18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Серебро Султаната Оман засияло в центре Москвы

Пара браслетов. Северный Оман. XX в. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Пара браслетов. Северный Оман. XX в.
Фото: Национальный музей Султаната Оман
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Дипломатическим отношениям между Россией и Оманом через год исполнится 40 лет. Музеи Московского Кремля совместно с Национальным музеем Султаната Оман представляют выставочный проект, который знакомит нашу публику с культурой этой ближневосточной страны

Если слово «ханджар» вам не знакомо, то вы почти наверняка видели предмет, который оно обозначает. Это традиционный изогнутый оманский кинжал в очень примечательных ножнах, широких и тоже изогнутых — радикально, практически под прямым углом. Ханджар — символ Султаната Оман, настолько важный символ, что присутствует на флаге и гербе страны. С 12 июля в выставочном зале Патриаршего дворца Московского Кремля можно рассмотреть все четыре традиционных типа оманских ханджаров, рукояти и ножны которых декорированы с использованием таких техник, как скань, зернь, чеканка и тиснение по серебру. И не только кинжалы — еще пояса, амулеты, ювелирные украшения, национальные костюмы и необычные аксессуары. Все это — экспонаты выставки «Серебряные сокровища Омана», первого совместного проекта Музеев Московского Кремля и Национального музея Султаната Оман.

Кинжал, тип са’иди. Северный Оман. XIX в. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Кинжал, тип са’иди. Северный Оман. XIX в.
Фото: Национальный музей Султаната Оман

Оман — старейшее независимое государство арабского мира, принявшее ислам еще при жизни пророка Мухаммеда. Начиная с XVII века Оман был империей и конкурировал с Португалией и Британией за влияние в ближневосточном регионе и Индийском океане. В XIX веке владения Оманской империи простирались на север через Ормузский пролив до Ирана и Пакистана и на юг вдоль побережья Восточной Африки до Занзибара. Это было обширное поле для кросс-культурных контактов; они не прекращаются и сегодня, когда Султанат Оман занимает стратегическое положение у входа в Персидский залив в юго-восточной части Аравийского полуос­трова. Знакомство российской публики с богатством исторического и культурного наследия Омана было вопросом времени.

«Из всех драгоценных металлов именно серебро, будучи чрезвычайно пластичным материалом, лучше всего подходит для воплощения самых ярких художественных замыслов, — рассказывает директор Национального музея Султаната Оман Джамаль Хасан аль-Мусави. — Оно легко поддается ковке, из него можно отливать, обрабатывать различными способами, что делает его, в сочетании с неповторимым блеском и сиянием, идеальным средством для художественного самовыражения».

Флакон первой коллекции духов для мужчин.  Султанат Оман, Маскат. 1983. Фото: Национальный музей Султаната Оман
Флакон первой коллекции духов для мужчин. Султанат Оман, Маскат. 1983.
Фото: Национальный музей Султаната Оман

Традиция ношения серебряных украшений с выгравированными на них текстами Корана широко распространена по всему Оману. С давних пор их носили представители обоих полов. На выставке представлено ожерелье из серебра и кораллов с тремя подвесками круглой формы, принадлежавшее знатной женщине из рода аль-Бусаиди из форта Барка. В центральном круге выгравирован стих 64 из суры Юсуф (Коран 12:64), который гласит: «Аллах охраняет лучше. Он — Милосерднейший из милосердных».

Веками оманские мастера по серебру из поколения в поколение передают традиции и технику изготовления изделий, создавая уникальные произведения, отличающиеся преемственностью стиля. Излюбленные декоративные мотивы могут оставаться неизменными на протяжении веков, а в некоторых случаях и тысячелетий.  

Музеи Московского Кремля
«Серебряные сокровища Омана»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+