«Мама, если это просто так, то зачем мы это делаем?» — спрашивает пятилетняя девочка, держа цветное полотно посреди огромного поля. «Некоторые вещи можно делать просто так», — отвечает ей мать. Стометровый праздничный рушник, символ креативного сотворчества, на «Архстоянии-2024» раскрашивали в течение трех дней, а теперь расстелили в поле. Изначально, по задумке авторов идеи (фонд поддержки современного искусства «Сфера»), с холстом должны были устроить шествие, но природа внесла свои коррективы: дождь промочил рушник насквозь, и его свесили с Ротонды (арт-объект Александра Бродского) в поле, где он быстро высох на ветру. Участники самоорганизовались, взялись за края полотна и запустили волну, утверждая таким образом единство, приобретенное за дни фестиваля.
Парень в ответ на вопрос, зачем летом топить печь в Ротонде, отвечает: «Просто чтоб красиво было. А вечером можно погреться будет». Искусство, как считает основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля художник Николай Полисский, не имеет смысла и цели, и в этом его красота, магия и глубокий смысл.
Тема 19-го, предъюбилейного фестиваля сводится к лаконичному «мы». Под «нами» организаторы в первую очередь подразумевают комьюнити, сложившееся за много лет вокруг Никола-Ленивца: художники и архитекторы, предприниматели и дачники, участники спортмарафонов, волонтеры и местные жители. В этом году количество подобных сообществ ощутимо увеличилось благодаря программе кэмпов. Более трех десятков коллективов, объединенных интересом к искусству, саморазвитию и любовью к природе, проводили мастер-классы, лекции, телесные практики, игры и прочие активности. Глядя на сетку расписания, складывалось ощущение, что количество мероприятий стремится приблизиться к количеству гостей, которых без малого за все дни набралось 12 тыс. Проект «Мы — коллективные действия», проводившийся впервые, дал возможность каждому участнику предложить свое совместное действие с другими людьми. Среди заявленного — искупаться ночью в реке Угра, прокричаться на склоне у Маяка (арт-объект Николая Полисского), исполнить ритуальный танец у костра.
Ежегодно арт-парк пополняется новыми объектами, и при всем многообразии есть проекты, заслуживающие особого внимания. Важным приобретением этого года стал «Дом из воздуха и линий» Александра Константинова, воссозданный «ГЭС-2» и показанный ранее в самом Доме культуры. Инсталляцию передали в дар парку под минималистичную музыку Стива Райха, Майкла Наймана и Терри Райли в исполнении Московского ансамбля современной музыки.
Центром жизни фестиваля, безусловно, стала «Баня-форум» Николая Полисского. Она раскинулась посреди леса и представляет собой нечто среднее между русской баней и античными термами, в которых, как известно, древние римляне любили обсуждать общественные проблемы. Круглый павильон, сделанный из высокопрочного прозрачного полиэтилена, позволяет зрителям снаружи увидеть все, что происходит внутри бани. Античные руины — то ли ордеры, то ли пеньки — Полисский традиционно сделал из местного материала — липы, хвои и орешника. Две чугунные печи позволяют прогреть баню до 70 градусов.
«Все было: и телебашня, и маяки, а вот бани не было, поэтому это был очень ответственный процесс сделать такую баню, которая прозвучала бы в этом месте и всем понравилась, — рассказывает автор — И я решил, что нужен максимальный пафос, поэтому она такая римская. А проект перед этим назывался „русская античность“. Вот мы термы римские завязали с русской античностью, и получилась такая баня. Там не только чистота тела, но и чистота души, потому что там проходят всякие лекции, люди повышают свой интеллектуальный уровень и вообще проводят прекрасно время».
С одиннадцати утра до двух часов ночи здесь не только парились и читали лекции по философии, психологии и биологии: в программе были заявлены медитации, звукоцелительство, танцевальные практики.
После налаживания отношений друг с другом трехчастный проект Андрея Сяйлева «Дома Земли» предлагает восстановить диалог с миром природы с помощью общественной архитектуры будущего. Три башни, расположенные в отдалении друг от друга, художник сделал из пришедших в негодность дверей, окон, изголовий кроватей совместно с участниками волонтерского движения «Том Сойер Фест». В башне «Инсекто-фаланстер» можно понаблюдать за жизнью пчел и, надев защитные костюмы, поднести им угощения, в «Птичьей колокольне» — поменяться местами с пернатыми и с помощью специальных датчиков движения говорить языком птиц, призывая их. В третьей башне «Театр природы» зрительные места заняли растения-эндемики Никола-Ленивца. Они одновременно актеры и зрители музыкального спектакля. Исполнить свою партию предлагается и людям: на свободных стульях, под сиденьями, спрятаны специальные датчики, которые запускают трек при нажатии на них. Кстати, с музыкальным оформлением Сяйлеву помогал композитор Владимир Раннев. Дополнили команду проекта травница, пасечник и орнитолог. На презентации «Домов Земли» прошел перформанс Аси Литвиновой «Сонастройки», в ходе которого зрители и участники сонастраивались последовательно с миром пчел, птиц и растений, в конечном итоге сливаясь с природой в единое целое.
Апофеозом перформативной программы фестиваля стало шествие участников трехдневной лаборатории «Комнаты исследования: найти своих» (режиссер Саша Никитина). До этого в трех комнатах — театральной, драматургической и художественной — сотни гостей фестиваля мастерили большой гобелен и костюмы из веток, трав, цветов и спанбонда (укрывной материал, часто используемый в сельском хозяйстве), плели венки, учились взаимодействовать с миром через кукол-посредников, писали о природе. Все созданные объекты приобрели сакральное значение в перформансе «Легенда о человеке», текст для которого написала драматург Элина Петрова. «Это легенда о несуразном человеке-яблоке, который падает с ветки на землю и рождается. Он проходит все этапы, как и мы: детство, подростковый возраст, взросление. Вторая часть перформанса — сон в космосе, где человек нашел первую любовь и потерял ее. В третьей части человек находит свой дом, где ему хорошо, и он успокаивается. Но появляются новые люди, которые спрашивают, какие у него мечты, что он ищет. И он понимает, что у него нет ответов на эти вопросы. Тогда он отправляется в путь», — рассказывает нам вкратце суть перформанса Саша Никитина. Гобелен стал знаменем шествия, символизируя единство. Завершилось действо у Ротонды прощанием с человеком, который ушел в поле искать ответы, растворяясь в природе.
Кульминацией же всего фестиваля стал уже традиционный огненный перформанс режиссера Юрия Квятковского на Масленичном поле. Под песню «Будем как искры, будем как солнце» в окружении 100 костров дожгли то, что осталось от арт-объекта «Черная гора».
Кажется, что задумка организаторов, заявленная в их манифесте, в полной мере осуществилась: каждое комьюнити нашло свое место на фестивале и в то же время стало частью социума Никола-Ленивца. Бесчисленные активности на фоне необъятных природных ландшафтов арт-парка пробуждают похороненные под городским асфальтом чувства свободы, умиротворенной радости и рождают понимание, как проста на самом деле жизнь. Одно общее неизменно читается и в глазах участников: единодушное признание в любви к этому месту, пропитанному духом творчества.
Планы на следующий, юбилейный год масштабные, но подробности пока держатся в секрете. Известно только, что праздник охватит столицу и регионы, а приглашенным куратором станет Василий Бычков, генеральный директор компании «Экспо-Парк» и основатель выставки-форума архитектуры и дизайна «Арх Москва».