В 1885 году лондонский журналист Джордж Огастес Сала вызвал бурную реакцию общества серией статей о Мельбурне. В них он превознес город, назвав его восхитительным, «благодаря как благосостоянию, так и населяющим его людям». С тех пор словосочетание «восхитительный Мельбурн» стало устойчивым. С 2011 по 2017 год город удерживал первую строчку в списке лучших для жизни по версии журнала The Economist, да и по сей день находится на верхних позициях.
Культурная история региона насчитывает более 40 тыс. лет. До прихода британцев коренные народы бунвуррунг, войвуронг и вурунджери жили в гармонии с окружающей средой. В аборигенной мифологии люди этой земли произошли от великого орла Бунжила — его изображения можно найти по всему городу.
В 1835 году первые колонисты бросили якорь в устье реки Ярра и основали поселение на ее северном берегу. Через два года поселение стало официально называться Мельбурном в честь тогдашнего британского премьер-министра Уильяма Лэма, второго виконта Мельбурна. Шли годы, и маленький поселок быстро превратился в город.
Неоспоримым европейским духом Мельбурн во многом обязан викторианскому архитектурному наследию. Расположенные по соседству два исторических торговых пассажа — аркады 1860-х и 1890-х годов постройки с мозаичными полами и сочетанием стекла и металла в крутых сводах — создают особый, кинематографический фон для ювелирных лавочек и чайных комнат. Величественное здание бывшего Главного почтового офиса (1867) по сей день служит нулевым километром штата Виктория. Сегодня его почти целиком занял H&M.
Золотая лихорадка 1850-х годов в штате вызвала небывалый строительный бум. Мельбурн становился все восхитительнее и вскоре утвердил за собой статус передового города Британской империи, второго после Лондона. Именно в те годы были возведены три здания, ставшие образцами архитектуры с приставкой «нео-». Дом парламента в стиле неоклассицизм отличается внушительной дорической колоннадой. Его начали строить в 1855 году, и уже в 1856-м основная часть здания была открыта для заседаний. Однако дальнейшие планы строительства реализовывались мучительно долго, и завершилось оно лишь в 1929 году. Золотая лихорадка пошла на спад, и оригинальный проект с грандиозным куполом так и не был воплощен. Неоготический собор Святого Патрика (строительство началось в 1851-м) посвящен покровителю Ирландии неспроста: в середине позапрошлого века практически 100% прихожан в Мельбурне были ирландцами. В 1990-е в ходе реставрации собора одну из гаргулий пришлось заменить полностью. Каменщики придали новой скульптуре портретное сходство с тогдашним премьер-министром штата Виктория (политик был чрезвычайно этим польщен). И наконец, здание Казначейства (1858–1872) в стиле неоренессанс. В прошлом символ стремительного обогащения региона, с 1994 года это Музей истории Мельбурна и штата Виктория. Большая часть его экспозиции связана с периодом золотой лихорадки.
Оборотной стороной стремительного обогащения был столь же стремительный рост преступности в штате. Тюрьму, открывшуюся в 1841 году, пришлось неоднократно достраивать в последующие десятилетия. В 1972 году здание из местного темного базальта стало музеем, в год его посещает 140 тыс. туристов. Самый знаменитый узник Старой мельбурнской тюрьмы легендарный грабитель банков Нед Келли для многих австралийцев стал символом сопротивления произволу властей — он был воспет в народных песнях, в кино его образ воплотили Мик Джаггер, Хит Леджер и Джордж Маккей. Здесь, в тюрьме, Келли повесили в 1880 году; сегодня вам покажут его посмертную маску и знаменитые пуленепробиваемые доспехи.
Благодаря активной добыче полезных ископаемых следующий период подъема начался в 1970-е годы и продолжается по сей день. Сейчас Мельбурн насчитывает 77 небоскребов — больше, чем любой другой город в Австралии. Основная масса находится на южном берегу Ярры. Бывшая индустриальная зона стала оживленным районом с длинным променадом вдоль реки. Самое высокое на сегодня здание Australia 108 (317 м) к 2029 году перестанет быть таковым: его превзойдет 365-метровый проект голландской UNStudio и австралийского архитектора Филиппа Кокса. Здесь же, на южном берегу, задуманы самый высокий в мире вертикальный сад и большое выставочное пространство, курировать которое будут специалисты из парижского Центра Помпиду.
