18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс

Проект Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет». Суздаль. Фото: Рома Нашивочников
Проект Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет». Суздаль.
Фото: Рома Нашивочников

Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки

Суздаль: 1000-летие под знаком феникса и труд как археология

Одним из главных событий празднования 1000-летия Суздаля стала выставка в Крестовой и Архиерейской палатах местного кремля, организованная Владимиро-Суздальским музеем-заповедником совместно с Музеями Московского Кремля. Название проекта «Русский феникс. Суздальская земля» отражает многовековую историю города, знавшего времена расцвета и упадка. После каждого разорения Суздаль возрождался, словно птица феникс. Вот и сейчас город преображается, сохраняя свое камерное обаяние и создавая новые точки притяжения.

Как раз к 1000-летию отреставрировали Суздальский кремль, где проходит выставка «Русский феникс. Суздальская земля». На ней 220 экспонатов, из которых треть — из Музеев Московского Кремля. Предметы рассказывают как о золотом веке Суздаля, который пришелся на период до монголо-татарского нашествия (представлен южными вратами суздальского собора Рождества Богородицы 1230-х годов, шлемом Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, и иконой «Спас Златые Власы» XII века, почти никогда не покидающей московский Успенский собор), так и о сложных временах (трагическую историю Батыева нашествия, например, иллюстрирует обожженная рельефная икона «Святой Савва Освященный»). Выставка работает до 1 октября.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

А 8 июля в Суздальском кремле состоится гала-концерт солистов и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Его декорациями станут древние белокаменные стены, которые расцветят сцены из светового шоу «Свет Суздаля».

Вокруг 1000-летия города немало проектов проводит и МИРА центр, открывший свое пространство близ кремля два года назад. В основном здании центра до 31 августа идет выставка «Суздаль. Портрет» Ирины Затуловской — о том, как художник ощущает историю и сегодняшнюю жизнь города. Ирина Затуловская составляет свой рассказ из личных эмоций и впечатлений других людей.

В еще одном пространстве центра, галерее «Ларец» на берегу реки Каменки, до 18 августа проходит выставка о покорении времени в раннем СССР. Книги, журналы, фотографии, графика 1920-х годов повествуют о том, как философы, социологи, художники, режиссеры пытались управлять временем и что из этого получилось. В центре внимания — лига «Время», появившаяся в 1923 году, позже переименованная в НОТ («Научная организация труда»). Общество занималось рационализацией времени в быту и на производстве и связано с идеями уроженца Суздаля Алексея Гастева, теоретика научной организации труда и руководителя Центрального института труда (ЦИТ). В постоянной экспозиции «Ларца» можно увидеть некоторые материалы, что войдут в музей Гастева, который МИРА центр планирует открыть в 2025 году на суздальской улице его имени. Он обещает стать площадкой экспериментов; также там будут архивные документы, связанные с идеологом НОТ, произведения искусства авангарда и модернизма, инструменты и тренажеры ЦИТ.

Проект Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет». Суздаль. Фото: Рома Нашивочников
Проект Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет». Суздаль.
Фото: Рома Нашивочников

Теме труда и фигуре Гастева посвящен еще один проект, расположившийся в Посадском доме и организованный Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Авторы выставки «Археология ручного труда», художники Катя Бочавар и Сергей Катран, осмысливают значение рукотворчества в цифровую эпоху — на стенах зрителей встречают молотки, пилы, лопаты и топоры, грубо и в то же время нежно слепленные из глины. На них легко разглядеть отпечатки пальцев: керамические инструменты словно хранят энергетику ручного труда. Выставка открыта до 28 июля.

Есть еще одна новая культурная точка в окрестностях Суздаля с историческим духом — ГЭС на Нерли. Экспериментальная площадка в 30 км от города расположена в здании бывшей гидроэлектростанции 1953 года постройки. В июле 2023-го после реставрации состоялось предоткрытие — здесь показывали несколько перформансов фестиваля «Сенокос» и балет «Лебединое озеро». А в мае этого года летняя площадка продолжила свою работу. Она открыта только на время мероприятий. В частности, 13 июля там запланирован музыкальный перформанс ансамбля N’Caged, вдохновленный выставкой «Названо Вазари. Маньеризм», которая проходила в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина.

1000-летие в Суздале будут ярко отмечать в августе — с 15 по 25 — на четвертом по счету фестивале «Сенокос». Арт-резиденции, творческие лаборатории, читки, дебаты, показы эскизов, лекции пройдут по большей части под открытым небом, а зрители станут участниками праздничного действа.

