18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Шерборн-Хаус, спасенный местным предпринимателем, вновь стал центром искусств

После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения. Фото: Space Design
После реставрации особняк Шерборн-хаус вновь готов отвечать культурным запросам местного населения.
Фото: Space Design
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Возрождение георгианского особняка в английском графстве Дорсет произошло почти чудесным образом, роль волшебника взял на себя меценат Майкл Кэннон. Среди проведенных в доме работ особое значение имела реставрация росписей Джеймса Торнхилла

Одной из главных задач волонтеров в Шерборн-Хаусе — стоящем в самом центре одноименного городка в Дорсете особняке — было расставлять ведра под дырами в крыше. Во время сильных дождей задача становилась непосильной, и вода стекала прямо по самому эффектному произведению искусства в Шерборн-Хаусе — созданной в 1720-х годах Джеймсом Торнхиллом росписи с героями древнегреческих мифов, полностью покрывающей стены и потолок над лестницей.

Дом, стоявший на подпорках из строительных лесов, был внесен в национальный реестр важных объектов архитектуры, находящихся под угрозой, но надежды получить финансирование из Фонда лотереи «Культурное наследие» или победить в шоу «Реставрация» на BBC не оправдались. Местные власти пришли к выводу, что не могут позволить себе его реставрацию. В 2007 году муниципалитет проголосовал за его продажу. Особняк приобрел застройщик, заплативший за него £3 млн. Казалось, что широкая публика больше никогда не получит доступ в Шерборн-Хаус.

Но вышло иначе. Сейчас дом отреставрировали от чердака до подвала, полностью заменили электропроводку и водопровод, внедрили современные технологии и открыли недавно как The Sherborne — центр искусств и туристический объект с бесплатным входом.

Особняк был спроектирован в 1720 году (скорее всего, дорсетским архитектором Бенджамином Бастардом) для политика и землевладельца Генри Сеймура Портмана. Дом на холме выглядел величественно, но его задняя часть оставалась беспорядочной смесью нового, старого тюдоровского и средневекового зданий. Портман умер в 1728 году, скорее всего так и не увидев ни достроенного дома, ни впечатляющей росписи, заказанной Торнхиллу.

Шерборн-хаус до реставрации.  Фото: Space Design
Шерборн-хаус до реставрации.
Фото: Space Design

Позднее дом не раз переходил из рук в руки, что уберегло его от существенных переделок. Среди владельцев был известный актер Уильям Макриди, который в 1854 году пригласил Чарльза Диккенса провести публичные чтения в пользу Шерборнского литературно-научного общества. К ярости Макриди, продажа билетов по пять шиллингов шла очень плохо. «Что такое крона? Столько стоит бутылка плохого вина, которое хлещут на приемах», — возмущался актер. Но все-таки снизил цену, и Диккенс почти три часа читал отрывки из «Рождественской песни» и других своих произведений в «битком набитом и душном зале».

Значительную часть ХХ века в доме располагалась школа лорда Дигби для девочек. Бывшие ученицы вспоминали, как приклеивали жвачку к определенным частям тела обнаженных херувимов Торнхилла, дополняя их анатомию. Затем здесь работал центр искусств, в котором прошло множество популярных выставок, несмотря на неуклонное ухудшение состояния постройки. Учреждение закрылось почти 20 лет назад.

Реставрационные работы в Шерборн-хаусе. Фото: Space Design
Реставрационные работы в Шерборн-хаусе.
Фото: Space Design

Еще в 2006 году Майкл Кэннон, предприниматель и любитель искусств из Западной Англии, разбогатевший на пабах и пивоваренном производстве и живший с женой Салли неподалеку от Шерборна, задумал было приобрести дом. Но все же отказался от этой затеи, решив, что реставрация обойдется слишком дорого. Однако в 2018-м новые собственники захотели избавиться от недвижимости. На сей раз Кэнноны купили ее и основали Фонд Шерборн-Хауса. Кэннон привлек Стефана Питмана из бюро Spase Design в качестве архитектора, а своего друга и соратника по барному делу Джереми Ли — в качестве коммерческого директора. Результаты оказались впечатляющими. «В доме нет ни одного элемента, который мы оставили бы как было: мы работали с каждой комнатой, с каждым этажом, с каждой дверью и каждым окном», — рассказывает Питман.

Значительная часть оригинальных материалов и элементов здания сохранилась. В числе прочего отреставрировали росписи Торнхилла и изысканную лестницу с инкрустацией. Цветовые схемы для помещений были взяты из оригинальных описей. Так, вновь появились фиолетовая комната с набитыми вручную бумажными обоями (Кэннон сам выбрал стиль шинуазри и дополнил пространство георгианским камином из своего собрания) и алая комната с изготовленными на заказ ткаными дамасскими обоями. А яркие ковры (Питман подчеркивает, что они «сотканы в Англии из английской шерсти») созданы на основе георгианских сборников узоров.

Майкл Кэннон не дожил до открытия: он умер в прошлом году в возрасте 84 лет. Ли и Питман говорят, что, хотя его вдова и остается попечительницей проекта, им очень грустно, что инициатор возрождения особняка никогда не увидит результат их работы. «Но Майкл все равно присутствует во всех частях дома», — уверен Питман.

Фонд Шерборн-Хауса обязался поддерживать проект на протяжении ближайших двух лет, после чего ожидается, что The Sherborne перейдет на самофинансирование за счет кафе, бара, ресторана и нового садового павильона из дерева и стекла, достаточно просторного, чтобы проводить в нем свадьбы, корпоративные мероприятия и кинопоказы.

Во сколько обошелся проект, полностью реализованный без каких-либо грантов, Питман и Ли сообщить отказались. «Очень дорого, — задумчиво произнес Ли. — Очень». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+