Соединяя историю и современность, по обоим берегам Ярры расположились здания Национальной галереи Виктории (NGV). В самом новом — Центре Яна Поттера (NGV Australia) — хранится коллекция австралийского искусства, включая собрание актуального ныне искусства аборигенов. Короткая прогулка через мост — и вы попадаете в Округ искусств. За большим прудом с фонтанами возвышается брутальное здание NGV International 1968 года постройки. В нем — собрание мирового искусства; среди прочего в постоянной экспозиции можно увидеть произведения Рембрандта, Уильяма Тёрнера и Пабло Пикассо. Выставки в галерее порой собирают по миллиону посетителей. К 2028 году правительство планирует грандиозную реконструкцию, которая добавит галерее 13 тыс. кв. м выставочных площадей, а Округу искусств — 18 тыс. кв. м городских садов. Поблизости расположен Центр искусств Мельбурна, который включает в себя несколько выставочных и концертных площадок.
Австралийцы без тени иронии называют Мельбурн своей культурной столицей. Пока жители Сиднея и Брисбена наслаждаются пляжным отдыхом, более прохладный Мельбурн бьет мировые рекорды по числу концертов в год — от классики до альтернативы. Уличное искусство — еще одна особенность Мельбурна. Здесь успели поработать Кит Харинг и Бэнкси, оказав существенное влияние на местный стиль.
Вариантов культурного и просто приятного досуга в Мельбурне не счесть. Почти в каждом городском переулке найдется уютный бар, кофейня или галерея. По центру регулярно ходит бесплатный трамвай — удивительным образом этот вид транспорта до сих пор остается здесь основным. Джентрификация последних лет особенно заметна в северной части города, где старые промышленные постройки и столетние пабы становятся модными магазинчиками и кофейнями. После того как The New York Times назвала круассаны из кофейни Lune лучшими в мире, к заведению выстроились очереди, которых богом забытый район Фицрой не знал и в лучшие времена. Хотя, возможно, лучшие времена для всего города еще впереди.
Австралийский штат Виктория называют Штатом садов, и его столица, несмотря на активную застройку, остается очень зеленым городом. Оазис в центре Мельбурна привлекает посетителей еще с 1846 года. На 28 га раскинулся образцовый ландшафт с тысячами видов растений, местных и привезенных. Здесь также можно отправиться в полуторачасовой тур по мотивам аборигенного культурного наследия народов кулин, узнать о традиционных способах использования растений и животных и поучаствовать в курительной церемонии.
Не дайте названию себя обмануть: это никакое не кафе. Зато здесь кормят идеями. Галерею, куда можно попасть только по предварительной записи, основал бизнесмен Ян Джордж, который потратил много лет и денег на коллекционирование искусства немецкого классика постмодернизма Йозефа Бойса. Расположенное в промышленных интерьерах, чудом оставшихся нетронутыми с 1937 года, «кафе» проводит выставки и публичные чтения — в частности, Рудольфа Штайнера, эзотерическими идеями которого увлекался Бойс.
Творение архитектора Джозефа Рида, автора целого ряда памятников викторианского Мельбурна, относится к 1880 году, периоду индустриальной революции, и до сих пор принимает всевозможные фестивали, выставки и прочие события, среди которых Мельбурнская неделя моды. Вместе с окружающими его садами Карлтона в 2004 году здание вошло в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромный купол и интерьеры с росписями на исторические темы отражают размах и эклектичность эпохи королевы Виктории.
Внушительное здание с острым горизонтальным силуэтом и стенами цвета ржавчины появилось на южном берегу Ярры в 2002 году. Проект мельбурнской студии Wood Marsh стал домом для Австралийского центра современного искусства. Центр специализируется на экспериментальных и образовательных проектах местных и международных художников. Здание расположено по соседству с еще одним памятником Викторианской эпохи — солодовым хранилищем, которое в 1980-х годах было превращено в театральный и концертный зал