«Новый Иерусалим»: мастер Репин

Большая выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» приурочена к 180-летию со дня рождения живописца. В экспозиции собрано более 100 работ самого мастера и его учеников, при этом почти нет хрестоматийных, зато есть незаезженные, малоизвестные. Проект начинается с зала, который передает атмосферу класса Репина в Императорской академии художеств, тем самым задавая тон всему сюжету. Он построен не столько на творчестве художника, сколько на теме его отношений с друзьями и учениками, его круга и влияния на искусство рубежа ХIХ–ХХ веков.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

А круг этот очень велик и показывает масштаб личности мастера. У Репина, например, учились женщины-художницы, в то время как многие другие профессора не допускали дам в свой класс. Из мастерской Репина вышло немало известных авторов, не похожих друг на друга, и в том заслуга учителя, который старался к каждому найти подход и раскрыть его индивидуальный стиль. Среди учеников Ильи Ефимовича — Осип Браз, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Анна Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов. Репин не правил студенческие работы — просто вставал у холста и писал, иногда давал советы, он был за равенство. Каждая глава сопровождается большими фотографиями-постерами Репина и его учеников.

В экспозицию вошла и последняя картина художника «Гопак» (из коллекции Дмитрия Разумова, основателя и владельца суздальского МИРА центра), написанная на линолеуме, когда художнику было уже за 80. Репин тогда жил в усадьбе «Пенаты», которая после 1918 года оказалась на финской территории. Общение с друзьями было больше заочным, художника одолевала хандра, одна рука давно не действовала, зрение подводило, денег было в обрез. В этой ситуации он пишет одну из самых ярких своих картин, где запорожский казак, улыбаясь, кружится в неистовом танце. Вокруг — огненные всполохи красочных костюмов, движение так и льется через край.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Арман Тадевосян/Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Арман Тадевосян/Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Рассказывают, что в последние дни Репин был так слаб, что буквально ползком добирался до картины, чтобы сделать на ней последние штрихи. После его смерти работа перешла старшей дочери Вере Репиной, но она официально так и не вступила в права собственности, поскольку не могла заплатить налог на наследство. После ее смерти другие потомки Репина тоже не смогли забрать полотно. Долгое время картина находилась в депозитарии Скандинавского объединенного банка, пока в 1954 году ее не выкупил финский коллекционер. Спустя годы, в 2004-м, его наследники выставили «Гопак» на торги — так он попал в российское собрание. Прежде картину показывали только камерно, впервые «Гопак» стал частью большого проекта об Илье Репине и его круге. Увидеть последнюю работу мастера можно до 28 июля.

Серпухов, где встретились братья Маковские и авангард с Биеннале визуальных искусств

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» для Серпуховского историко-художественного музея особенно важна, ведь ею открылась новая площадка музейного комплекса, расположенного в городской усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых. В недавно отреставрированном на ее территории Каретном сарае рубежа XIX–XX веков собрали почти 90 работ братьев Маковских — Константина и Владимира — из 12 музеев России.

Погружаясь в эту семейную историю, стоит учесть, что в семье бухгалтера, художника-любителя и коллекционера гравюр Егора Маковского было пятеро детей, четверо из которых стали художниками, лишь дочь Мария выбрала карьеру актрисы. Константин и Владимир — наиболее известные из творческой династии. Оба связаны с Товариществом передвижных выставок. Константин был одним из членов-учредителей товарищества, участником «бунта четырнадцати», с которого началось это движение, но потом отошел от передвижников. Владимир присоединился к передвижникам на пике и оставался членом товарищества до конца своих дней.

Оба имели вес в обществе. У Константина заказывали портреты члены императорской семьи и петербургские дворяне. Александр II называл его «мой живописец» и питал к нему дружеские чувства. Художник был профессором Императорской академии художеств. Его младший брат Владимир стал ректором академии, а еще преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Константин — салонный живописец, мастер портрета, жанровых и исторических картин (его работы показываются на выставке на коричневом фоне). Владимир — бытописец, часто поднимавший социальные темы (его живопись — на сером).

Первый больше любил жизнь. Он умело работал с клиентами, иногда намеренно придерживая картину, чтобы заказчик не понял, что портрет дался художнику легко и быстро. Для Владимира искусство было второй религией, он писал картины, которые пробуждают мысль, многие из них — печальные новеллы о выходцах из сел и деревень.

Оба брата оставили воспоминания, которые можно послушать на выставке, а некоторые картины сопровождают запахи. Например, рядом с полотном Константина Маковского «В каирской кофейне» витает терпкий аромат духов и зерен арабики, а около его же картины «Под венец» чувствуется запах ладана. Выставку можно увидеть до 11 августа.

