеты распродаются за три-пять дней. Быстро разлетаются билеты и на местные малые проекты, которые создают тобольские художники и театралы. Самое важное — что часто в результате этих проектов и этого сотрудничества местных и маститых федеральных артистов в городе возникают новые проекты, пространства, где творят, создают культурный продукт», — уверена Елена Бельская.

Такие независимые проекты иногда способны существенно изменить окружающую среду — не только в духовном, но и во вполне материальном понимании. «Появляется культурное пространство, появляется среда. На близлежащей территории начинает формироваться малый бизнес, увеличивается поток туристов, поток жителей», — продолжает Елена Бельская.

Влияют столичные гастроли и на туристическую привлекательность города: приезжающие в Сибирь артисты, многие из которых активно пользуются соцсетями, становятся своего рода амбассадорами Тобольска, рассказывая о нем подписчикам. Неудивительно, что за последние несколько лет туристический поток сюда вырос более чем вдвое — с 150 тыс. в 2019 году до 330 тыс. человек в 2023-м. Доходы от туризма увеличивают устойчивость города.

В результате комплексной работы Тобольск не только возвращает себе статус важной точки на культурной карте страны — в целом качество жизни в городе повысилось. В рейтинге Минстроя России «Индекс качества городской среды» Тобольск в последние годы стабильно входит в первую десятку в категории «Средние города» (до 2020 года он находился на 65-м месте).

Активное развитие инфраструктуры продолжается по мере роста турпотока и появления новых мест притяжения. Город не только активно привлекает крупные проекты, но и ищет свои, уникальные точки соприкосновения с ними, создавая совершенно новый продукт. Например, уже трижды здесь прошел кинофестиваль «Алафейская гора». За это время произошло фактически слияние московской и тобольской команд. В будущем планируется открытие в городе собственной киношколы.

Культурный круговорот

Гастроли важны не только для местных жителей, но и для артистов столичного театра. Это дополнительная возможность познакомиться с новой аудиторией и новыми регионами. «Второй день я под совершенно грандиозным впечатлением от города и от фестиваля, — рассказал своим подписчиком заслуженный артист России Игорь Миркурбанов, который в этом году принимал участие в фестивале. — Я действительно ошеломлен, восхищен, потрясен. Это место силы — и сам город, и фестиваль».

Софья Эрнст и Игорь Миркубанов исполняют главные роли в спектакле Аллы Сигаловой «Каренина. Процесс». Фото: Государственный театр Наций
Софья Эрнст и Игорь Миркубанов исполняют главные роли в спектакле Аллы Сигаловой «Каренина. Процесс».
Фото: Государственный театр Наций

Важна такая насмотренность и для режиссеров: накопленные наблюдения могут быть использованы ими при реализации новых творческих ходов. Не зря в театральной среде считается, что настоящее творческое сообщество без гастролей существовать не может. Тем более когда речь идет о столь благодарной аудитории, как в Тобольске.

Так в поездках «Театра Наций FEST» по регионам формируется новый формат взаимодействия. Старинные небольшие города вроде Тобольска получают доступ к мероприятиям высокого уровня и возможность формировать собственную культурную среду и развиваться самим, а опытные столичные труппы — уникальный опыт общения с разными зрителями и артистами из других городов. Это симбиоз, без которого невозможны ни настоящий рост, ни настоящее творчество, ни настоящая культура.

Партнерский материал.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+