18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. Здесь все продумано так, чтобы было интересно и взрослым, и детям

На скучных выставках посетители начинают считать ворон — на интересных можно посчитать селедку. А еще порисовать на стенах и вообще вести себя как в цирке (и при этом смотрительницы ничего не скажут). Именно такие возможности предлагает проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу», который будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. В конце концов, если на картинах Марка Шагала люди летают, а козы и рыбы играют на скрипке, то почему бы не позволить и зрителю вести себя как-то по-особенному? На выставке установлено строгое возрастное ограничение: нужно либо быть ребенком, либо позволить себе вернуться в детство хотя бы на время ее осмотра.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности. Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Главным произведением здесь выступает автобиографическая книга Шагала «Моя жизнь», которую многим посетителям наверняка захочется прочитать целиком. Несколько эпизодов из нее предстали в виде фантазийных комнат-инсталляций. Первая посвящена рождению художника, которое обернулось настоящим чудом, ведь родился он мертвым. «Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить, — пишет он о себе в третьем лице. — Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул». Инсталляция демонстрирует, как могло бы выглядеть скромное убранство «маленького домика у дороги позади тюрьмы на окраине Витебска», где появился на свет Шагал; анимированное видео Елизаветы Скворцовой показывает превращенное в колыбель корыто.

Следующие две комнаты выставки-путешествия — именно так позиционируют проект его кураторы Ира Дворецкая и Мария Гадас — посвящены детству Шагала и его первым шагам в искусстве. Отец художника трудился грузчиком в селедочной лавке (в своей забрызганной рассолом одежде и с редкой слабой улыбкой он представлялся сыну «загадочным и грустным, каким-то непостижимым»), мать вела домашнее хозяйство, но была даровитой рассказчицей («Весь мой талант таился в ней, в моей матери»). О Витебске Шагал пишет как о родственнике или друге: «Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя сколько хотел». Кто знает, возможно, маленькому Шагалу — тогда еще Мовше, а не Марку — хотелось протянуть руку к горизонту и потрогать громоздящиеся друг на друга крыши. На выставке это можно сделать легко: почти кубистический город из воспоминаний и картин художника выстроен здесь в виде интерактивной инсталляции.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

В разделе о животных — а искусство Шагала населено лошадьми и коровами, петухами и рыбами — детям постарше предложено поиграть в театр теней, а для малышей оставлен целый ворох пальчиковых игрушек. Взрослым же будет любопытно узнать о том, что общего находил художник между женщиной и коровой (в поэтическом смысле).

Дальше посетители знакомятся с Беллой — женой и музой Шагала, а затем, шагнув внутрь волшебного шкафа, оказываются в Париже. «Мой второй Витебск», — называл этот город художник. Там он работал, как сообщает очередной отрывок из книги, натягивая на подрамники вместо холстов собственные скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски. Причем работал нагишом — за этим фактом следует признание: «Терпеть не могу одежду и всю жизнь одеваюсь как попало».

В конце путешествия посетителям предлагается переоблачиться в цирковых артистов (Шагал отзывался о цирке как о волшебстве), поучиться жонглировать, оставить на стене автограф, а затем, вооружившись зеркалом, найти в нем отражение города, который завис вверх тормашками под потолком. И представить, будто ты сам идешь по небу.

Да, глазеть здесь следует не только по сторонам, но и наверх: там много чего интересного, включая косяк селедок. А на стенах, конечно, висит искусство: около десятка работ самого Шагала, а еще графика Григория Ингера из серии «Мое детство» и иллюстрации Натана Альтмана к рассказам Шолом-Алейхема.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Оформлением выставки занимались сразу пять художников: Екатерина Галактионова, Ангелина Ермачкова, Любовь Леонова, Юрий Мелексетян и Нина Якимова. Свою задачу они выполнили играючи, избежав слишком прямолинейных ходов — никаких парящих под потолком влюбленных.

Замысел авторов проекта, очевидно, состоит не только в том, чтобы познакомить детей с искусством Марка Шагала, но и в том, чтобы научить их видеть чудесное и необыкновенное в обыденном — работы самого мечтательного авангардиста создают для этого подходящий контекст. Взрослым, утратившим с годами этот навык, выставка тоже будет полезна — ее покидаешь с ощущением, что уж лучше не синица в руках, а селедка в небе.  

Еврейский музей и центр толерантности
«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»
До 6 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+