А в основном музейном здании — особняке промышленницы Анны Мараевой, построенном по проекту Романа Клейна, автора Пушкинского музея, — в рамках первой Биеннале визуальных искусств открылся «Авангард: мастерская будущего». В этой выставке под кураторством Алины Сапрыкиной и Марины Федоровской произведения авангардистов — Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Алексея Левина, Ильи Машкова, Роберта Фалька — соединяются с работами нонконформистов и современных художников, вступая в неожиданный диалог. Задает тон авангардный натюрморт «Бегонии» Ильи Машкова, зарифмованный с ироничной серией Андрея Люблинского, где он играет с супрематической работой Казимира Малевича, и с конструктивистским арт-объектом Наталии Арендт. На подобных поэтических сопоставлениях построены восемь залов, а последний, девятый, пока пуст: здесь участники проекта будут проводить мастер-классы и рассказывать о героях авангарда и современности. Кроме того, в рамках биеннале в Серпухове появится ряд арт-объектов современных художников, созданных тоже в диалоге с русским авангардом. Два уже есть: художник Владислав Дакес создал баннер как оммаж Кандинскому, который закрывает ремонтируемое здание на улице Ворошилова, а во дворе музея построил «Арт-скважину» (такая же, только в разы больше, была установлена в 1928 году над артезианским источником города). Выставка, как и биеннале, работает до 29 сентября.

Биеннале визуальных искусств в Серпухове. Выставка «Авангард: мастерская будущего».  Фото:  Серпуховский историко-художественный музей
Биеннале визуальных искусств в Серпухове. Выставка «Авангард: мастерская будущего».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Звенигород — преображенный пейзажем

В звенигородский Манеж приехала выставка Русского музея, которая впервые была предъявлена публике в 2021 году в Корпусе Бенуа. Однако в Звенигороде «Преображенную природу» дополнили картинами из собрания местного музея-заповедника и иначе построили архитектуру проекта. Теперь главы выставки — «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды» — закручены в два лабиринта-водоворота. А в «ночном» зале с лунными пейзажами установлен экран, где видео реальной природы перемежаются с картинами из экспозиции.

Выставка повествует об истории русского пейзажа, которая, в отличие от Запада, началась в ХIХ веке. Ни один образ природы не является чистой документалистикой. В каждом пейзаже «зашиты» свои смыслы, подтекст, фантастика. Иван Айвазовский, например, всегда писал по памяти, поэтому порой детали на его картинах противоречат законам физики. А многие работы Куинджи — на грани с абстракцией. В экспозиции, помимо его известных «Пятен лунного света в лесу» и «Эффекта заката», можно найти не столь растиражированные сюжет прибоя и изображения волн.

Впечатления от каждого состояния окружающего мира раскрывают работы классиков: Ивана Айвазовского, Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Алексея Саврасова. Помимо них, есть и малоизвестные авторы, их ученики и последователи, в том числе современные художники. Куратор выставки, научный сотрудник Русского музея, хранитель фонда живописи второй половины XIX — начала XX века Сергей Кривонденченков, сделал во время экскурсии акцент на Федоре Васильеве, ученике Крамского и Шишкина. Он прожил лишь 23 года (умер от туберкулеза в 1873 году), но успел написать больше сотни работ. «Если бы Федор Васильев прожил большую жизнь, возможно, стал бы одним из главных художников ХIХ века, не менее известным, чем, допустим, Илья Репин», — уверен Сергей Кривонденченков.

Выставка «Преображенная природа. Пейзаж XIX-XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Преображенная природа. Пейзаж XIX-XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Образность восприятия солнечного и лунного света, грозы и молнии, радуги и бегущих по небу облака, закатов и рассветов подчеркивают стихотворения русских поэтов на стенах, описавших те же явления вербально: Ивана Бунина, Ивана Тургенева, Федора Тютчева, Афанасия Фета. Впечатление усиливается аудиоэффектами: щебетом птиц, шумом ветра, плеском волн. Самое прекрасное в этой выставке — то, что буквально в шаговой доступности от нее открываются вполне реальные и не менее живописные пейзажи, ведь город, несмотря ни на что, сохраняет камерность и красивые виды. После выставки прогулка по берегу Москвы-реки заиграет другими красками.

