18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Утвердительница нового искусства Ольга Розанова

Ольга Розанова. «Беспредметная композиция». Около 1916.  Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Беспредметная композиция». Около 1916.
Фото: Государственный Русский музей
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Эстафету, начатую в прошлом году «ГЭС-2», подхватил Русский музей: выставка из 120 картин и печатной графики Ольги Розановой, преимущественно из собственного собрания музея, основана на рифмах и контрастах, изображениях и текстах

Двадцать лет назад в Государственном Русском музее состоялась выставка «„Бубновый валет“ в русском авангарде». Это была попытка воссоздать если не букву, то дух выставок объединения художников, которое начинало с фовизма, а закончило свою деятельность под руководством и полным контролем Казимира Малевича. В 2004 году магниты как музейная сувенирная продукция только входили в моду. Среди немногих произведений, которые были репродуцированы на железной основе, была картина Ольги Розановой «Четыре туза. Одновременное изображение». Так музей подчеркивал значимость художницы, которую современники называли по-разному: кто — «чувствительным ребенком-женщиной», кто — «хозяйственной мышью». Но Александр Родченко возвел Розанову в превосходную степень: «Живописец-Изобретатель… революционер Искусства, первый Мастер супрематической живописи». Надо понимать, что Малевичу на этих скрижалях достался второй номер.

Ольга Розанова. «Натюрморт с зеленым кувшином». Начало 1910-х.  Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Натюрморт с зеленым кувшином». Начало 1910-х.
Фото: Государственный Русский музей

Слова Родченко стали названием нынешнего проекта, который начинается картиной «Зеленая полоса». Она создана позже первого «Черного квадрата», но превосходит его по чистоте супрематичности. Это хорошее начало — но как показать персоналию художницы, биография которой подробно изучена, изданы толстые книги и каталоги сравнительно небольшого наследия Розановой, активно работавшей всего восемь лет? К тому же еще не остыла выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», состоявшаяся в «ГЭС-2», и не все, что было там представлено, оказалось доступно для показа в Петербурге.

Ольга Мусакова, куратор проекта, ведущий научный сотрудник Русского музея, построила выставку из 120 картин и печатной графики Розановой, в основном из собрания ГРМ, на рифмах и контрастах, изображениях и текстах. Впервые показаны ранние картины «Натурщик» и «Портрет молодой женщины» — ничего в этих ученических работах не предвещает авангарда. Рядом — созданные уверенной рукой мастера натюрморты и городские пейзажи. От их чистых красок рукой подать до лучших супрематических композиций.

К известному портрету Анны Розановой, сестры художницы, «приложен» впервые показываемый каталог выставки Союза молодежи 1913 года, точнее, лист плотной бумаги большого формата с перечислением названий картин. Он принадлежал Александру Бенуа, который сделал на тексте карандашный набросок портрета.

Ольга Розанова. «Письменный стол». 1916. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Письменный стол». 1916.
Фото: Государственный Русский музей

Напротив «Четырех тузов» помещена другая эмблематичная картина из коллекции ГРМ — «Письменный стол». Изображения барометра, складной линейки и хаотически разбросанных букв напоминают о том, что Розанова двигалась в сторону коллажа. Кстати, на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922 году одну из ее картин приобрел мастер коллажа Курт Швиттерс.

Конечно, проект не мог обойтись без карточной серии. Две картины — «Пиковая дама» и «Бубновая дама» — окружены литографиями Розановой из «Заумной книги» Алексея Крученых и Романа Якобсона. Там десять карточных персонажей. Прототипы, соратники Розановой, давно установлены историком искусства Фаиной Балаховской.

Под влиянием Крученых художница начинала сочинять стихи. «…Хрустально малый / Пронзает светом / Больным и алым».

Манифесты ей удавались еще лучше. «…Свобода творчества — есть первое условие самобытности!» «…В беспрерывном обновлении Будущее Искус­ства!» 

Государственный Русский музей
«Ольга Розанова (1886–1918). "Революционер искусства"»
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
4
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+