Когда вы начинали «Арт-овраг» в Выксе, каким вы видели его место среди прочих культурных мероприятий?
Фестиваль с самого начала планировался как социальный проект фонда «ОМК-участие», мы хотели предложить подросткам и молодежи осмысленный досуг через искусство, спорт, встречи с художниками, самореализацию в чем-то созидательном. Для компании, которая работает в моногороде, где металлургическое предприятие определяет жизнь практически каждого горожанина, очень важна социальная и культурная повестка. Сначала фестиваль, который тогда назывался «Арт-овраг», проводился в историческом парке конца XVIII века, в котором одна часть ландшафтная — английский парк, а вторая — французский. Там действительно есть живописные овраги. Программы первых фестивалей строились исключительно на интересах подростков и молодежи, поэтому в программе появились хип-хоп и рэп-батлы, экстремальные виды спорта, граффити и паблик-арт. С годами программа наполнялась новыми направлениями и углублялись задачи проекта.
Какие мероприятия за 14 лет нашли поддержку и понимание, стали популярными, а какие вы оцениваете как «ну не зашло»?
За эти годы стал, например, меньше интерес к рэп-батлам, но зато появилась круглогодично работающая программа для скейтеров «Выксадром». Это часть большой работы продюсерского центра, который теперь продолжает программы фестиваля в течение года. В 2017 году появилась арт-резиденция. Художники привнесли идею через искусство говорить с молодежью, предлагать им род занятий, отличный от деструктивных. Когда городское предприятие успешно развивается, выплачивает хорошие зарплаты — у людей возникают культурные запросы. За 14 лет работы фестиваля нам удалось выстроить в городе целую многослойную культурную среду.
12 июля, набережная Верхневыксунского пруда
Спектакль «Это тебе», режиссер Никита Славич, гастроли в Выксе московского Дома культуры «ГЭС-2».
12–14 июля, Выксунский завод ОМК
Поэтические чтения и поэтический слем под руководством Катерины Троепольской и Андрея Родионова с участием хип-хоп-исполнителей Хаски и Слава КПСС.
12–14 июля, ДК им. И. И. Лепсе
13 июля «Призраки опер». Сон о пропавшем театре. Персимфанс, вокальный ансамбль Intrada, солисты лучших музыкальных театров России и Большой выксунский хор исполнят фрагменты опер «Дон Жуан», «Иван Сусанин», «Роберт-дьявол», «Волшебный стрелок», «Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста», когда-то уже звучавших в усадебном театре Выксы. Постановка Петра Айду и Елизаветы Мороз.
14 июля, Парк культуры и отдыха
Вечер невероятных историй в формате стендап-шоу Юрия Квятковского и Михаила Дегтярева «Все, что было в Выксе, — остается в Выксе».
Каждые три года у вас меняется команда кураторов — это принцип организации фестиваля?
Да, есть такой принцип. Мы поняли для себя, что нам важно соединять задачи искусства и задачи компании. Для нас интересно экспериментировать и развиваться. В этом году, например, вместо главного куратора фестиваля у нас появился главный редактор — журналист Юрий Сапрыкин. Чтобы видение художников, разных направлений программы и наше соединялись — нужен профессиональный человек из области искусства. Юрий Сапрыкин в этом плане идеальный кандидат на эту роль, он объединил по смыслу многие наши идеи. Это очень важно. Осмысление определяет успех любого мероприятия.
Что первично — бюджет или культурная программа?
Важно и то и другое. Это движение навстречу друг другу. Для нас очень важно, чтобы проекты были уникальными, оригинальными, привязанными к месту, к богатой истории Выксы. Компания к решению любых задач подходит комплексно. Сейчас ОМК разрабатывает стратегию развития Выксы. Совместно с городом завод строит 5 тыс. квартир для специалистов и их семей. Люди приезжают к нам. Бюджет фестиваля — часть стратегии, его невозможно рассматривать отдельно.
Есть у вас какая-то государственная поддержка, гранты, программы стимуляции культурных инициатив?
Мы видим свою задачу в том, чтобы все наши городские партнеры: администрация города, социальные службы или НКО, которые в городе появились как следствие фестиваля и в сотрудничестве с нашим фондом, — научились обращаться за грантами и получать поддержку со стороны государства. Много лет работает социальный центр реабилитации особенных детей, который был создан в Выксе с нашей поддержкой. И на протяжении многих лет они получают государственные гранты и помощь от благотворительных фондов. Город участвовал в программах Минстроя России по созданию комфортной городской среды, дважды получал федеральные гранты плюс региональные гранты. Выкса сейчас в авангарде малых городов России.
Как вы оцениваете успех или неуспех мероприятия в рамках фестиваля — и всего фестиваля?
Мы много лет сотрудничаем с консультационным бюро, которое занимается социальными исследованиями. Они хорошо знают ландшафт города, подводят итоги предыдущих фестивалей, анализируют изменения, происходящие в городе. У нас позитивная демография в городе, нет оттока населения. Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха!
Суровые металлурги льют металл — и тут приезжают эфемериды какие-то, танцуют, поют и рисуют муралы. Как относятся к фестивалю выксунцы?