Таруса: лето у Штейнберга

Тарусу не зря называют «русским Барбизоном»: сложно найти город близ Москвы, столь же притягательный для художников и писателей. Таруса, первое упоминание о которой датируется 1246 годом, в XIX–XX веках сохранила свой исторический облик и память об известных людях, которые ее любили. Здесь похоронен Виктор Борисов-Мусатов (надгробие из зернистого гранита Александра Матвеева на его могиле — шедевр). Здесь жила семья Цветаевых — на берегу стоит камень, который свидетельствует, что Марина Цветаева хотела бы тут упокоиться. Ее дочь, переводчица, художница и искусствовед Ариадна, после освобождения из ссылки жила здесь до последних дней, готовя к изданию рукописи матери. Здесь писал Константин Паустовский. Благодаря ему в Тарусе появились водопровод и высоковольтная подстанция, обеспечившая электричеством город и окрестные колхозы. Анатолий Зверев приезжал сюда на пленэры. Здесь жил и упокоился авангардист Эдуард Штейнберг. Художник скончался в Париже в 2012 году, но, согласно его желанию, захоронили его в Тарусе.

Арт-резиденция Пушкинского музея в Тарусе. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
Арт-резиденция Пушкинского музея в Тарусе.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

С 2017 года Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открыл доступ в дом-мастерскую Штейнберга, которая за год до того по воле вдовы мастера Галины Маневич стала его филиалом. Деревянный сруб на улице Паустовского, 15 сохранил обстановку личного пространства одного из важнейших мастеров нонконформистского искусства. Рабочее место за деревянным столом окружено стеллажами с деревянными скульптурами, книгами, кистями с резными рукоятками. На видном месте, прямо перед столом, висит фотография Казимира Малевича, с которым художник вел неустанный диалог. И это не фигура речи: Штейнберг писал письма автору «Черного квадрата».

Вот одно из самых известных, с цитаты которого начинается знаковый фильм Ольги Свибловой «Черный квадрат» (1988): «Дорогой Казимир Северинович! В муках рожденное ваше дитя, обреченное на одиночество, „Черный квадрат“ 1915 года — еще один икс в системе русских вопросов. „Бог умер“ — скажет Европа, „Время богооставленности“ — говорит Россия. Мне думается, что „Черный квадрат“ — это предельная богооставленность, высказанная средствами искусства. Россия — нация, отлученная от красоты, — постепенно немела, обрывая связь с предвечным словом, подменяя лик личинами, истину — философией, богочеловека — человекобогом. Благодарите судьбу, что Вы оказались в начале новой истории, а не в конце ее, когда „Черный квадрат“ стал воплощенной реальностью».

Открытие сезона в Тарусе. Выставка Сергея Бояринцева «К себе от себя». Фото: Антон Баклыков
Открытие сезона в Тарусе. Выставка Сергея Бояринцева «К себе от себя».
Фото: Антон Баклыков

Сейчас здесь идет выставка Сергея Бояринцева «К себе от себя» (до 6 октября), основанная на работах художника, созданных им во время пребывания в арт-резиденции.

В рамках ежегодной программы «Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга» проходят лекции, инструментальные концерты, мастер-классы, дискуссии.

Переделкино: археология снов Павича

Переделкино — не менее намоленное в культурном смысле место, чем Таруса. На территории писательского поселка некогда жили и работали Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Корней Чуковский. В 1990-е Дом творчества «Переделкино» пришел в запустение, но несколько лет назад его восстановили и создали программу творческих резиденций. Есть и «Переделкино», и выставочная площадка. Сейчас там работает выставка «Археология сна», ставшая особенным посвящением книге Милорада Павича «Хазарский словарь».

Выставка «Археология сна. Опыт прочтения книги "Хазарский словарь" Милорада Павича». Фото: Дом творчества Переделкино
Выставка «Археология сна. Опыт прочтения книги "Хазарский словарь" Милорада Павича».
Фото: Дом творчества Переделкино

В романе нет сюжета в классическом его понимании, и это задало тон выставке, которая становится необычным опытом чтения нестандартного формата литературы. Куратор проекта Ирина Ерисанова, которая в свое время озвучивала «Хазарский словарь» для аудиокниги, попыталась извлечь из текста Павича как можно больше овеществленных экспонатов его Хазарии. Предметы, будто найденные и представленные как в археологическом музее, становятся проводниками в мир бессознательного. Они словно фантомы — говорят со зрителями на своем языке, создавая новые смыслы в сознании смотрящего. Каждый день выставка пополняется новыми объектами: осколками быта, искусства, деталями карт, письменами. Постепенно вокруг «хазарского вопроса» собирается своеобразная музейная коллекция — археология, основанная на вымышленном тексте.

Выставка продлится как минимум до конца года, или, как поясняет куратор, «столько, сколько займет вход в 47 дверей „Хазарского словаря“».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+