18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На фестивале «Табуретка» заговорили сны

Фестиваль искусств «Табуретка».  Фото: Иван Черных
Фестиваль искусств «Табуретка».
Фото: Иван Черных

Центральный арт-объект фестиваля «Табуретка» — инсталляция Сергея Чернова в виде гигантского табурета с античными колоннами, на котором каждый год читают стихи и устраивают перформансы, а в этот раз проект распространился на весь Мончегорск

Темой восьмого фестиваля искусств «Табуретка» стали сны, а город Мончегорск, что в 140 км от Мурманска, превратился в лабораторию визуальных искусств. Девять лет назад фестиваль начинался как литературный, но теперь трансформировался и превратился в разнонаправленный арт-проект. Однако свою партиципаторную основу он сохранил, то есть главное для основательницы фестиваля Марины Смирновой — соучастие мончегорцев. Идею сделать инсталляцию в виде большой табуретки для чтения стихов предложила местная жительница Оксана Китаева. В рамках всероссийского проекта «Литературный след», куратором которого выступала художница Марина Звягинцева, в разных городах были установлены инсталляции, идеи которых предлагали горожане. Так в Мончегорске появилась «Табуретка». Московский художник Сергей Чернов переосмыслил предложение Оксаны Китаевой — соединил бытовой предмет и высокий штиль, сделав ножки табурета в виде античных колонн.

«Табуретка» стоит в городском парке и давно стала достопримечательностью. От инсталляции начинается длинный ряд белых палаток, где показывают арт-проекты этого года, проходят мастер-классы, «гаражные» распродажи и разные творческие активности. В одной из таких палаток петербургский фотограф Иван Черных представил инсталляцию «Консервированные сны». Накануне открытия он весь день ходил по Мончегорску и снимал местных жителей, а также кошек и собак, которых в городе немало. Затем из тысячи снимков распечатал около 200 и разложил их по банкам, которые разместил в старом шкафу в ретроинтерьере, что в целом напомнило дом заботливой бабушки, которая делает запасы варенья. Каждый желающий мог во время фестиваля забрать на память баночку с собственным фото и сделать новый снимок внутри тотальной инсталляции.

Петербургские художники Настя Тимофеева и Света Миронова вместе с гостями фестиваля создавали фантастические маски, превращая участников в персонажей из мира снов. В другой палатке можно было рассказать сны психологу и астрологу, заглянув в свое подсознание с разных точек зрения. Еще один шатер, на сей раз черный, был превращен в театральную сцену, где показывали иммерсивный спектакль «Вдох» московского театра Morpheus, для которого мончегорцы создали декорации и реквизит. Рядом расположилась сцена, где выступали местные группы и приглашенные из других городов звезды. Под аккомпанемент профессиональных музыкантов пел весь город, акция получила название «Хор на весь двор».

Фестиваль искусств «Табуретка».  Фото: Иван Черных
Фестиваль искусств «Табуретка».
Фото: Иван Черных

Центральным событием стала кинолаборатория под руководством швейцарского режиссера-документалиста Антуана Каттина, который уже 20 лет живет в России. Лаборатория началась с упражнения, где каждый участник снимал свой день. Один из 10-минутных фильмов открыл финальную часть фестиваля на сцене местного Дома культуры. Из 20 фильмов был выбран «Мой день» сварщика горно-металлургического завода Андрея Савенкова. Зрители прожили с мончегорцем его обычный день, начиная с пробуждения, умывания, купания в местном озере, сварки деталей механизмов на работе и заканчивая возвращением домой. В Мончегорске сейчас белые ночи, поэтому, чтобы оказаться в темноте и побыстрее заснуть, нужно как следует задернуть шторы. В финале фильма герой раздевается в полутьме зашторенной комнаты и падает в кровать, а вместо титров зрители видят будто бы его сон, где Андрей, стоя на балконе, поет песню «Боже, какой пустяк».

Второй фильм, «Кукольница», сняла основательница фестиваля Марина Смирнова. Несколько месяцев назад она прошла курс Антуана Каттина в Петербурге и теперь в каждом моменте видит сюжет для сценария. Марина Смирнова побывала в гостях у Натальи Князевой, которая много лет делает кукол из полимерной глины. Ее квартира в коврах в стиле Versace и с искусственной шкурой тигра сама по себе напоминает кукольный домик. Впрочем, разговор получился не столько про искусство изготовления кукол, сколько про жизнь. Почти каждую фразу кукольницы комментировал ее муж Андрей, который то появлялся в кадре в халате Versace, то исчезал в другой комнате. Его вставки внесли изрядную долю юмора в сюжет. Однако разговор с Натальей Князевой получился очень искренним. «Никто не понимает, зачем я создаю куклы, но, когда у меня есть время и мне не по себе, я сажусь и делаю», — рассказала она.

Третий фильм зафиксировал психологическую расстановку с Ариной Макаровой, которая потеряла отца. Каждый участник расстановки ненадолго примерил на себя роль одного из членов ее семьи. Вместе с психологом они прорабатывали отношения в семье и высказывали свои эмоции. Объектив камеры немного подкрасили белой краской, так что казалось, что все происходит во сне. Эксперимент с неожиданным результатом — вот суть метода Антуана Каттина. И в этом случае он проявился особенно глубоко для участников непридуманного акционистского действа.

Четвертый фильм стал настоящим откровением. Участники лаборатории (а это примерно 20 человек) просили людей на улице поделиться историями об их снах. «Мы опросили около 200 человек. Половина отказалась разговаривать с нами вовсе, некоторые что-то выдумывали на ходу, но многие рассказали свои сны очень искренне», — говорит Марина Смирнова. Одна девочка лет девяти вспомнила сон об отце, который недавно погиб. Он пришел к ней в сновидении, держа на руках пса, который умер несколько лет назад. Женщина среднего возраста рассказала сон про город, где поселился страх и где начали пропадать люди. От каждого исчезнувшего оставался лишь один ботик. Уход в неизвестность воспринимался жителями города как благо и радость, потому что в сознание этих людей «будто что-то влили». На фоне этой истории транслировались кадры, снятые в заброшенном общежитии.

Кажется, весь Мончегорск включился в сновидческий проект. Например, в городском парке и на берегу Комсомольского озера появилось несколько арт-интервенций неизвестного автора. Жительница города сделала из полимерной глины слепки мест, где с детства любит гулять и которые стали ее личными местами силы. Об этом она написала от руки рядом с арт-объектами. Так что мончегорцы участвовали не только в официальной программе фестиваля, но и создали свою, параллельную.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+