18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. Здесь все продумано так, чтобы было интересно и взрослым, и детям

На скучных выставках посетители начинают считать ворон — на интересных можно посчитать селедку. А еще порисовать на стенах и вообще вести себя как в цирке (и при этом смотрительницы ничего не скажут). Именно такие возможности предлагает проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу», который будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. В конце концов, если на картинах Марка Шагала люди летают, а козы и рыбы играют на скрипке, то почему бы не позволить и зрителю вести себя как-то по-особенному? На выставке установлено строгое возрастное ограничение: нужно либо быть ребенком, либо позволить себе вернуться в детство хотя бы на время ее осмотра.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности. Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Главным произведением здесь выступает автобиографическая книга Шагала «Моя жизнь», которую многим посетителям наверняка захочется прочитать целиком. Несколько эпизодов из нее предстали в виде фантазийных комнат-инсталляций. Первая посвящена рождению художника, которое обернулось настоящим чудом, ведь родился он мертвым. «Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить, — пишет он о себе в третьем лице. — Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул». Инсталляция демонстрирует, как могло бы выглядеть скромное убранство «маленького домика у дороги позади тюрьмы на окраине Витебска», где появился на свет Шагал; анимированное видео Елизаветы Скворцовой показывает превращенное в колыбель корыто.

Следующие две комнаты выставки-путешествия — именно так позиционируют проект его кураторы Ира Дворецкая и Мария Гадас — посвящены детству Шагала и его первым шагам в искусстве. Отец художника трудился грузчиком в селедочной лавке (в своей забрызганной рассолом одежде и с редкой слабой улыбкой он представлялся сыну «загадочным и грустным, каким-то непостижимым»), мать вела домашнее хозяйство, но была даровитой рассказчицей («Весь мой талант таился в ней, в моей матери»). О Витебске Шагал пишет как о родственнике или друге: «Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя сколько хотел». Кто знает, возможно, маленькому Шагалу — тогда еще Мовше, а не Марку — хотелось протянуть руку к горизонту и потрогать громоздящиеся друг на друга крыши. На выставке это можно сделать легко: почти кубистический город из воспоминаний и картин художника выстроен здесь в виде интерактивной инсталляции.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

В разделе о животных — а искусство Шагала населено лошадьми и коровами, петухами и рыбами — детям постарше предложено поиграть в театр теней, а для малышей оставлен целый ворох пальчиковых игрушек. Взрослым же будет любопытно узнать о том, что общего находил художник между женщиной и коровой (в поэтическом смысле).

Дальше посетители знакомятся с Беллой — женой и музой Шагала, а затем, шагнув внутрь волшебного шкафа, оказываются в Париже. «Мой второй Витебск», — называл этот город художник. Там он работал, как сообщает очередной отрывок из книги, натягивая на подрамники вместо холстов собственные скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски. Причем работал нагишом — за этим фактом следует признание: «Терпеть не могу одежду и всю жизнь одеваюсь как попало».

В конце путешествия посетителям предлагается переоблачиться в цирковых артистов (Шагал отзывался о цирке как о волшебстве), поучиться жонглировать, оставить на стене автограф, а затем, вооружившись зеркалом, найти в нем отражение города, который завис вверх тормашками под потолком. И представить, будто ты сам идешь по небу.

Да, глазеть здесь следует не только по сторонам, но и наверх: там много чего интересного, включая косяк селедок. А на стенах, конечно, висит искусство: около десятка работ самого Шагала, а еще графика Григория Ингера из серии «Мое детство» и иллюстрации Натана Альтмана к рассказам Шолом-Алейхема.

Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.  Фото: Дима Жаров
Фрагмент экспозиции «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музе и центре толерантности.
Фото: Дима Жаров

Оформлением выставки занимались сразу пять художников: Екатерина Галактионова, Ангелина Ермачкова, Любовь Леонова, Юрий Мелексетян и Нина Якимова. Свою задачу они выполнили играючи, избежав слишком прямолинейных ходов — никаких парящих под потолком влюбленных.

Замысел авторов проекта, очевидно, состоит не только в том, чтобы познакомить детей с искусством Марка Шагала, но и в том, чтобы научить их видеть чудесное и необыкновенное в обыденном — работы самого мечтательного авангардиста создают для этого подходящий контекст. Взрослым, утратившим с годами этот навык, выставка тоже будет полезна — ее покидаешь с ощущением, что уж лучше не синица в руках, а селедка в небе.  

Еврейский музей и центр толерантности
«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»
До 6 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+