18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан Эльон. Путь от абстракции к реальности

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Выставка в Париже возвращает имя мастера, который не боялся резко менять траектории: в 1930-х привез абстракционизм в Америку, а в 1950-е вернулся во Францию и стал там реалистом

Художник, интеллектуал и теоретик искусства Жан Эльон (1904–1987) при жизни был известен и популярен, но потом его имя ушло в тень. Он был одним из пионеров абстракции, которую привез в Америку в 1930-х, а после войны, как будто назло всем, вернулся и во Францию, и к реальности — или даже к сюрреальности.

Выставка «Проза мира» в Музее современного искусства города Парижа объединяет более 150 редко экспонируемых произведений Эльона: 103 картины, 50 рисунков, а также блокноты и массу документального материала, собранного из крупнейших французских и мировых музеев и многих частных коллекций.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

Художник родился во французской провинции. Вначале увлекался поэзией, потом химией, потом архитектурой — во всем была видна его любовь к четкой форме, структуре, самой сути вещей. С 16 лет жил в Париже, и знакомство с живописью стало для него откровением. Именно здесь Эльон впервые увидел Никола Пуссена, а затем Поля Сезанна (в репродукциях). С кубизмом его познакомил уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия. К концу 1920-х Эльон был уже близко знаком с Александром Колдером, Питом Мондрианом и Максом Эрнстом и стал заметной фигурой среди абстракционистов. В его ранних работах, однако, легко узнаются влияния: сетки Мондриана, или объемные формы Фернана Леже, или жирные контуры Торреса-Гарсии. В 1929 году Эльон начал свои «Записные книжки» — серию размышлений о живописи, которую вел до 1984 года.

В 1934-м художник переехал в Соединенные Штаты, где подружился с Марселем Дюшаном и, когда весь мир стремился к абстракции, наоборот, стал возвращаться к фигуративности. В самом начале Второй мировой войны Эльон счел необходимым вернуться на родину и присоединиться к силам «Свободной Франции». Был взят в плен, бежал в Америку.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

После войны художник вернулся во Францию с уже готовой программой фигуративных серий: он предполагал писать обнаженных, натюрморт, пейзаж и уличные сцены. Именно они и составляют основное содержание выставки. Эта «проза жизни» на самом деле не так проста: в полотнах можно обнаружить то странную точку зрения, как в «Перевернутой обнаженной» (1946), то нарочитые ракурсы, как в «Лестнице» (1944), обрезающей мужские фигуры, то кочующие из картины в картину таинственные предметы — зонтики и мужские шляпы. Самой яркой стала его серия с манекенами. Эльон изображает витрины магазинов, в которых манекены живут своей жизнью, и кусочек улицы — не вполне понятно, где мир реальный, а где «зазеркалье».

В конце жизни, по мере ухудшения зрения, Жан Эльон стал писать картины, больше похожие на набор мотивов, которые преследовали его. Последние главы «Записных книжек» ослепший художник вынужден был диктовать.

Хотя при жизни Эльон вроде бы не был обделен выставками, а в 2004 году в Центре Помпиду прошла большая ретроспектива, его творчество до сих пор остается малоизвестным. В Музее современного искусства города Парижа уверены, что фигура художника по-прежнему актуальна.

Музей современного искусства города Парижа
«Жан Эльон. "Проза мира"»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+