18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан Эльон. Путь от абстракции к реальности

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Выставка в Париже возвращает имя мастера, который не боялся резко менять траектории: в 1930-х привез абстракционизм в Америку, а в 1950-е вернулся во Францию и стал там реалистом

Художник, интеллектуал и теоретик искусства Жан Эльон (1904–1987) при жизни был известен и популярен, но потом его имя ушло в тень. Он был одним из пионеров абстракции, которую привез в Америку в 1930-х, а после войны, как будто назло всем, вернулся и во Францию, и к реальности — или даже к сюрреальности.

Выставка «Проза мира» в Музее современного искусства города Парижа объединяет более 150 редко экспонируемых произведений Эльона: 103 картины, 50 рисунков, а также блокноты и массу документального материала, собранного из крупнейших французских и мировых музеев и многих частных коллекций.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

Художник родился во французской провинции. Вначале увлекался поэзией, потом химией, потом архитектурой — во всем была видна его любовь к четкой форме, структуре, самой сути вещей. С 16 лет жил в Париже, и знакомство с живописью стало для него откровением. Именно здесь Эльон впервые увидел Никола Пуссена, а затем Поля Сезанна (в репродукциях). С кубизмом его познакомил уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия. К концу 1920-х Эльон был уже близко знаком с Александром Колдером, Питом Мондрианом и Максом Эрнстом и стал заметной фигурой среди абстракционистов. В его ранних работах, однако, легко узнаются влияния: сетки Мондриана, или объемные формы Фернана Леже, или жирные контуры Торреса-Гарсии. В 1929 году Эльон начал свои «Записные книжки» — серию размышлений о живописи, которую вел до 1984 года.

В 1934-м художник переехал в Соединенные Штаты, где подружился с Марселем Дюшаном и, когда весь мир стремился к абстракции, наоборот, стал возвращаться к фигуративности. В самом начале Второй мировой войны Эльон счел необходимым вернуться на родину и присоединиться к силам «Свободной Франции». Был взят в плен, бежал в Америку.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

После войны художник вернулся во Францию с уже готовой программой фигуративных серий: он предполагал писать обнаженных, натюрморт, пейзаж и уличные сцены. Именно они и составляют основное содержание выставки. Эта «проза жизни» на самом деле не так проста: в полотнах можно обнаружить то странную точку зрения, как в «Перевернутой обнаженной» (1946), то нарочитые ракурсы, как в «Лестнице» (1944), обрезающей мужские фигуры, то кочующие из картины в картину таинственные предметы — зонтики и мужские шляпы. Самой яркой стала его серия с манекенами. Эльон изображает витрины магазинов, в которых манекены живут своей жизнью, и кусочек улицы — не вполне понятно, где мир реальный, а где «зазеркалье».

В конце жизни, по мере ухудшения зрения, Жан Эльон стал писать картины, больше похожие на набор мотивов, которые преследовали его. Последние главы «Записных книжек» ослепший художник вынужден был диктовать.

Хотя при жизни Эльон вроде бы не был обделен выставками, а в 2004 году в Центре Помпиду прошла большая ретроспектива, его творчество до сих пор остается малоизвестным. В Музее современного искусства города Парижа уверены, что фигура художника по-прежнему актуальна.

Музей современного искусства города Парижа
«Жан Эльон. "Проза мира"»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+