Двадцать лет назад в Государственном Русском музее состоялась выставка «„Бубновый валет“ в русском авангарде». Это была попытка воссоздать если не букву, то дух выставок объединения художников, которое начинало с фовизма, а закончило свою деятельность под руководством и полным контролем Казимира Малевича. В 2004 году магниты как музейная сувенирная продукция только входили в моду. Среди немногих произведений, которые были репродуцированы на железной основе, была картина Ольги Розановой «Четыре туза. Одновременное изображение». Так музей подчеркивал значимость художницы, которую современники называли по-разному: кто — «чувствительным ребенком-женщиной», кто — «хозяйственной мышью». Но Александр Родченко возвел Розанову в превосходную степень: «Живописец-Изобретатель… революционер Искусства, первый Мастер супрематической живописи». Надо понимать, что Малевичу на этих скрижалях достался второй номер.
Слова Родченко стали названием нынешнего проекта, который начинается картиной «Зеленая полоса». Она создана позже первого «Черного квадрата», но превосходит его по чистоте супрематичности. Это хорошее начало — но как показать персоналию художницы, биография которой подробно изучена, изданы толстые книги и каталоги сравнительно небольшого наследия Розановой, активно работавшей всего восемь лет? К тому же еще не остыла выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», состоявшаяся в «ГЭС-2», и не все, что было там представлено, оказалось доступно для показа в Петербурге.
Ольга Мусакова, куратор проекта, ведущий научный сотрудник Русского музея, построила выставку из 120 картин и печатной графики Розановой, в основном из собрания ГРМ, на рифмах и контрастах, изображениях и текстах. Впервые показаны ранние картины «Натурщик» и «Портрет молодой женщины» — ничего в этих ученических работах не предвещает авангарда. Рядом — созданные уверенной рукой мастера натюрморты и городские пейзажи. От их чистых красок рукой подать до лучших супрематических композиций.
К известному портрету Анны Розановой, сестры художницы, «приложен» впервые показываемый каталог выставки Союза молодежи 1913 года, точнее, лист плотной бумаги большого формата с перечислением названий картин. Он принадлежал Александру Бенуа, который сделал на тексте карандашный набросок портрета.
Напротив «Четырех тузов» помещена другая эмблематичная картина из коллекции ГРМ — «Письменный стол». Изображения барометра, складной линейки и хаотически разбросанных букв напоминают о том, что Розанова двигалась в сторону коллажа. Кстати, на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922 году одну из ее картин приобрел мастер коллажа Курт Швиттерс.
Конечно, проект не мог обойтись без карточной серии. Две картины — «Пиковая дама» и «Бубновая дама» — окружены литографиями Розановой из «Заумной книги» Алексея Крученых и Романа Якобсона. Там десять карточных персонажей. Прототипы, соратники Розановой, давно установлены историком искусства Фаиной Балаховской.
Под влиянием Крученых художница начинала сочинять стихи. «…Хрустально малый / Пронзает светом / Больным и алым».
Манифесты ей удавались еще лучше. «…Свобода творчества — есть первое условие самобытности!» «…В беспрерывном обновлении Будущее Искусства!»
Государственный Русский музей
«Ольга Розанова (1886–1918). "Революционер искусства"»
До 2 сентября