Всякое бывало. Поначалу говорили: «Я тут лучше похожу, встану, посмотрю со стороны». Было и неприятие, и вандализм. Так происходит с новым всегда, история знает много подобных ситуаций. Вот мы сейчас с вами сидим и разговариваем недалеко от «ГЭС-2», «Большая глина» на набережной тоже вызвала много споров. А прошло уже больше двух лет, и сейчас это важная часть городского пейзажа.
Сейчас фестиваль воспринимают с большим пониманием. Вызвали интерес такие уникальные события, как перформанс «Страсти по Мартену», где звучала специально написанная музыка, а само действо происходило в мартеновском цехе в последние дни его работы. Вместо неприятия и протеста появилось желание разобраться: «Наверное, в этом что-то есть! Ведь другие что-то видят».
Или еще история с муралом «русского Бэнкси» — Паши-183. Спор возник по поводу искусства! В результате ремонта здания поверх мурала был нанесен утеплитель. И между жителями дома и горожанами возник спор: принадлежит ли это произведение только жильцам дома или теперь это достояние всего города? В итоге все восстановили. Деньги на восстановление собрали местные жители.
К нам теперь приходят горожане с инициативами. Два года назад хор ветеранов участвовал в одном из проектов, а на следующий год они уже сами обратились с вопросом: «В прошлом году вы нас брали для совместного выступления с „Упсала-Цирком“, а в этом году почему нас не зовете? Мы хотим участвовать». Благодаря участию в таких проектах у людей появилось ощущение внутренней свободы и уверенности в себе. Мне кажется, это очень хорошо.
Расскажите про замечательный мурал Эрика Булатова. Он же не паблик-артист.
Предложил идею куратор Федор Павлов-Андреевич. Эрика Булатова всегда интересовало пространство, человек в пространстве картины, человек вне пространства картины, как они взаимодействуют. И тут появляется возможность сделать картину на огромной заводской стене. Прежде чем согласиться, он долго думал и предложил соединить в едином пространстве две работы абсолютно разного времени, разделенные десятилетиями. Мы придерживаемся системного подхода, и нам важно, чтобы люди понимали и принимали то искусство, которое появляется на заводе. В случае с Эриком Булатовым это было легко сделать, так как мы все помним сказки Шарля Перро, братьев Гримм, которые он иллюстрировал. И люди с пониманием и симпатией отнеслись к нашему проекту.
Вы по образованию экономист и переводчик, откуда культурный менеджмент?
В моей семье достаточно металлургов, сыновья пошли по нашим стопам. Мне кажется, для женщины органично уходить в гуманитарную сферу. Жизнь многогранна, все ее стороны должны уравновешивать друг друга. Когда уже есть бизнес, успешно работающие предприятия, компании — всегда можно найти то, что будет полезным людям, — благотворительный фонд и проекты в сфере искусства.
Вы коллекционируете искусство? Какое?
Есть личная коллекция. Когда начинали собирать, было больше классической русской живописи. Потом появился интерес к нонконформистам и современным художникам. Мы планируем сделать в Выксе выставочное пространство, чтобы показывать коллекцию и рассказывать о разном искусстве.
У нас есть краеведческо-исторический музей, усадьба Баташевых — Шепелевых. Идет строительство «Шухов-парка». Территория облагорожена, построены гостиница и кафе, утверждены архитектурные чертежи и планы здания музея. Под открытым небом будет огромная инсталляция из старого оборудования, которое мы собрали с заводов и в Выксе, и в Чусовом. Шуховскую башню с территории завода тоже перенесем в парк. Хотим показать развитие человечества, всей цивилизации через «призму» металла. Не знаю в мире подобного музея. Мы издавали энциклопедию о металле и о том, как все развитие человечества связано с металлом. Теперь сделаем живую музейную экспозицию на эту тему. Проект музея уже завоевал не одну архитектурную премию. Там же будет «Кванториум», где дети смогут заниматься математикой, физикой, химией, развивать свои интересы, инжиниринговые навыки. Совместно с МИСиС добавили металлургическое направление — для нашего города это особенно важно.
Был случай, который вам особенно запомнился во время проведения «Выкса-фестивалей»?
Была чудесная история, когда в арт-резиденцию — в дни открытых дверей по пятницам, когда люди могут свободно приходить, общаться с художниками, слушать мастер-классы, — приходила незаметная, очень скромная девочка, у которой явно были проблемы в школе. Может быть, буллинг или что-то такое. И вот она приходила и тихонько сидела на этих встречах. А как-то раз сказала: «По пятницам я люблю людей». Значит, мы движемся в правильном направлении.
На страничке Выксунского завода продавались «трубы группы „Д“ третьей категории ржавчины с непроварами». Можно из такого делать паблик-арт-объекты в городе Выксе, если их, конечно, еще не продали?
Конечно. Не только в Выксе. Любой материал в руках художника становится предметом искусства. Игорь Шелковский с металлом работает, Гормли с металлом работает, Ричард Сера. Владимир Абих приезжал к нам в арт-резиденцию и тоже работал с металлом, и сейчас на стене металлургического завода он создает очередную свою работу. А еще безумно интересно посмотреть, как все эти трубы и колеса производятся в цехах. Инженерный, конструкторский гений людей поразителен. И это тоже искусство на самом деле.