18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
На последней ярмарке 1703 в Петербурге рекорды побил пионер российского медиаарта Аристарх Чернышев: работы из серии Fluid Тransformations у галереи «Сабстанция» продались на 4,55 млн руб. Фото: Григорий Оноприенко
На последней ярмарке 1703 в Петербурге рекорды побил пионер российского медиаарта Аристарх Чернышев: работы из серии Fluid Тransformations у галереи «Сабстанция» продались на 4,55 млн руб.
Фото: Григорий Оноприенко
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Цифровое и генеративное искусство, иммерсивные инсталляции и видео-арт, созданный с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и других комплексных технических средств выразительности, переживают всплеск внимания публики

Развитие блокчейн-технологий и появление NFT предлагают новые возможности переосмыслить традиционные понятия об авторстве, владении и ценности в искусстве, расширяя круг художников, коллекционеров и инвесторов. В то же время количество проектов в области experiential art («искусство опыта») растет промышленными темпами: миллионы посетителей иммерсивных выставок по всему миру отдают предпочтение проектам, в которых мультисенсорный опыт становится основой познания. На, казалось бы, противоположных полюсах медиаарта происходит процесс демократизации доступа к искусству — как для публики, так и для участников профессионального комьюнити, а в логику художественного производства активно вмешивается логика экономики впечатлений.

Формат NFT меняет традиционные системы в арт-бизнесе, уменьшая необходимость в посредниках. Однако вопросы продвижения искусства здесь не снимаются: подавляющему большинству художников недостаточно опубликовать работу для того, чтобы она продалась. Но сейчас это вопрос диджитал-маркетинга, а не традиционного галерейного продвижения.

По словам коллекционера Фериде Икиз, бизнес-модели в NFT-арте в высшей степени спекулятивны и условно делятся на две категории. В одном случае крупные инвесторы могут вызывать ажиотаж, совершая массовые закупки, чтобы создать впечатление, что владение работой конкретного художника принесет гарантированную прибыль. Этот эффект FOMO распространяется, и люди, желая получить прибыль, начинают вкладывать деньги. Так, в декабре 2021 года $91,8 млн принесли художнику Pak продажи токенов его проекта The Merge. В торгах приняло участие около 28 тыс. криптоинвесторов. Напомним, что самым дорогим из живущих художников считается Джефф Кунс, продавший «Кролика» за $91,1 млн в 2019 году.

Фрагменты видео Memo Akten из серии Learning to See: Gloomy Sunday’. 2017.  Фото: memo.tv
Фрагменты видео Memo Akten из серии Learning to See: Gloomy Sunday’. 2017.
Фото: memo.tv

Во втором случае крупные биржи, торговые площадки NFT и сами криптовалюты используют собственные ресурсы и распределяют токены (airdrop) для генерации объема продаж, создавая рыночную активность. Это возбуждает аппетит художников к производству NFT и увеличивает объемы транзакций и комиссионных. Так, платформа SuperRare выпустила свою криптовалюту на базе Ethereum, RareDollar, и провела airdrop. Она торговалась на небольших биржах, а позже появилась на Binance, достигнув $2,6; сейчас она стоит около $0,09.

По отчету Art Basel и UBS за 2023 год, лишь 3% приходится на продажи цифрового искусства, а новые медиа занимают не более 15% рынка. В период кризиса, спровоцированного геополитическими конфликтами, коллекционеры предпочитают более ликвидную и надежную живопись, тогда как NFT-искусство остается инвестиционным инструментом с максимальной волатильностью. Коллекционеры стали гораздо меньше путешествовать по ярмаркам и другим арт-событиям, а самые активные покупатели цифровых работ — поколение Z, те, кому сейчас около 20-ти и для кого цифровая среда и  эстетика являются нативными.

За границами живого экономического процесса остаются более сложные виды искусства из области Art & Science: био-арт, робототехническое искусство, художественные практики, погружающие в исследование вопросов физики, нейронаук, квантовых вычислений. Сложность здесь заключается в процессе производства и хранения работ и производства смыслов. По-настоящему наукоемкие проекты требуют команды разных экспертов (ученых, программистов, инженеров, технологов), несколько лет исследований и серьезный бюджет. Это искусство завязано на грантах, фондах, научных институциях и не вписывается в законы рынка.

Коммерческие галереи не в силах потянуть инвестиции такого уровня, тем не менее художники Art & Science хотят не только выставляться, но и продаваться. Такие важные имена в этой сфере, как Memo Akten, Марио Клингеманн, Дэвид Янг, исследующие потенциал технологий искусственного интеллекта, заходят на рынок NFT, адаптируя под него уже существующие работы. Так, на новой ярмарке Noise, которая прошла в январе в Стамбуле и фокусировалась на новых медиа, цюрихская галерея Kate Vass представила NFT-версии известных видео Memo Akten из серии Learning to See 2017 года по 8 ETH за работу. Небольшие живописные произведения из новой серии Марио Клингеманна Neural Abstraction вместе с сопровождающими NFT продавались за 4,5 ETH.

Фрагменты видео Memo Akten из серии Learning to See: Gloomy Sunday’. 2021.  Фото: memo.tv
Фрагменты видео Memo Akten из серии Learning to See: Gloomy Sunday’. 2021.
Фото: memo.tv

На последней ярмарке 1703 в Петербурге рекорды побил пионер российского медиаарта Аристарх Чернышев: работы из серии Fluid Transformations у галереи «Сабстанция» продались на 4,55 млн руб., причем 13 из 14 видеоработ, созданных с помощью ИИ, ушли в одну коллекцию.

В области искусства новых медиа возникает новый, более гибкий, чем галереи, формат агента или агентства: агент может представлять отдельные проекты, не ограничивать автора эксклюзивным контрактом и иметь больше свободы в отборе проектов. Например, центр Art & Science Университета ИТМО принял участие в ярмарке 1703 в качестве агента, представляя работы своих студентов и выпускников, и среди проданного (за 210 тыс. руб.) было трехчастное видео выпускницы магистратуры Ксении Горлановой.

Но этим возможности финансового функционирования художников не ограничиваются. Сравнительно новую форму самоорганизации в отчете Future Art Ecosystems описывает галерея Serpentine. Ссылаясь на опыт японской студии teamLab, завоевавшей успех иммерсивными пространствами, она предлагает понятие art stack. По аналогии с tech stack в IT-бизнесе ее организационная структура — вертикально интегрированная система производства, в которой художники возглавляют и контролируют все стадии производства, что позволяет им работать в больших масштабах и обходить арт-истеблишмент. Студии, организованные по такому принципу, имеют в составе как художественные, так и технологические команды, собственные выставочные пространства и контролируют свои доходы. Результаты впечатляют. Согласно отчету Японской национальной туристической организации, каждый десятый турист в Токио посещает музеи teamLab, что в общей сложности в 2023 году составило 4,8 млн человек. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+