18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Серебро Султаната Оман засияло в центре Москвы

Пара браслетов. Северный Оман. XX в. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Пара браслетов. Северный Оман. XX в.
Фото: Национальный музей Султаната Оман
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Дипломатическим отношениям между Россией и Оманом через год исполнится 40 лет. Музеи Московского Кремля совместно с Национальным музеем Султаната Оман представляют выставочный проект, который знакомит нашу публику с культурой этой ближневосточной страны

Если слово «ханджар» вам не знакомо, то вы почти наверняка видели предмет, который оно обозначает. Это традиционный изогнутый оманский кинжал в очень примечательных ножнах, широких и тоже изогнутых — радикально, практически под прямым углом. Ханджар — символ Султаната Оман, настолько важный символ, что присутствует на флаге и гербе страны. С 12 июля в выставочном зале Патриаршего дворца Московского Кремля можно рассмотреть все четыре традиционных типа оманских ханджаров, рукояти и ножны которых декорированы с использованием таких техник, как скань, зернь, чеканка и тиснение по серебру. И не только кинжалы — еще пояса, амулеты, ювелирные украшения, национальные костюмы и необычные аксессуары. Все это — экспонаты выставки «Серебряные сокровища Омана», первого совместного проекта Музеев Московского Кремля и Национального музея Султаната Оман.

Кинжал, тип са’иди. Северный Оман. XIX в. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Кинжал, тип са’иди. Северный Оман. XIX в.
Фото: Национальный музей Султаната Оман

Оман — старейшее независимое государство арабского мира, принявшее ислам еще при жизни пророка Мухаммеда. Начиная с XVII века Оман был империей и конкурировал с Португалией и Британией за влияние в ближневосточном регионе и Индийском океане. В XIX веке владения Оманской империи простирались на север через Ормузский пролив до Ирана и Пакистана и на юг вдоль побережья Восточной Африки до Занзибара. Это было обширное поле для кросс-культурных контактов; они не прекращаются и сегодня, когда Султанат Оман занимает стратегическое положение у входа в Персидский залив в юго-восточной части Аравийского полуос­трова. Знакомство российской публики с богатством исторического и культурного наследия Омана было вопросом времени.

«Из всех драгоценных металлов именно серебро, будучи чрезвычайно пластичным материалом, лучше всего подходит для воплощения самых ярких художественных замыслов, — рассказывает директор Национального музея Султаната Оман Джамаль Хасан аль-Мусави. — Оно легко поддается ковке, из него можно отливать, обрабатывать различными способами, что делает его, в сочетании с неповторимым блеском и сиянием, идеальным средством для художественного самовыражения».

Флакон первой коллекции духов для мужчин.  Султанат Оман, Маскат. 1983. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Флакон первой коллекции духов для мужчин. Султанат Оман, Маскат. 1983.
Фото: Национальный музей Султаната Оман

Традиция ношения серебряных украшений с выгравированными на них текстами Корана широко распространена по всему Оману. С давних пор их носили представители обоих полов. На выставке представлено ожерелье из серебра и кораллов с тремя подвесками круглой формы, принадлежавшее знатной женщине из рода аль-Бусаиди из форта Барка. В центральном круге выгравирован стих 64 из суры Юсуф (Коран 12:64), который гласит: «Аллах охраняет лучше. Он — Милосерднейший из милосердных».

Веками оманские мастера по серебру из поколения в поколение передают традиции и технику изготовления изделий, создавая уникальные произведения, отличающиеся преемственностью стиля. Излюбленные декоративные мотивы могут оставаться неизменными на протяжении веков, а в некоторых случаях и тысячелетий.  

Музеи Московского Кремля
«Серебряные сокровища Омана»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+